Елена Мухитдинова
Конспект урока по окружающему миру на тему «Животноводство нашего края» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающий мир
4 класс
Тема урока: «Животноводство в нашем крае»
Дата проведения: 20 декабря 2019 года
Цель: сформировать у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отраслями животноводства.
Тип урока: открытие нового знания
Формируемые УУД:
Познавательные: извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру на тему „Животноводство нашего края“ в 4 классе» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский;
индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование: раздаточный материал для опроса, карточки для работы в группах, презентация «Животноводство», карточка «Соедини стрелочками», листы самооценки, шкала самооценки, ноутбук, проектор, иллюстрация профессора Окружайки
Основные понятия: скотоводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство, свиноводство.
Организационная структура (сценарий) урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Время начинать урок.
К гостям нашим повернитесь,
Поздоровайтесь и улыбнитесь.
А сами будьте очень внимательны,
Работайте в хорошем темпе и старательно.
Чтобы всё мы изучили,
Знания крепкие получили.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос,
- Как называется наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений? (растениеводство)
- Перечислите отрасли растениеводства? (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство)
2. Игра «Верные – неверные утверждения»
- Знания об отраслях растениеводства вы открыли на прошлом уроке. А понять хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока нам поможет игра «Верные – неверные утверждения»
(у каждого ребенка карточка)
- Если высказывание верное, то ставите знак «+», если неверное – то знак «-»
№ Утверждение Верно (+,
неверно (-) Проверка
1 Главными зерновыми культурами являются овёс, ячмень, рожь, пшеница. +
2 К овощным культурам относятся капуста, абрикос, персик. -
3 Масло получают из подсолнечника и льна. +
4 Врагами тлей являются божьи коровки. +
5 От мышей и полёвок урожай защищают совы, пустельги. +
6 К плодовым культурам относятся яблоки, груши, томат. -
Взаимопроверка в парах, оценивание
«5» - все верно;
«4» - допущено 1-2 ошибки;
«3» - допущено 3-4 ошибки.
3. Тест
- Взаимопроверка в парах.
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, к нам в гости заглянул профессор «Окружайка».
-Он хочет познакомить нас с ещё одной отраслью сельского хозяйства. А вот какой, узнаете, когда разгадаете загадки.
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова) Хвост крючком,
Нос пятачком.
(Свинья) Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Кролик) Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это?
(Конь)
- Что объединяет эти слова? (животные)
- К какой группе животных их отнесём? (домашние животные)
- Верно, это домашние животные. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.
- Как называется такая отрасль сельского хозяйства? (животноводство)
- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Животноводство нашего края) Слайд 2
- Что должны узнать сегодня на уроке? (Составление плана урока, Слайд 3)
1. Что такое животноводство.
2. Отрасли животноводства.
3. Роль животноводства в жизни человека.
- Как будем работать для достижения цели? (в парах, группах)
- Какие источники информации могут нам помочь?
IV. Открытие нового знания.
1. Знакомство с новым понятием (Работа в группах.)
- Для того чтобы правильно ответить на первый вопрос нашего плана, давайте выполним следующее игровое задание.
Задание. Расставить в нужном порядке слова, получить определение -животноводство. (заслушать 1 группу, у кого получилось по -другому)
-Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашних животных. (слайд4)
2. Решение проблемной ситуации.
Отгадайте загадку: Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток!
(Верблюд)
(Показ картинки верблюда) Слайд 5
- Верблюды – сильные выносливые животные, которые перевозят грузы, а верблюдица дает молоко.
-Разводят ли в нашем крае верблюдов? А в какой природной зоне их разводят?
- В каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как выдумаете, почему? (Наша страна расположена в разных природных зонах, значит, есть разные погодные условия, разная земная поверхность. В разных природных зонах разная растительность и разные животные.)
3. Сообщение учителя.
Животноводство – объемное понятие. Оно включает в себя несколько отраслей.
