Ольга Абрамова
Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: музыка
Учитель: Абрамова Ольга Николаевна
Класс :4
Тема урока : Лирическая тема в русской классике.
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с лирической темой в русской классике. Ввести обучающихся в эмоционально-образный строй русской музыкальной культуры на основе знакомства с русской романсовой музыкой.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
Публикация «Конспект урока по музыке „Лирическая тема в русской классике“ в 4 классе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;
Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;
Формирование умения оценивать и осуществлять коммуникативные действия в соответствии с определённой ситуацией;
Формирование умения слушать мнение собеседника.
Познавательные УУД:
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
Формирование умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;
Формирование умения анализировать музыкальное произведение и на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слушать и понимать других;
Формирование умения адекватно воспринимать и передавать информацию;
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, в том числе - вокальной импровизации;
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия ( осуществлять триединство: композитор – исполнитель - слушатель);
Формирование умения управлять поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.
Регулятивные УУД:
Формировать умение определять цель деятельности на уроке;
Формировать саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии;
Музыкальный материал : М. И Глинка «я помню чудное мгновенье». А. Э. Абаза «Утро туманное, утро седое».
Ход УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие: метод хорового чтения.
Мотивация к учебной деятельности: Ребята, посмотрите какая чудесная погода на улице. Какая прекрасная природа вокруг нас. Сегодня мы окунёмся на уроке в мир красоты, любви.
Актуализация знаний: Ребята о чем вы говорили на прошлом уроке? (жанры народной музыки)
Какие жанры народной музыки вы запомнили? (солдатские, трудовые, плясовые, хороводные)
Сегодня, ребята мы обратимся к русским романсам.
Открытие новой темы. Целеполагание.
РОМАНС – сольная песня, лирического характера с инструментальным сопровождением. Метод хорового чтения.
Как часто мы произносим слова: «лирическое настроение», «лирическое произведение» или просто – «лирика». А что на самом деле означает слово – лирика, лирическое настроение? (грусть, нежность)
В литературе лирика - вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта. Лирическая музыка – это музыка чувств – мечтательности, грусти, нежности, душевности, любви. А значит лирическое настроение какое? (задушевное, грустное, мечтательное)
Правильно. Однокоренное слово – «лира». Лира – это музыкальный инструмент. (фото) Посмотрите на лиру, послушайте, как она звучит. Но романсы исполнялись не только под аккомпанемент лиры, лирические романсы исполняются также на гитаре на фортепиано.
Открытие новых знаний:
Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству известного русского композитора М. И. Глинки (фото, познакомимся с лирической музыкой этого композитора, познакомимся с авторами стихов, познакомимся с судьбой стихотворения А. С. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. И. Глинки; Я думаю, что вы все знаете кто такой Александр Сергеевич Пушкин? (да! это русский писатель. Он много написал стихотворений, рассказов, сказок)
Какие стихи, сказки А. С. Пушкина вы знаете? (сказка «О мертвой царевне», сказка «О рыбаке и рыбке»)
Итак, А. С. Пушкин - автор многих стихов, для которых Михаил Иванович Глинка написал музыку. Романсы и песни Глинки - гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни.
Учитель: Сейчас мы познакомимся со стихотворением А. С Пушкина «я помню чудное мгновение»
История этого стихотворения началась ещё в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, директора публичной библиотеки, Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. За ужином Пушкин неотступно наблюдал за Анной и не жалел похвал её красоте. «Когда я уезжала, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами» - вспоминала Анна Керн.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.
В глуши, во мраке заточень
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Ребята. Можно ли сказать что это лирическое произведение? (да)
Почему вы так решили? (это стихотворение о любови, в нём передано волнение поэта, переживание, грусть)
Молодцы! Но история этого стихотворения не закончилась. А имеет очень интересное продолжение.
В марте 1839 года композитор Михаил Иванович Глинка навещает сестру, где и повстречался с молодой девушкой. Это была дочь А. П. Керн – Екатерина Керн. Екатерина Керн не была красавицей, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости, душевной красоте. Часто общаясь с Катенькой Керн, Глинка всё больше привязывался к ней. «Вскоре чувства были вполне разделены милой Е. К., и свидания с ней становились отраднее. Глинка полюбил Екатерину Ермолаевну, и эта любовь стала для него источником вдохновения для создания музыкального шедевра. Никогда ещё не достигал Глинка в своих романсах такой красоты, такой окрылённости мелодии.
Сейчас мы послушаем это произведение. А после прослушивания вы ответите на вопрос: можно ли этот романс назвать лирическим?
Слушание романса М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»
Анализ музыкального произведения. (плакат)
Физминутка: ритмические упражнение Бариновой (колобок).
Мы продолжаем знакомство с лирическим романсом. А сейчас я вам прочитаю стихотворение русского писателя Ивана Тургенева (фото) «Утро туманное, утро седое…»
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Какое утро передал поэт в своём стихотворении? (Седое, холодное, туманное)
Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения? (Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.)
Какие слова помогли вам определить настроение? Подтвердите словами из текста. («Нивы печальные, снегом покрытые», «лица, давно позабытые», «Вспомнишь разлуку с улыбкою странною».)
Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку? (Да, можно.)
Для этого композитор используют средства музыкальной выразительности. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Назовите их. (Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель)
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.
(четверостишие)
Дети: «Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые»
Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки.
Темп (быстрый, медленный)
Динамика (громко, тихо)
Исполнитель (хор, солист)
Лад (мажор, минор)
Мелодия (бодрая, спокойная, взволнованная)
Что выбрали – прочитайте. (Дети зачитывают различные варианты ответов)
А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» композитор Аркадий Абаза. Послушайте романс «Утро туманное» в исполнении Дмитрия Хворостовского и подумайте, соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения?
Прослушивание.
Беседа после слушания.
Какие образы возникли при прослушивании этого романса? (Печальная природа, одиночество, грусть о прошлых днях)
Соответствует ли музыка этого романса литературному образу стихотворения? (Да! Музыка передаёт тоску, грусть, печаль)
Какие средства музыкальной выразительности помогли вам определить настроение романса? (медленный темп, грустные интонации, спокойная мелодия.)
Вокально-интонационная работа: распевание (на одном звуке, на нескольких. тренировка губ, упреждение лошадка «лошадка»)
Работа над интонацией по группам со вторым куплетом. Соблюдать чистое интонирование.
«Край родной» Сл. и муз. Е. Гомоновой.
Рефлексия:
Итак, ребята, с каким жанром музыки мы познакомились на сегодняшнем уроке? (С жанром романса)
О каких образах русских романсов мы говорили? (Лирических)
Сформулируйте и запишите тему урока на доске. (Лирические образы русских романсов)
А какие особенности у лиричесого романса? (это музыка чувств – мечтательности, грусти, нежности, душевности, любви)
С каким автором лирических романсов мы сегодня познакомились? (М. И. Глинка, Аркадий Абаза.)
С какими лирическими романсами мы сегодня познакомились? («Я помню чудное мгновенье» и «Утро туманное, утро седое»)
Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок) :
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!