Елена Федотова
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Н. Н. Носов. «Затейники»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 им. Маршала Жукова муниципального образования
города-курорта Геленджик
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ТЕМЕ
«РАССКАЗ Н. Н. НОСОВА «ЗАТЕЙНИКИ»
2 класс
Тип урока : изучение нового материала
По программе «Школа России»
Авторы учебника Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
Публикация «Конспект урока по литературному чтению во 2 классе „Н, Н, Носов, „Затейники“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Носов Н.Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Подготовила: Федотова Елена Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №12 им. Маршала Жукова
Пояснительная записка
Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного чтения. На уроке применяются интеллектуально- познавательные игры, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества. На организуется в группах, в парах. В итоге дети делают самостоятельный вывод. В конце работы группы представляют своё творческое задание (составленный план). Дети оценивают свою работу на уроке цветовыми сигнальными кружками. На этапе рефлексии дети передают смайлик отвечая на вопросы учителя. Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Постановка целей и задач урока.
4. Изучение нового материала.
5. Постановка целей и задач урока.
6. Физкультминутка.
7. Первичное восприятие текста.
8. Анализ прочитанного текста.
9. Чтение текста детьми.
10. Составление плана рассказа.
11. Домашнее задание.
12. Рефлексия.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом «Затейники».
Задачи:
• работать с разными видами текста;
• формировать навыки работы в группе, в парах на основе системно-деятельностного подхода;
• уметь давать объективную оценку своей работы;
• развивать память, речь, уметь излагать правильно и грамотно свои мысли
УУД, формируемые на уроке :
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• составлять алгоритм действий;
• учиться высказывать свою версию на основе работы с текстом;
• учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в учебнике, в тексте;
• находить ответы на вопросы в тексте,
• учиться работать с иллюстрациями;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать текст.
Коммуникативные УУД:
• высказывать свои мысли в устной форме;
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать этим правилам;
• учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли (лидера и исполнителя).
Оборудование и технические средства обучения: персональный компьютер, медиа - проектор, интерактивная доска, смайлик на палочке.
Наглядные пособия: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, видео физкультминутка, индивидуальные листы со статьей о жизни и творчестве Н. Н. Носова, памятки для работы в паре, в группе, Аудиозапись «Затейники», цветные сигнальные кружки (красного, желтого, зеленого цветов, толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход Урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Давайте вспомним, что значит учиться? Как добыть новые знания?
- Где можно найти информацию? Способов получения информации много, но я вам дам небольшую подсказку самого надежного и проверенного способа.
-Отгадайте загадку:
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
-Книга.
- Правильно, ребята. Желаю вам никогда не терять связь с книгами, ведь книга – это лучший друг.
- Нужно все делать самому: узнать, что ты не знаешь и самому найти способ.
3. Постановка цели и задач урока.
- Отгадайте-ка загадку,
В своей книжке самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (демонстрируется изображение Незнайки)
- Правильно, ребята. А кто знает, из какой книги он к нам пришел?
(дети называют книги Носова о Незнайке)
- А кто автор этих замечательных книг?
(демонстрируется портрет Н. Н. Носова)
- А какие еще произведения написал этот замечательный писатель?
- Чем они вам интересны?
- Хорошо. Как вы думаете, чье произведение мы будем изучать сегодня на уроке?
-Н. Н. Носова.
- Молодцы! А теперь какова цель нашего урока?
-Познакомиться с писателем и с самим произведением.
- Хорошо! Для достижения этой цели, какие задачи мы поставим перед собой?
-Будем читать произведение, отвечать на вопросы, слушать учителя и друг друга, беседовать по прочитанному тексту.
-Хорошо. Итак, мы будем работать с текстом.
-Ребята, что такое план урока?
(ответы ребят)
- Замечательно! Исходя из названных вами задач, Незнайка составил следующий план. Одобрим его?
- Пусть он всегда будет у нас перед глазами (на доску крепится план урока)
Цель нашего урока «Познакомиться с жизнью и творчеством Николая Николаевича Носова».
План урока
-Познакомиться с биографией писателя.
- Познакомимся с его рассказами.
- Мы будем читать текст выразительно.
- Составить план текста и пересказать его.
- Оценим свою работу на уроке, поделимся впечатлениями.
4. Изучение нового материала.
- Для первого этапа работы предлагаю вам прочитать внимательно небольшую статью о писателе. Она у вас у каждого на столе. Самостоятельное чтение своим темпом.
- Что вам запомнилось из прочитанного? (высказывания детей)
- Ребята, встретились ли вам незнакомые слова в тексте? Какие? (Чернорабочий, косарь, юмор)
-Из какого источника информации мы можем узнать значения этих слов? (из толкового словаря)
- Хорошо. Давайте прочитаем значение слова «чернорабочий», «косарь», «юмор»
(дети зачитывают значения слов из толкового словаря)
-Молодцы! Теперь мы с вами знакомы с биографией писателя и знаем значения непонятных ранее слов.
5. Работа по теме урока.
А теперь переходим ко второму пункту нашего плана. Предлагаю поиграть. Давайте вспомним правила работы в группе (наглядный материал «Работа в группе») Соединитесь в группы по четыре (всего 6 групп).(Разделившись вспоминаем в правила работы в группе).
Перед вами кубики с предложениями. Ваша задача соединить предложения в текст.
- А что такое текст? (ответы детей)
-Правильно. Выполняем работу. Соединяем предложения в текст по смыслу.
- Закончили? Сейчас я покажу вам картинки. Та группа, у которой текст подходит к картинке, зачитывает его, а остальные ребята должны догадаться, из какого рассказа Николая Носова этот отрывок. Готовы?
Начинаем знакомство с произведениями Николая Носова или вспоминать их.
(слайд 1 иллюстрация к рассказу «Мишкина каша»)
(слайд 2 «Телефон» Н. Н. Носова)
(слайд 3 «Наш каток»)
(слайд 4 «Живая шляпа»)
(слайд 5 «Затейники»)
(слайд6 «Огурцы»)
6. Физкультминутка.
- Молодцы. Давайте отдохнем. Музыкальная пауза.
(презентация «Физкультминутка у жирафа»)
(дети самостоятельно проводят физкультминутку «У жирафа»)
7. Первичное восприятие текста.
- Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на наш план урока. Второй пункт плана выполнен. Мы вспомнили отрывки из произведений Николая Носова.
- Ребята, а кого называют затейниками? (ответ детей)
- Итак, затейник - это организатор веселья. Что такое затея? (ответ детей)
- Вам интересно, что будет дальше в рассказе? (Да)
- Тогда давайте обратимся к учебнику. Страница 50. Приготовьтесь следить и слушать (Аудиозапись «Затейники»).
- Как можно назвать услышанное чтение? (актерское чтение, выразительное чтение)
- С какой интонацией читал диктор? (ответы детей)
8. Анализ прочитанного текста.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Как называли себя дети?
- В какую игру они играли?
- Кого изображали?
- Почему игра прервалась?
- Что вы можете сказать о ребятах?
- Что вы им посоветуете?
-Что показалось вам смешным в рассказе?
-Чему учит рассказ?
-Хорошо. Ребята, можно ли после прослушивания рассказа сразу приступить к составлению плана текста?
- Нет, надо сначала самим прочитать рассказ, разбить его на части и затем озаглавить каждую часть и составить план.
9. Чтение текста детьми.
- Давайте обратим внимание на третий пункт плана урока.
- Хорошо. Давайте попробуем прочитать текст выразительно.
- Ребята, дайте словесную оценку выразительного чтения одноклассников.
- Молодцы! Мы справились с третьим пунктом плана.
-Скажите а на сколько логических частей можно разбить текст?
- На четыре.
- Будем составлять план текста.
10. Составление плана рассказа.
- Работаем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах (наглядный материал «Работа в парах»).
- Что такое план текста?
-Нужно озаглавить каждую часть и записать ее». А как нам озаглавить каждую часть?
-Выбрать из каждой части главную мысль и кратко ее сформулировать.
- Хорошо. Приступаем к работе. Работать будем в рабочих тетрадях.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (дети зачитывают свой план)
-Оцените, ребята этот план, соответствует ли план тексту?
-Да, соответствует.
11. Домашнее задание.
-Ребята, пересказ текста по предложенному вами плану предлагаю подготовить на следующий урок (пятая часть плана урока) Это будет вашим домашним заданием.
(дети записывают задание на дом)
12. Рефлексия.
- Итак, давайте подведем итоги нашего урока (передаем смайлик).
-Какой была тема нашего урока?
- Цель урока?
- Все ли мы выполнили, что запланировали?
- Что нового вы узнали на уроке?
Оцените свою работу на уроке. Какую оценку бы вы себе поставили? (работа с цветными кружочками) Если «5» - поднимите красный кружок; если вы ставите себе оценку «4» - то желтый. Если вы не довольны своей работой, то зеленый (выборочно попросить дать словесную оценку).
Итог урока.
- Ну, что, ребята. Пришла пора прощаться с Незнайкой.
- Встали красиво, задвинули стульчики.
Урок закончен.
- Спасибо за урок!