Слайд 6
Разведение крупного и мелкого рогатого скота
Свиноводство
Коневодство
ЖИВОТНОВОДСТВО Кролиководство
Птицеводство
Рыбоводство
Пчеловодство
4. Работа в группах.
- Чтобы подробнее узнать о каждой отрасли, давайте подключим к работе группы ученых животноводов. Каждая группа получит карточку-помогайку.
- Послушайте задание: соберите информацию из учебника по своей отрасли, заполните карточку и поделитесь знаниями со всем классом.
Отрасль «Разведение крупного и мелкого рогатого скота»
Задание: прочтите статью учебника на с. 197, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.
Крупный рогатый скот -это. Все породы делят на ___, ___ и ___ .
Мелкий рогатый скот - это. Очень ценят породы овец с тонкой шерстью - ___ («руно» - ___)
Стада овец называют. Большие отары пасутся на. Коз разводят ради.
Отрасль «Свиноводство»
Задание: прочтите статью учебника на с. 198, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.
Свиньи не грязнули, они, наоборот, очень ___. В жару свинья ложится в грязь для того, чтобы ___
Свиней нужно почаще. Содержать их надо в ___ помещениях. Породы свиней.
Отрасль «Коневодство»
Задание: прочтите статью учебника на с. 198-199, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.
В прошлом лошадь помогала крестьянину в ___, перевозила ___, участвовала и в военных.
Лошадь по-прежнему необходима. Немало людей увлекаются конным. Породистых лошадей разводят на. Насчитывается свыше 250 пород – от могучих ___ до миниатюрных.
Отрасль «Кролиководство»
Задание: прочтите статью учебника на с. 199-200, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.
Домашние кролики произошли от. Кроликов разводят ради. Содержат кроликов в. Днём зверьки обычно ___, а ночью.
Кормят кроликов ___
Но нельзя давать им траву, влажную от. От этого кролики могут. Такую траву нужно сначала.
Отрасль «Птицеводство»
Задание: прочтите статью учебника на с. 200-201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.
Домашние птицы – это.
На крупной ___ в инкубаторы помещают одновременно сотни тысяч ___
Вентиляторы подают в инкубатор тёплый. Специальный механизм время от времени ___ яйца, чтобы они равномерно прогревались. Вылупившихся ___ отправляют в цех. Оттуда подросших кур переводят в цех клеточных. Домашних птиц разводят и на менее крупных ___ и на приусадебных___ .
Отрасль «Рыбоводство»
Задание: прочтите статью учебника на с. 201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.
Разведением рыбы в прудах занимаются специальные рыбоводческие. Основные прудовые рыбы - ___
. В природе в диком виде встречаются. А вот ___ - это одомашненная форма.
Отрасль «Пчеловодство»
Задание: прочтите статью учебника на с. 201-202, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.
В далёком прошлом было много диких. Они жили в ___ деревьев. Со временем люди стали сами выдалбливать в стволах деревьев ___ для пчёл. Так зародилось. А потом появились и. Название пасека произошло от слов «сечь», «посекать», то есть ___ лес.
Чтобы забрать мёд из колод, пчёл приходилось ___ ядовитым дымом. Позже был изобретен разборный. В него вставляют ___ с сотами, пчёлы заполняют ячейки. ___ достает рамки, не причиняя вреда пчелиной семье.
5. Заслушивание сообщений представителей от групп с дополнением учителя. (презентация «Животноводство» слайды 4 - 22)
Слайд 7, 8, 9, 10, 11,12,13
Предками коров были древние туры. Приручить тура было невозможно – они поднимали на рога охотника вместе с конём. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. Молока они давали совсем мало. Оно считалось лекарством и лакомством.
Слайд 14,15
Люди одомашнили свинью ещё в каменном веке. Свиней разводят ради вкусного мяса и шкуры, из которой шьют обувь и одежду. Своим сильным плоским носом свиньи роют землю в поисках кореньев. Свиней разводят на свиноводческих фермах.
Слайд 16,17,18,19
Домашние лошади – потомки дикой лошади (Пржевальского) и тарпана. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н. М. Пржевальским. Из молока лошади делают целительный напиток – кумыс. Кровь лошадей-доноров используют для изготовления медицинских препаратов.
Слайд 20,21,22
Пород кролей много. В Челябинской области разводят следующие породы кроликов:
- калифорнийских кроликов (белых серых), которые обладают прекрасными репродуктивными качествами, высокой выживаемостью, а также способностью подстраиваться под любые условия.
- породы Серый великан и бабочка, которые отличаются большой плодовитостью.
Содержат кроликов на фермах.
Слайд 23,24,25,26,27,28,29
Домашних кур начали разводить 4 тыс. лет назад. Домашние куры происходят от диких банкивских кур, который до сих пор водится в Юго-Восточной Азии.
Слайд 32,34,35,36,37
Продукты пчеловодства: мёд, воск, прополис.
6. Физминутка.
Дружно встали на разминку,
Наклоняем нашу спинку
Раз-два, раз-два
Веселее детвора.
Поработаем руками,
Кто угонится за нами
Раз-два, раз-два
Веселее детвора.
Поднимаем плечики,
Как прыгают кузнечики
Раз-два, раз-два
Веселее детвора.
Поверни головку влево,
Поверни головку вправо,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
V. Включение новых знаний в систему знаний.
1. Работа в тетради.
- А хорошие ли знания мы приобрели во время урока, нам помогут узнать некоторые задания в тетради. (с. 90 № 2)
2. Игра «Четвертый лишний» Слайд 38
(устно со всем классом)
а) Кролиководство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство
б) Куры, индюки, кролики, гуси
в) Мёд, воск, прополис, яйца
3. Игра «Соедини стрелочками» (работа в группах)
Животные Место разведения Профессии людей
Коровы Конный завод конюх
Гуси, утки, куры, индюки Ферма доярка
Пчёлы Птицефабрика пчеловод
Лошади Пасека птичница
Фронтальная проверка.
VI. Подведение итогов урока.
- С чем нас сегодня решил познакомить профессор Окружайка? (с животноводством, его отраслями)
- На все ли поставленные вопросы мы с вами ответили?
- Что нужно делать, чтобы животные хорошо себя чувствовали? (следить за здоровьем, ухаживать, кормить)
- Животному, как и человеку, нужен уход и внимание.
- Как называют людей, которые занимаются разведением домашних животных? (животноводы)
- Какие профессии животноводов вы знаете? (зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, конюхи, свинарки, пастухи, птичницы)
- Все они вносят повседневно большой вклад в сельскохозяйственное производство. Это люди добросовестно относящиеся к труду, искренне любящие свое дело.
VII. Домашнее задание
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 195 – 203 знать
«5» - подготовить сообщение о тех домашних животных, которые тебя особенно заинтересовали.
Слайд 39
«5» с. 195-203 знать, сообщение о домашнем животном
«4» с. 195-203 знать
VIII. Рефлексия.
- Вспомните, что хорошо получалось на уроке?
- Над чем нужно ещё поработать?
IX. Самооценка.
- Давайте попробуем себя оценить по шкале.
В этом вам поможет карточка самооценки. (Показ карточки самооценки)
№ Вид работы Самооценка
1. Игра «Верные и неверные утверждения»
2. Выполнение теста
3. Работа в группе по изучению отрасли животноводства
4. Игра по группам «Соедини стрелками»
5. Мой темп работы
- Обведите свою оценку за урок.
(спросить 1-2 учеников какую дали себе оценку, почему)
- Скрепите свой тест, карточку самооценки и шкалу, оставьте их на парте. Я потом просмотрю, и считаю, что наши с вами оценки совпадут.