Приложение МААМ

Конспект урока по специальности в классе фортепиано «Артикуляция как средство выражения в музыке»

Наталья Потачина
Конспект урока по специальности в классе фортепиано «Артикуляция как средство выражения в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого урока по специальности в классе фортепиано

Тема урока : «Артикуляция как средство выражения в музыке»

Преподаватель: Потачина Наталья Викторовна

Ученица: Шилкина Анна 7 класс (14 лет)

Тип урока : урок закрепления понятий и умений.

Публикация «Конспект урока по специальности в классе фортепиано „Артикуляция как средство выражения в музыке“» размещена в разделах

Цель урока : воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление навыков технической работы над музыкальной артикуляцией на примере изучаемых произведений.

Задачи урока :

Обучающие:

закрепить понятия «артикуляция», «средства музыкальной выразительности»;

отработать пианистические приемы, развивающие технику «произношения» пальцев (артикуляцию) на примере упражнений;

приобретение основных исполнительских навыков игры в пределах изучаемых на данном этапе произведений: ведение широкой мелодической линии, слышание многослойности фактуры, особенности звукоизвлечения и фразировки.

Развивающие:

продолжение формирования творческого подхода к использованию выразительных средств в музыке;

развитие образно-эмоциональной и слухо-интонационной сферы;

развитие музыкального мышления, творческой инициативы;

развитие технических возможностей учащейся, координации рук.

Воспитывающие:

воспитание музыкальной культуры ученика;

воспитание интереса к музыке, умения сосредоточенно, осмысленно работать над музыкальным произведением;

воспитание внимания и бережливого отношения к звукоизвлечению.

Методы реализации поставленных задач:

наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

метод эмоционально-волевого воздействия (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (исполнение преподавателем и воспроизведение самим учеником);

проблемно-поисковый (метод анализа характерных особенностей произведения, сравнения и обобщения).

Методические приемы:

словесный (вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковую ситуацию);

наглядный, практический;

показ двигательных приемов, мимика, жест;

приемы контроля и самоконтроля;

одобрение и поощрение успехов учащегося с целью стимуляции его интереса к занятию, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность.

Ожидаемый результат: развитие навыков и умений учащейся эмоционального и чувственного восприятия музыки, закрепление техники исполнения, музыкальной артикуляции, необходимой для передачи художественного содержания произведения.

План урока

I. Организационный этап:

эмоциональный настрой;

вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.

II. Основная часть.

Введение в тему.

Игра упражнений.

Работа над Этюдом соч. 105 №4 «Вдохновение» Ф. Бургмюллера. Исполнительские задачи: ощущение общей линии, горизонтальной целостности мелодии, многослойность фактуры, использование разнообразной артикуляции и звукоизвлечения.

Работа над Пассакалией соль минор Г. Генделя.

Исполнительские задачи: выявить особенности формы, характер темы, сходство и различия между вариациями. Показать хорошую пальцевую артикуляцию, владение кистевыми движениями, качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять гаммообразные пассажи. Достижение ритмической ровности, темпового единства, звуковой ровности.

Исполнение выученной пьесы Е. Дога «Сонет».

III. Заключительный этап

Подведение итогов, обобщение всего сделанного на уроке;

Выводы на основе проделанной работы.

Ход урока

Преподаватель: Каждому виду искусства присущи свои выразительные средства. Так, например, в живописи одним из основных средств выражения является цвет, а в музыкальном искусстве из всего арсенала выразительных средств мы, несомненно, выделим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение музыкального искусства от любого другого. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия музыканта-исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности.

- Аня, какие средства музыкальной выразительности тебе еще известны?

Ученица: движение звука, тембр, динамика, штрихи, окраска звука, интонация и музыкальная речь, гармония и лад, фраза и форма, метр и ритм, темп, образ.

Преподаватель: если человек хочет что-то сказать – выразить свои чувства – он знает что нужно говорить и как это надо произносить (громко или тихо, ласково или угрожающе, с каким настроением, колко, язвительно или дружелюбно. В этом случае его мысли и чувства дойдут до слушателей и его все поймут.

Также и в музыке. Тема нашего урока – артикуляция как средство выражения в музыке.

Артикуляция – это произношение. Что в музыке может быть важнее произношения мелодии?

При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно. Так и в музыке. Речевая и музыкальная интонация тесно взаимосвязаны.

Артикуляция (от латинского слова «артикуло» - расчленяю, членораздельно произношу) – способ исполнения голосом или на инструменте последовательность звуков. Определяется слитностью или расчлененностью последних. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Существует множество различных градаций звукоизвлечения, от легатиссимо (предельной слитности звуков, до стаккатиссимо (максимальной краткости звуков). Штрихи можно разделить на 3 группы:

1. Легато (применяется для достижения пения на фортепиано).

2. Нонлегато (расчлененность звуков).

3. Стаккато (краткость, отрывистость).

Применение тех или иных приёмов артикуляции зависит от существа музыкального сочинения, его языка, характера.

