Елена Тимофеева
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа- интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А. В.»
Конспект урока по русскому языку
применением инновационных технологий
Тема: «Путешествие в страну звонких и глухих
согласных звуков русского языка»
Учитель-дефектолог: Тимофеева Елена Юрьевна
Дата проведения 20.12.2019г
Открытый урок русского языка в рамках семинара во 2–ом классе на тему :
«Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»
Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка“» размещена в разделах
- Гласные и согласные
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: дифференцировать формировать и закреплять, а также умение использовать в речи и на письме звонкие и глухие согласные звуки русского языка.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить знания обо всех звуках русского языка.
2. Закрепить умения и знания разделять на группы звуки русского языка.
3. Закрепить образ дефференциации гласных и согласных звуков.
4. Закрепить образ звонких и глухих согласных.
5. Закрепить навык работы со схемами слов.
Коррекционно- развивающие:
1. Развивать моторику артикуляционного аппарата и пальцев рук.
2. Развивать навык фонематического анализа и синтеза.
3. Развивать словесную память, произвольное внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению родного языка.
2. Воспитывать терпение и упорство, желание достичь хороших результатов.
Пропедевтическая работа.
1. Базовый компонент.
1) Умение отличать буквы от слогов.
2) Умение отличать слоги от слов.
3) Владение звукобуквенным анализом односложных и двусложных слов.
4) Умение правильно ставить ударение в слове.
5) Дифференцировать звонкие звуки от глухих на слух.
6) Использовать эти навыки на письме.
7) Умение использовать схемы слов со звонкими и глухими согласными.
8) Умение зрительно различать печатные и письменные буквы.
Оборудование:
2-е песочницы с подсветкой, 2-а комплекта игры - рыбалка, слова со звонкими и глухими согласными, разрезанные на слоги, эти же слова в крупном шрифте, схемы к этим словам, плакат со всеми звуками русского языка, поделенных на группы, 2-е доски с силовыми кнопками, набор резинок для волос синего и красного цвета (для печатных букв, снежки из синтепона для дыхательной гимнастики.
Структура занятия
1. Организационный момент 1 мин.
2. Разминка. Артикуляционная и дыхательная гимнастика – 2 мин.
3. Цели и задачи занятия – 2 мин.
4. Обобщение знаний о звуках русского языка, о словах с этими звуками.
5. Практическое занятие. Включающее в себя ориентировку в микропространстве. Также закрепляет понятие звук- буква – 7 мин.
6. Физ. минутка и разминка для пальчиков – 2 мин.
7. Дефференциация звуков. Понятие слог-слово. Навык работы со схемами слов - 15 мин.
8. Работа по закреплению образа прописной и печатной буквы. Включает в себя работу на мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию. Учащиеся проверяют все ли готово для занятия, настраиваются на работу.
2. Разминка. Артикуляционная и дыхательные гимнастики.
Учитель: встанем возле парты и будем повторять за мной.
Раз, два, три, четыре, пять –все умеем мы считать (дети маршируют)
Раз – согнуться! (наклон вперед) Разогнуться (наклон назад)
Два – повыше подтянуться (дети встают на носочки – руки поднять вверх)
Три – в ладони три хлопка (дети хлопают в ладоши) Головою три кивка - (дети киваю головой)
На четыре – руки шире (руки в стороны,
Пять – руками помахать (махать руками,
Шесть - за парту тихо сесть.
Дети садятся за парты.
Учитель: Ребята какое сейчас время года?
Дети хором. Зима!
Учитель: Дети любят поиграть зимой в снежки, покататься на горке. Вот и наш язычок немного засиделся в своем «домике» и хочет погулять.
Учитель. Ребята откроем широко свои ротики как будто хотим сказать звук «А» показался из окошка веселый язычок. Посмотрел направо, посмотрел налево (Дети высовывают свои язычки и перемещают их сначала вправо, затем влево.
- Язычок выглядывает из окошка и «смотрит на небо»(ребята тянут язычки к носу) какая погода сегодня? Облачно или солнечно? Ух сколько снега намело! Тянем язычок вниз к подбородку.
Учитель: Ребята, а наш язычок сегодня будет делать горку и «заливать» ее. Дети делают упражнение «Горка» (язычок упирается в нижние зубки и выгибается – рот широко открыт)
Учитель: А теперь пора заливать нашу горку. Упражнение «Зальем горку». (верхние зубки скользят вниз по язычку и ротик закрывается) Зальем горку хорошо – повторим 5 раз.
Учитель: Ребята, а сейчас возьмем в руки наши снежки и подуем на них. Не забываем –вдох носом и длинный выдох через рот, щечки не надуваем.
Учитель: Ну что позабавился наш язычок, а теперь пора за дело «Делу время, а потехе- час»
3. Цели и задачи занятия.
Произносятся цели и задачи занятия: повторить и закрепить навыки и умения дефференцировать в словах звонкие и глухие согласные звуки.
4. Повторение и обобщение знаний о всех звуках русского языка.
Учитель: Ребята давайте с вами вспомним на какие две большие группы можно разделить все звуки русского языка?
Дети хором. На гласные и согласные звуки.
Учитель. Верно. Давайте вспомним наши гласные звуки и пропоем их.
Учитель показывает на плакат и дети хором тянут гласные звуки.
Дети – тянут хором гласные звуки верхнего ряда, затем нижнего ряда.
Учитель: Ребята! А кто мне ответит на какие две группы мы можем разделить согласные звуки?
Катя С. Поднимает руку.
Учитель: Катя, отвечает.
Катя С: На звонкие согласные.
Артем С: Поднимает руку.
Учитель: Артем, отвечает.
Артем С: На глухие согласные.
Учитель: все верно! Согласные звуки русского языка мы можем разделить на две группы: глухие и звонкие.
Учитель: Ребята, а давайте покажем как мы можем это показать руками!
Дети встают со своих мест, перечисляют звонкие согласные Б В Г Д Ж З весело поднимают руки вверх и отвечают: Звонкие!
Затем перечисляют глухие согласные : П Ф К Т Ш С берут рукой себя за ухо, наклоняются, как будто прислушиваются и отвечают: Глухие…
Учитель: У каждой звонкого согласного звука – есть парная глухая согласная – давайте произнесем их парами.
Дети хором: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Учитель: Хорошо ребята с этим заданием вы справились. А сейчас я прошу вас перейти к нашим волшебным песочницам.
Выключаем свет и включаем песочницы.
Учитель: Ребята, а кто мне ответит какой формы наши песочницы?
Ребята: Прямоугольные!
Учитель: Верно! Сейчас вам надо взять в руки кисточку и разделить горизонтальной линией песочницу ровно посередине, на две части. Покажите мне где правая часть?
Дети: Показывают вытянув в сторону правую руку.
Учитель: Покажите мне где левая часть песочницы?
Дети: Показывают вытянув в сторону левую руку.
Учитель: В правую часть песочницы мы положим те буквы, которые обозначают согласные звонкие буквы, а в левую часть мы положим те буквы, которые обозначают согласные глухие буквы. Работаем.
Учитель: Я вижу все хорошо справились. Теперь возьмите в руки кисточки и напишите на песке букву – повторив правописание звонких и глухих согласных. И назовем их парами.
Учитель: А теперь включим свет- выключим наши волшебные песочницы. И скажем нашим чудесным песочницам спасибо!
Дети хором: Спасибо песочницы!
Учитель: Ребята, а теперь продолжим наше путешествие. И в этом нам помогут лягушонок и пингвинчик. Ребята как мы назовем наших друзей?
Катя С: Пингвинчик –Тип-тип!
Артем С: Лягушонок – Ква-Ква!
Учитель: Возьмите в руки удочки и поймайте, то что «проглотили» Тип-тип и Ква-ква.
Дети берут в руки удочки и достают слоги.
Учитель: Хорошо, все справились. А теперь из слогов сложите слова.
Дети складывают слова.
Учитель: Артем, перечисли свои слова.
Артем С: Горка, корка, криво, грива.
Учитель: Катя, перечисли свои слова.
Катя С: Вода, вата, коза, коса.
Учитель: Ребята, а вы заметили сходство и различие в этих словах? В этих словах есть и гласные и глухие согласные.
Учитель: Прежде чем мы приступим к следующему этапу нашего путешествия мы немного разомнемся. Встаньте со своих мест и повторяйте за мной.
Физ. Минутка:
Дети встают возле своих парт и повторяют за учителем.
Учитель: Ветер дует нам в лицо (руками изображаем дуновение ветра, затем поднимаем руки вверх) - закачалось деревцо
Наклонилось деревце- наклон в сторону. Встали прямо и произносим – «Ветерок все выше- выше! Деревцо все ниже – ниже!» Согнуть ноги в коленках, руки вдоль туловища, пальцы рук расставлены в стороны.
Учитель: Садитесь на свои места.
Учитель: Наши друзья Ква-ква и Тип-Тип помогли нам и отправляются в свою сказочную страну. Скажем им до свидание!
Дети: До свидание Тип-тип! До свидание Ква-ква!
Учитель: Ребята, обратите внимание, что лежит на ваших столах!
Дети: Слова и схемы.
Учитель: Верно, слова и схемы. В какой части стола лежат схемы? Ответит Катя.
Катя С: Схемы лежат слева вверху.
Учитель: Верно, а в какой части стола лежат слова? Ответит Артем С.
Артем С: Слова лежат справа вверху.
Учитель: (берет в руки схему) Ребята, давайте внимательно посмотрим на эту схему!
Что обозначает красный кружок?
Катя С: Красным кружком мы обозначаем гласные звуки.
Учитель: Правильно Катя. А что обозначаем мы на схеме синим кружком?
Артем С: Синим кружком вы обозначаем согласные.
Учитель: Правильно согласные, а если точнее какие именно согласные?
Артем С: берет себя за ухо и отвечает – Глухие согласные.
Учитель: Молодец, Артем и ответил и даже показал. А что это за синий кружок на схеме в котором в середине спрятался еще один кружочек красного цвета?
Катя С: Этим кружком мы обозначаем звонкие согласные (Катя поднимает руки вверх)
Учитель: Молодец, Катя! Правильно ответила и наглядно показала. В синем кружочке спрятался
Веселый звонкий голосок! Верно ребята?
Дети отвечают дружно, подняв руки вверх: Да!
Учитель: Ребята, продолжим наше путешествие по волнам звуков.
Возьмите слова, которые лежат слева на столах и подберите к ним соответствующие схемы.
Можно и нужно произносить слова вслух. А каким способом мы можем помочь себе определить какой в слове согласный- звонкий или глухой? Кто знает?
Катя С: Я знаю такой способ! Надо положить ладошку на шею, если шея задрожит и загудит – значит это звонкий согласный.
Артем С: А если шея «молчит» значит это глухой согласный.
Учитель: Все верно, отличный способ. Уверена вы хорошо справитесь! Приступаем к работе.
Дети читают свои слова, положив руку на шею и внимательно просматривая схемы.
Подбирают схемы для слов и поднимают руку.
Учитель: Я вижу все хорошо поработали и справились на отлично. Теперь немного попишем.
Но прежде сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Учитель: Повторяйте за мной. Локотки ставим на стол. Руки от запястья до локтя прижимаются – образуя стебель цветка. Начинаем! Пальчики встречаются – бутончик закрывается (по очереди все крайние фаланги пальчиков касаются друг друга и образуют бутончик) Затем – Пальчики прощаются (пальчики отрываем друг от друга и раздвигаем ладони но запястья остаются прижатыми. Цветочек раскрывается.
Учитель: Ребята берем в руки шариковые ручки. И представим как будто птичка клюет зернышки из ваших ладошек. В правую руку возьмем ручку, а левую руку сложим в форме лодочки. И будем изображать как птичка клюет зернышки. Птичка поднимает и опускает «голову» и «склевывает зернышки» из левой ладошки.
Учитель: Ребята мы хорошо подготовились к письму. Теперь приступим. Сядем прямо. Подвинем стулья так, чтобы между нами и партой помещался только кулачок.
Дети берут прописи и прописывают звонкие и глухие парные согласные.
Учитель: Все отлично справились с работой. А теперь самая вкусная часть нашего урока – десерт.
Учитель раздает детям 2-е розовые коробочки в которых лежат эластичные резиночки для волос синего и красного цвета. И квадратные доски с силовыми кнопками.
5. Обобщение и закрепление навыка деффенциации звонких и глухих согласных.
Учитель: Ребята, а теперь мы будем сравнивать написание прописных согласных и печатных.
Перед вами доски с безопасными цветными гвоздиками- силовыми кнопками и эластичные резиночки синего и красного цвета. Катя, ты будешь делать букву Ш. Артем, а ты будешь делать букву Ж.
Учитель: Катя, какого цвета ты возьмешь резиночки для твоего задания?
Катя С: Я возьму синие резиночки.
Учитель: Только синие? Почему? Красные тебе не пригодятся? Звук «Ш» какой, глухой или звонкий?
Катя С: Я возьму только синие, потому что согласный звук «Ш» глухой.
Учитель: Как ты это можешь нам доказать?
Катя С: Очень просто. Когда я произношу звук «Ш» я использую прием с ладошкой. Кладу ладошку на шею. Шея спокойная, значит звук «Ш» глухой.
Учитель: Молодец Катя, правильно рассуждаешь. Приступай к работе. Артем, ответь мне, есть ли у звука «Ш» парная согласная?
Артем С: Да это звук «Ж»
Учитель: Правильно Артем. Ты тоже используй этот метод чтобы убедиться так ли это?
Артем С: Долго произносит звук «Ж» положив ладошку на шею и замечает вибрацию в области шеи.
Учитель: Какого цвета ты будешь использовать резиночки?
Артем С: Звук «Ж» согласный, я возьму синие резиночки.
Учитель: Только синие? Ребята, вспомним наши схемы. Для звонких согласных мы использовали только синие кружочки?
Ребята отвечают хором: Нет! В синих кружках для звонких звуков в схемах прятался маленький красный кружочек.
Учитель: Артем, значит тебе понадобится не только синие резиночки для звонкого согласного «Ж».
Артем С: Для работы мне понадобятся много синих и одна красная.
Учитель: Приступай к работе, Артем.
Учитель: Ребята, я вижу все справились на отлично с заданием. А теперь повторим. Что мы сегодня выясняли? Какая была тема нашего урока?
Ребята хором: Звонкие (руки весело поднимают вверх) и глухие (держаться за ухо и наклоняют голову в сторону уха) согласные русского языка.
Учитель: Верно! Давайте еще раз назовем их парами.
Дети дружно хором: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.
Учитель: Молодцы! Все очень хорошо сегодня поработали. А теперь вспомните, что я вам говорила перед последней частью нашего урока, что она самая вкусная. Загляните повнимательнее в свои коробочки с резиночками. Там лежат маленькие сладкие призы- конфетка каждому за хорошую работу.