Ксения Габараева
Конспект урока по психологии для 5-х классов «Познавательные процессы. Внимание»
Конспект урока по психологии для 5-х классов «Познавательные процессы. Внимание»
Составитель:
Педагог-психолог
Габараева Ксения Александровна
Цели урока :
обучающие:
• сформировать представление о внимании;
• изучить виды и свойства внимания;
воспитательные:
• воспитывать внимание, интерес к предмету;
• бережное отношение к своему здоровью.
развивающие:
Развивать:
• мышление и познавательную деятельность;
Публикация «Конспект урока по психологии для 5-х классов „Познавательные процессы, Внимание“» размещена в разделах
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Средняя школа, 5 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• творческий подход в изучении материала;
• способствовать формированию основных жизненных компетентностей.
Базовые понятия: Внимание.
Методы: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация.
Тип урока : изучение новой темы.
Оборудование и материалы:
• презентация
• доска
Продолжительность урока – 40 мин.
Ход урока
Организационная часть
-Сегодня мы продолжим изучать познавательные процессы. Перед вами 2 картинки. Вам нужно найти отличия. (Картинка демонстрируется через проектор).
- Что вам помогло найти отличия? (внимание). Как вы понимаете термин «Внитмание»?
- Внимание - это сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности при отвлечении от всего остального. (подчеркнутый текст – под запись в тетрадь)
- Давайте рассмотрим, как осуществляется этот процесс?
1. Раздражение нервных клеток.
2. Возбуждение.
3. Мозг
(схематичная зарисовка на доске)
-Предлагаю в этом разобраться.
- Как вы реагируете, если, играя в компьютер, у вас зазвонил телефон? (Переключаете свое внимание).
- Эта реакция зависит от вашей воли или сознания? (нет)
- Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его подвижностью, контрастом между раздражителями.
- Все, наверное, слышали о Шерлоке Холмсе. Во время расследования преступлений он находил такие доказательства, которые не замечали другие. Мы сейчас с вами поиграем в Шерлока Холмса. Вам нужно определить, где находится человек, который одет в, имеет голубые глаза, носит очки, … (это я)
- Что вам помогло отыскать этого человека?
- Вид внимания, которое зависит от нашей воли и сознания, возникает в результате сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется произвольным.
Внимание бывает произвольным и непроизвольным
Подумайте:
-Когда человек лучше запоминает новую дорогу, если идёт один или со спутником, хорошо знающим дорогу? Почему?
-Пойдем дальше. Когда человек усердно думает и решает в уме какую-то задачу, его внимание направлено внутрь. А если оно направлено на окружающие объекты и явления?
Внимание может быть внешненаправленное и внутреннее.
Все люди отличаются друг от друга. Вот и познавательные процессы также имеют свои особенности. Для внимания характерны следующие свойства: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.
Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения.
Объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема внимания 7 единиц информации.
Под распределением внимания понимается возможность одновременного выполнения двух или более видов деятельности.
-Докажи, что в профессиональной деятельности людей внимание играет важную роль (повар, учитель, водитель, инженер).
Итог урока
На стене вы видите выражение К. Д. Ушинского
«Внимание есть именно те двери, через которые проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».
-Как вы его понимаете?
-Что такое внимание?
-Какие различают виды внимания?
-Назовите свойства внимания?
-Какова роль внимания в нашей жизни?
В заключение урока выполним упражнения
«Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
«Топ-хлоп»
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т. п., по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.