Получи документы

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»

Елена Тимофеева
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы

МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа- интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А. В.»

Конспект урока по русскому языку

применением инновационных технологий

Тема: «Путешествие в страну звонких и глухих

согласных звуков русского языка»

Учитель-дефектолог: Тимофеева Елена Юрьевна

Дата проведения 20.12.2019г

Открытый урок русского языка в рамках семинара во 2–ом классе на тему :

«Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»

Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка“» размещена в разделах

Цель: дифференцировать формировать и закреплять, а также умение использовать в речи и на письме звонкие и глухие согласные звуки русского языка.

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщить знания обо всех звуках русского языка.

2. Закрепить умения и знания разделять на группы звуки русского языка.

3. Закрепить образ дефференциации гласных и согласных звуков.

4. Закрепить образ звонких и глухих согласных.

5. Закрепить навык работы со схемами слов.

Коррекционно- развивающие:

1. Развивать моторику артикуляционного аппарата и пальцев рук.

2. Развивать навык фонематического анализа и синтеза.

3. Развивать словесную память, произвольное внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

2. Воспитывать терпение и упорство, желание достичь хороших результатов.

Пропедевтическая работа.

1. Базовый компонент.

1) Умение отличать буквы от слогов.

2) Умение отличать слоги от слов.

3) Владение звукобуквенным анализом односложных и двусложных слов.

4) Умение правильно ставить ударение в слове.

5) Дифференцировать звонкие звуки от глухих на слух.

6) Использовать эти навыки на письме.

7) Умение использовать схемы слов со звонкими и глухими согласными.

8) Умение зрительно различать печатные и письменные буквы.

Оборудование:

2-е песочницы с подсветкой, 2-а комплекта игры - рыбалка, слова со звонкими и глухими согласными, разрезанные на слоги, эти же слова в крупном шрифте, схемы к этим словам, плакат со всеми звуками русского языка, поделенных на группы, 2-е доски с силовыми кнопками, набор резинок для волос синего и красного цвета (для печатных букв, снежки из синтепона для дыхательной гимнастики.

Структура занятия

1. Организационный момент 1 мин.

2. Разминка. Артикуляционная и дыхательная гимнастика – 2 мин.

3. Цели и задачи занятия – 2 мин.

4. Обобщение знаний о звуках русского языка, о словах с этими звуками.

5. Практическое занятие. Включающее в себя ориентировку в микропространстве. Также закрепляет понятие звук- буква – 7 мин.

6. Физ. минутка и разминка для пальчиков – 2 мин.

7. Дефференциация звуков. Понятие слог-слово. Навык работы со схемами слов - 15 мин.

8. Работа по закреплению образа прописной и печатной буквы. Включает в себя работу на мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию. Учащиеся проверяют все ли готово для занятия, настраиваются на работу.

2. Разминка. Артикуляционная и дыхательные гимнастики.

Учитель: встанем возле парты и будем повторять за мной.

Раз, два, три, четыре, пять –все умеем мы считать (дети маршируют)

Раз – согнуться! (наклон вперед) Разогнуться (наклон назад)

Два – повыше подтянуться (дети встают на носочки – руки поднять вверх)

Три – в ладони три хлопка (дети хлопают в ладоши) Головою три кивка - (дети киваю головой)

На четыре – руки шире (руки в стороны,

Пять – руками помахать (махать руками,

Шесть - за парту тихо сесть.

Дети садятся за парты.

Учитель: Ребята какое сейчас время года?

Дети хором. Зима!

Учитель: Дети любят поиграть зимой в снежки, покататься на горке. Вот и наш язычок немного засиделся в своем «домике» и хочет погулять.

Учитель. Ребята откроем широко свои ротики как будто хотим сказать звук «А» показался из окошка веселый язычок. Посмотрел направо, посмотрел налево (Дети высовывают свои язычки и перемещают их сначала вправо, затем влево.

- Язычок выглядывает из окошка и «смотрит на небо»(ребята тянут язычки к носу) какая погода сегодня? Облачно или солнечно? Ух сколько снега намело! Тянем язычок вниз к подбородку.

Учитель: Ребята, а наш язычок сегодня будет делать горку и «заливать» ее. Дети делают упражнение «Горка» (язычок упирается в нижние зубки и выгибается – рот широко открыт)

Учитель: А теперь пора заливать нашу горку. Упражнение «Зальем горку». (верхние зубки скользят вниз по язычку и ротик закрывается) Зальем горку хорошо – повторим 5 раз.

Учитель: Ребята, а сейчас возьмем в руки наши снежки и подуем на них. Не забываем –вдох носом и длинный выдох через рот, щечки не надуваем.

Учитель: Ну что позабавился наш язычок, а теперь пора за дело «Делу время, а потехе- час»

3. Цели и задачи занятия.

Произносятся цели и задачи занятия: повторить и закрепить навыки и умения дефференцировать в словах звонкие и глухие согласные звуки.

4. Повторение и обобщение знаний о всех звуках русского языка.

Учитель: Ребята давайте с вами вспомним на какие две большие группы можно разделить все звуки русского языка?