В нотной записи артикуляции обозначается графическими знаками: лигами, горизонтальными черточками, точками, вертикальными черточками или словами: «тенуто», «маркато» и др.

Игра на фортепиано требует владением множеством оттенков прикосновения к клавиатуре: мы говорим «погружение» в клавишу, отскок, нажим, толчок и т. д.

Для того, чтобы лучше «почувствовать» клавиатуру играем упражнения.

1 упражнение – на легато по 3 ноты. Почувствовать опору руки на первую ноту, перенос веса руки и легкое снятие руки.

2 упражнение – пятипальцевая последовательность звуков. Достижение кульминационного звука 5 пальцем. Игра разными штрихами: при движении вверх правая рука играет легато, а вниз левая рука играет стаккато. Затем наоборот.

Ф. Бургмюллер. Этюд соч. 105 №4 «Вдохновение». Мелодический этюд, широкая мелодия, многослойность фактуры, легкое трепетание в среднем голосе.

Форма – простая 3-х частная.

Мелодия – пение человеческого голоса, необходимо при исполнении легато использовать вес руки. «Погружаться» с нежностью, лаской и теплом. Задача – ощутить общую линию, стремление к горизонтальной целостности мелодии (важно внутренне услышать выразительные особенности мелодии, фразировка. Игра с пением (сочинить слова).

Способы работы:

I часть - 1) игра мелодии с басом; 2) преподаватель играет мелодию, а ученица бас и средний голос.

Средний голос – «воздушная» прослойка. Легкое прикосновение к клавишам.

II часть – кульминация этюда. Изложение темы двойными нотами

1) игра верхнего голоса с басом.

III часть – работа над окончанием, интонирование лиг по две ноты.

Г. Гендель. Пассакалия соль минор. Является финалом и кульминацией Клавирной сюиты №7. Сюита состоит из 6 пьес: увертюра, анданте, аллегро, сарабанда, жига, пассакалия.

Пассакалия написана в форме вариаций. Гармония неизменна, используются приемы мелодического варьирования (секвенции, гаммы, арпеджио).

Давай сыграем гармоническую основу Пассакалии.

Ученица играет гармонию с басом.

В каких вариациях происходит небольшое изменение в гармонии? Ученица играет 2 вариации с гармоническим изменением.

Какой характер Пассакалии? Праздничный, торжественный, героический. Мелодия имеет четкий рисунок. Найти темп по последней вариации (пульсация шестнадцатых). Хорошая, внятная пальцевая артикуляция.

1 вариация – раздвигает диапазон, усиливает монументальность и величественность темы.

2,3 вариация – спокойствие, плавное движение (секвенции).

4 вариация – суммирует предшествующее и завершает I этап вариационного развития.

5 вариация – ритмическое дробление (развитие вступает в новую фазу). Фактура становится все более насыщенной и полнозвучной. Характер каденций (гармонические заключения) – оттенок категоричности, горделивого достоинства интонации. Шагающий бас.

Исполнительские трудности: достижение ритмической ровности, темпового единства, звуковой ровности.

Способ работы над гаммами и арпеджио:

1) ритмическая ровность в исполнении гамм, хорошо знать аппликатурные формулы

2) арпеджио – пластичность кисти и ладони, удобное положение для каждого пальца. Проучить на стаккато (арпеджио в правой руке, проучить с остановками и пунктирным ритмом (арпеджио в левой руке).

Последняя вариация – проучить с изменением окраски. Форте – помогает лучше почувствовать работу пальцев, пиано – обостряет слуховое восприятие, мышечно-тактильные ощущения, нежное выпевание.

Работа над гибкостью пластикой занимает много времени, любое пианистическое движение требует тщательной подготовки.

Исполнение учащейся выученной пьесы - Е. Дога. «Сонет».

ИТОГ:

Сегодняшний урок был посвящен артикуляции, активности и независимости движений пальцев. Артикуляция имеет большое значение для художественно выразительной игры и пения. Игра без артикуляции бездушна, бесхарактерна. Это как слушать длинную монотонную речь.

Игра на фортепиано требует владением множеством оттенков прикосновения к клавиатуре. Артикуляция технически связана с различными приемами: движения руки (плеча или кисти, нажима пальцев и их последующего освобождения.

«Говорить», играть надо правильно: внятно, членораздельно, в соответствии с нормами произношения (членение на мотивы и фразы). Без активности пальцев нет четкой игры, красоты звучания, уверенности исполнения.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Урок математики во 2 классе по системе Л. В. Занкова «Действия первой и второй ступеней. Выражения» Тема урока: Действия первой и второй ступеней. Выражения. (2 класс, система Л. В. Занкова) Предметные задачи: - разделить изучаемые действия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по специальности в классе фортепиано «Артикуляция как средство выражения в музыке»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 11:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по специальности в классе фортепиано «Артикуляция как средство выражения в музыке»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Потачина (УИ 3131323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД