Наталья Потачина
Конспект урока по специальности в классе фортепиано «Артикуляция как средство выражения в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока по специальности в классе фортепиано
Тема урока : «Артикуляция как средство выражения в музыке»
Преподаватель: Потачина Наталья Викторовна
Ученица: Шилкина Анна 7 класс (14 лет)
Тип урока : урок закрепления понятий и умений.
Публикация «Конспект урока по специальности в классе фортепиано „Артикуляция как средство выражения в музыке“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Музыка. Конспекты уроков
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Цель урока : воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление навыков технической работы над музыкальной артикуляцией на примере изучаемых произведений.
Задачи урока :
Обучающие:
закрепить понятия «артикуляция», «средства музыкальной выразительности»;
отработать пианистические приемы, развивающие технику «произношения» пальцев (артикуляцию) на примере упражнений;
приобретение основных исполнительских навыков игры в пределах изучаемых на данном этапе произведений: ведение широкой мелодической линии, слышание многослойности фактуры, особенности звукоизвлечения и фразировки.
Развивающие:
продолжение формирования творческого подхода к использованию выразительных средств в музыке;
развитие образно-эмоциональной и слухо-интонационной сферы;
развитие музыкального мышления, творческой инициативы;
развитие технических возможностей учащейся, координации рук.
Воспитывающие:
воспитание музыкальной культуры ученика;
воспитание интереса к музыке, умения сосредоточенно, осмысленно работать над музыкальным произведением;
воспитание внимания и бережливого отношения к звукоизвлечению.
Методы реализации поставленных задач:
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
метод эмоционально-волевого воздействия (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (исполнение преподавателем и воспроизведение самим учеником);
проблемно-поисковый (метод анализа характерных особенностей произведения, сравнения и обобщения).
Методические приемы:
словесный (вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковую ситуацию);
наглядный, практический;
показ двигательных приемов, мимика, жест;
приемы контроля и самоконтроля;
одобрение и поощрение успехов учащегося с целью стимуляции его интереса к занятию, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность.
Ожидаемый результат: развитие навыков и умений учащейся эмоционального и чувственного восприятия музыки, закрепление техники исполнения, музыкальной артикуляции, необходимой для передачи художественного содержания произведения.
План урока
I. Организационный этап:
эмоциональный настрой;
вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.
II. Основная часть.
Введение в тему.
Игра упражнений.
Работа над Этюдом соч. 105 №4 «Вдохновение» Ф. Бургмюллера. Исполнительские задачи: ощущение общей линии, горизонтальной целостности мелодии, многослойность фактуры, использование разнообразной артикуляции и звукоизвлечения.
Работа над Пассакалией соль минор Г. Генделя.
Исполнительские задачи: выявить особенности формы, характер темы, сходство и различия между вариациями. Показать хорошую пальцевую артикуляцию, владение кистевыми движениями, качественно, ровно и верной аппликатурой исполнять гаммообразные пассажи. Достижение ритмической ровности, темпового единства, звуковой ровности.
Исполнение выученной пьесы Е. Дога «Сонет».
III. Заключительный этап
Подведение итогов, обобщение всего сделанного на уроке;
Выводы на основе проделанной работы.
Ход урока
Преподаватель: Каждому виду искусства присущи свои выразительные средства. Так, например, в живописи одним из основных средств выражения является цвет, а в музыкальном искусстве из всего арсенала выразительных средств мы, несомненно, выделим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение музыкального искусства от любого другого. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия музыканта-исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности.
- Аня, какие средства музыкальной выразительности тебе еще известны?
Ученица: движение звука, тембр, динамика, штрихи, окраска звука, интонация и музыкальная речь, гармония и лад, фраза и форма, метр и ритм, темп, образ.
Преподаватель: если человек хочет что-то сказать – выразить свои чувства – он знает что нужно говорить и как это надо произносить (громко или тихо, ласково или угрожающе, с каким настроением, колко, язвительно или дружелюбно. В этом случае его мысли и чувства дойдут до слушателей и его все поймут.
Также и в музыке. Тема нашего урока – артикуляция как средство выражения в музыке.
Артикуляция – это произношение. Что в музыке может быть важнее произношения мелодии?
При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно. Так и в музыке. Речевая и музыкальная интонация тесно взаимосвязаны.
Артикуляция (от латинского слова «артикуло» - расчленяю, членораздельно произношу) – способ исполнения голосом или на инструменте последовательность звуков. Определяется слитностью или расчлененностью последних. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Существует множество различных градаций звукоизвлечения, от легатиссимо (предельной слитности звуков, до стаккатиссимо (максимальной краткости звуков). Штрихи можно разделить на 3 группы:
1. Легато (применяется для достижения пения на фортепиано).
2. Нонлегато (расчлененность звуков).
3. Стаккато (краткость, отрывистость).
Применение тех или иных приёмов артикуляции зависит от существа музыкального сочинения, его языка, характера.
В нотной записи артикуляции обозначается графическими знаками: лигами, горизонтальными черточками, точками, вертикальными черточками или словами: «тенуто», «маркато» и др.
Игра на фортепиано требует владением множеством оттенков прикосновения к клавиатуре: мы говорим «погружение» в клавишу, отскок, нажим, толчок и т. д.
Для того, чтобы лучше «почувствовать» клавиатуру играем упражнения.
1 упражнение – на легато по 3 ноты. Почувствовать опору руки на первую ноту, перенос веса руки и легкое снятие руки.
2 упражнение – пятипальцевая последовательность звуков. Достижение кульминационного звука 5 пальцем. Игра разными штрихами: при движении вверх правая рука играет легато, а вниз левая рука играет стаккато. Затем наоборот.
Ф. Бургмюллер. Этюд соч. 105 №4 «Вдохновение». Мелодический этюд, широкая мелодия, многослойность фактуры, легкое трепетание в среднем голосе.
Форма – простая 3-х частная.
Мелодия – пение человеческого голоса, необходимо при исполнении легато использовать вес руки. «Погружаться» с нежностью, лаской и теплом. Задача – ощутить общую линию, стремление к горизонтальной целостности мелодии (важно внутренне услышать выразительные особенности мелодии, фразировка. Игра с пением (сочинить слова).
Способы работы:
I часть - 1) игра мелодии с басом; 2) преподаватель играет мелодию, а ученица бас и средний голос.
Средний голос – «воздушная» прослойка. Легкое прикосновение к клавишам.
II часть – кульминация этюда. Изложение темы двойными нотами
1) игра верхнего голоса с басом.
III часть – работа над окончанием, интонирование лиг по две ноты.
Г. Гендель. Пассакалия соль минор. Является финалом и кульминацией Клавирной сюиты №7. Сюита состоит из 6 пьес: увертюра, анданте, аллегро, сарабанда, жига, пассакалия.
Пассакалия написана в форме вариаций. Гармония неизменна, используются приемы мелодического варьирования (секвенции, гаммы, арпеджио).
Давай сыграем гармоническую основу Пассакалии.
Ученица играет гармонию с басом.
В каких вариациях происходит небольшое изменение в гармонии? Ученица играет 2 вариации с гармоническим изменением.
Какой характер Пассакалии? Праздничный, торжественный, героический. Мелодия имеет четкий рисунок. Найти темп по последней вариации (пульсация шестнадцатых). Хорошая, внятная пальцевая артикуляция.
1 вариация – раздвигает диапазон, усиливает монументальность и величественность темы.
2,3 вариация – спокойствие, плавное движение (секвенции).
4 вариация – суммирует предшествующее и завершает I этап вариационного развития.
5 вариация – ритмическое дробление (развитие вступает в новую фазу). Фактура становится все более насыщенной и полнозвучной. Характер каденций (гармонические заключения) – оттенок категоричности, горделивого достоинства интонации. Шагающий бас.
Исполнительские трудности: достижение ритмической ровности, темпового единства, звуковой ровности.
Способ работы над гаммами и арпеджио:
1) ритмическая ровность в исполнении гамм, хорошо знать аппликатурные формулы
2) арпеджио – пластичность кисти и ладони, удобное положение для каждого пальца. Проучить на стаккато (арпеджио в правой руке, проучить с остановками и пунктирным ритмом (арпеджио в левой руке).
Последняя вариация – проучить с изменением окраски. Форте – помогает лучше почувствовать работу пальцев, пиано – обостряет слуховое восприятие, мышечно-тактильные ощущения, нежное выпевание.
Работа над гибкостью пластикой занимает много времени, любое пианистическое движение требует тщательной подготовки.
Исполнение учащейся выученной пьесы - Е. Дога. «Сонет».
ИТОГ:
Сегодняшний урок был посвящен артикуляции, активности и независимости движений пальцев. Артикуляция имеет большое значение для художественно выразительной игры и пения. Игра без артикуляции бездушна, бесхарактерна. Это как слушать длинную монотонную речь.
Игра на фортепиано требует владением множеством оттенков прикосновения к клавиатуре. Артикуляция технически связана с различными приемами: движения руки (плеча или кисти, нажима пальцев и их последующего освобождения.
«Говорить», играть надо правильно: внятно, членораздельно, в соответствии с нормами произношения (членение на мотивы и фразы). Без активности пальцев нет четкой игры, красоты звучания, уверенности исполнения.