Дети хором. На гласные и согласные звуки.

Учитель. Верно. Давайте вспомним наши гласные звуки и пропоем их.

Учитель показывает на плакат и дети хором тянут гласные звуки.

Дети – тянут хором гласные звуки верхнего ряда, затем нижнего ряда.

Учитель: Ребята! А кто мне ответит на какие две группы мы можем разделить согласные звуки?

Катя С. Поднимает руку.

Учитель: Катя, отвечает.

Катя С: На звонкие согласные.

Артем С: Поднимает руку.

Учитель: Артем, отвечает.

Артем С: На глухие согласные.

Учитель: все верно! Согласные звуки русского языка мы можем разделить на две группы: глухие и звонкие.

Учитель: Ребята, а давайте покажем как мы можем это показать руками!

Дети встают со своих мест, перечисляют звонкие согласные Б В Г Д Ж З весело поднимают руки вверх и отвечают: Звонкие!

Затем перечисляют глухие согласные : П Ф К Т Ш С берут рукой себя за ухо, наклоняются, как будто прислушиваются и отвечают: Глухие…

Учитель: У каждой звонкого согласного звука – есть парная глухая согласная – давайте произнесем их парами.

Дети хором: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Учитель: Хорошо ребята с этим заданием вы справились. А сейчас я прошу вас перейти к нашим волшебным песочницам.

Выключаем свет и включаем песочницы.

Учитель: Ребята, а кто мне ответит какой формы наши песочницы?

Ребята: Прямоугольные!

Учитель: Верно! Сейчас вам надо взять в руки кисточку и разделить горизонтальной линией песочницу ровно посередине, на две части. Покажите мне где правая часть?

Дети: Показывают вытянув в сторону правую руку.

Учитель: Покажите мне где левая часть песочницы?

Дети: Показывают вытянув в сторону левую руку.

Учитель: В правую часть песочницы мы положим те буквы, которые обозначают согласные звонкие буквы, а в левую часть мы положим те буквы, которые обозначают согласные глухие буквы. Работаем.

Учитель: Я вижу все хорошо справились. Теперь возьмите в руки кисточки и напишите на песке букву – повторив правописание звонких и глухих согласных. И назовем их парами.

Учитель: А теперь включим свет- выключим наши волшебные песочницы. И скажем нашим чудесным песочницам спасибо!

Дети хором: Спасибо песочницы!

Учитель: Ребята, а теперь продолжим наше путешествие. И в этом нам помогут лягушонок и пингвинчик. Ребята как мы назовем наших друзей?

Катя С: Пингвинчик –Тип-тип!

Артем С: Лягушонок – Ква-Ква!

Учитель: Возьмите в руки удочки и поймайте, то что «проглотили» Тип-тип и Ква-ква.

Дети берут в руки удочки и достают слоги.

Учитель: Хорошо, все справились. А теперь из слогов сложите слова.

Дети складывают слова.

Учитель: Артем, перечисли свои слова.

Артем С: Горка, корка, криво, грива.

Учитель: Катя, перечисли свои слова.

Катя С: Вода, вата, коза, коса.

Учитель: Ребята, а вы заметили сходство и различие в этих словах? В этих словах есть и гласные и глухие согласные.

Учитель: Прежде чем мы приступим к следующему этапу нашего путешествия мы немного разомнемся. Встаньте со своих мест и повторяйте за мной.

Физ. Минутка:

Дети встают возле своих парт и повторяют за учителем.

Учитель: Ветер дует нам в лицо (руками изображаем дуновение ветра, затем поднимаем руки вверх) - закачалось деревцо

Наклонилось деревце- наклон в сторону. Встали прямо и произносим – «Ветерок все выше- выше! Деревцо все ниже – ниже!» Согнуть ноги в коленках, руки вдоль туловища, пальцы рук расставлены в стороны.

Учитель: Садитесь на свои места.

Учитель: Наши друзья Ква-ква и Тип-Тип помогли нам и отправляются в свою сказочную страну. Скажем им до свидание!

Дети: До свидание Тип-тип! До свидание Ква-ква!

Учитель: Ребята, обратите внимание, что лежит на ваших столах!

Дети: Слова и схемы.

Учитель: Верно, слова и схемы. В какой части стола лежат схемы? Ответит Катя.

Катя С: Схемы лежат слева вверху.

Учитель: Верно, а в какой части стола лежат слова? Ответит Артем С.

Артем С: Слова лежат справа вверху.

Учитель: (берет в руки схему) Ребята, давайте внимательно посмотрим на эту схему!

Что обозначает красный кружок?

Катя С: Красным кружком мы обозначаем гласные звуки.

Учитель: Правильно Катя. А что обозначаем мы на схеме синим кружком?

Артем С: Синим кружком вы обозначаем согласные.

Учитель: Правильно согласные, а если точнее какие именно согласные?

Артем С: берет себя за ухо и отвечает – Глухие согласные.

Учитель: Молодец, Артем и ответил и даже показал. А что это за синий кружок на схеме в котором в середине спрятался еще один кружочек красного цвета?

Катя С: Этим кружком мы обозначаем звонкие согласные (Катя поднимает руки вверх)

Учитель: Молодец, Катя! Правильно ответила и наглядно показала. В синем кружочке спрятался

Веселый звонкий голосок! Верно ребята?

Дети отвечают дружно, подняв руки вверх: Да!

Учитель: Ребята, продолжим наше путешествие по волнам звуков.

Возьмите слова, которые лежат слева на столах и подберите к ним соответствующие схемы.

Можно и нужно произносить слова вслух. А каким способом мы можем помочь себе определить какой в слове согласный- звонкий или глухой? Кто знает?

Катя С: Я знаю такой способ! Надо положить ладошку на шею, если шея задрожит и загудит – значит это звонкий согласный.

Артем С: А если шея «молчит» значит это глухой согласный.

Учитель: Все верно, отличный способ. Уверена вы хорошо справитесь! Приступаем к работе.

Дети читают свои слова, положив руку на шею и внимательно просматривая схемы.

Подбирают схемы для слов и поднимают руку.

Учитель: Я вижу все хорошо поработали и справились на отлично. Теперь немного попишем.

Но прежде сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Учитель: Повторяйте за мной. Локотки ставим на стол. Руки от запястья до локтя прижимаются – образуя стебель цветка. Начинаем! Пальчики встречаются – бутончик закрывается (по очереди все крайние фаланги пальчиков касаются друг друга и образуют бутончик) Затем – Пальчики прощаются (пальчики отрываем друг от друга и раздвигаем ладони но запястья остаются прижатыми. Цветочек раскрывается.

Учитель: Ребята берем в руки шариковые ручки. И представим как будто птичка клюет зернышки из ваших ладошек. В правую руку возьмем ручку, а левую руку сложим в форме лодочки. И будем изображать как птичка клюет зернышки. Птичка поднимает и опускает «голову» и «склевывает зернышки» из левой ладошки.

Учитель: Ребята мы хорошо подготовились к письму. Теперь приступим. Сядем прямо. Подвинем стулья так, чтобы между нами и партой помещался только кулачок.

Дети берут прописи и прописывают звонкие и глухие парные согласные.

Учитель: Все отлично справились с работой. А теперь самая вкусная часть нашего урока – десерт.

Учитель раздает детям 2-е розовые коробочки в которых лежат эластичные резиночки для волос синего и красного цвета. И квадратные доски с силовыми кнопками.

5. Обобщение и закрепление навыка деффенциации звонких и глухих согласных.

Учитель: Ребята, а теперь мы будем сравнивать написание прописных согласных и печатных.

Перед вами доски с безопасными цветными гвоздиками- силовыми кнопками и эластичные резиночки синего и красного цвета. Катя, ты будешь делать букву Ш. Артем, а ты будешь делать букву Ж.

Учитель: Катя, какого цвета ты возьмешь резиночки для твоего задания?

Катя С: Я возьму синие резиночки.

Учитель: Только синие? Почему? Красные тебе не пригодятся? Звук «Ш» какой, глухой или звонкий?

Катя С: Я возьму только синие, потому что согласный звук «Ш» глухой.

Учитель: Как ты это можешь нам доказать?

Катя С: Очень просто. Когда я произношу звук «Ш» я использую прием с ладошкой. Кладу ладошку на шею. Шея спокойная, значит звук «Ш» глухой.

Учитель: Молодец Катя, правильно рассуждаешь. Приступай к работе. Артем, ответь мне, есть ли у звука «Ш» парная согласная?

Артем С: Да это звук «Ж»

Учитель: Правильно Артем. Ты тоже используй этот метод чтобы убедиться так ли это?

Артем С: Долго произносит звук «Ж» положив ладошку на шею и замечает вибрацию в области шеи.

Учитель: Какого цвета ты будешь использовать резиночки?

Артем С: Звук «Ж» согласный, я возьму синие резиночки.

Учитель: Только синие? Ребята, вспомним наши схемы. Для звонких согласных мы использовали только синие кружочки?

Ребята отвечают хором: Нет! В синих кружках для звонких звуков в схемах прятался маленький красный кружочек.

Учитель: Артем, значит тебе понадобится не только синие резиночки для звонкого согласного «Ж».

Артем С: Для работы мне понадобятся много синих и одна красная.

Учитель: Приступай к работе, Артем.

Учитель: Ребята, я вижу все справились на отлично с заданием. А теперь повторим. Что мы сегодня выясняли? Какая была тема нашего урока?

Ребята хором: Звонкие (руки весело поднимают вверх) и глухие (держаться за ухо и наклоняют голову в сторону уха) согласные русского языка.

Учитель: Верно! Давайте еще раз назовем их парами.

Дети дружно хором: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Учитель: Молодцы! Все очень хорошо сегодня поработали. А теперь вспомните, что я вам говорила перед последней частью нашего урока, что она самая вкусная. Загляните повнимательнее в свои коробочки с резиночками. Там лежат маленькие сладкие призы- конфетка каждому за хорошую работу.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 13:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД