Лариса Чеснокова
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…»
▼ Скачать + Заказать документы
Чеснокова Лариса Рахимовна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области
Первая квалификационная категория
КОНСПЕКТ УРОКА В 3-ЕМ КЛАССЕ НА ТЕМУ :
«ВОДА – НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО…»
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: учащиеся, учитель
Программа: УМК: «Перспективная начальная школа»
Класс : 3 класс
Публикация «Конспект урока окружающего мира в 3 классе „Вода — необыкновенное вещество…“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вид: урок изучения нового материала.
Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение
Тип урока : изучение нового материала с элементами практической работы; урок с компьютерной поддержкой
Цель урока : к концу урока учащиеся должны иметь представление о распространении воды в природе, ее свойствах, значении для растений, животных, человека
Задачи урока :
образовательная: экспериментальным путем выявить свойства воды
развивающая: создать условия для развития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры
воспитательная: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде
При построении урока реализуются дидактические принципы:
• принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• принцип связи теории с практикой.
Методы и приё мы:
словесные: беседа;
наглядные: иллюстративный, наблюдение, видеометод;
практические: поисковый метод, групповая работа, рефлексия.
Оборудование:
у учителя: компьютер, экран, проектор, диск с презентацией, три баночки с водой, гуашь (синего, зеленого и красного цветов, пустая баночка, бутылка, стакан, ваза, пластиковые стаканчики на количество учеников, вода
у учащихся: сахарный песок, две баночки с водой, чайная ложка, одна пустая баночка, семь полосок цветной бумаги (цвета радуги, цветные карандаши, карточки
Предварительная работа: учащиеся рисуют рисунки на тему «Вода в жизни человека, растений, животных», учат стихотворения
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что воду нужно использовать бережно, не тратя ее напрасно, усвоить основные свойства воды
Технические средства обучения: презентация Microsoft Power Point, слайды с картинками и видео ролики, компьютер, таблица Microsoft Word.
Ход УРОКА
СЛАЙД 1
1. Оргмомент.
Сегодня мы продолжаем узнавать загадки нашего окружающего мира.
Какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)
Чтобы у тебя улучшилось настроение, я даю тебе право первому прикрепить на доску листик настроения всего класса. Ведь оно у большинства хорошее, яркое. (красный)
У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
СЛАЙД 2
2. Актуализация базовых знаний. Мотивация.
Лабораторная работа «Свойства воды».
Сегодня на уроке вы познакомитесь со "знакомым незнакомцем".
СЛАЙД 3 Сейчас мы с вами станем исследователями. К нам в лабораторию поступило вещество неизвестного происхождения. ( Цель: установить его свойства и определить, что это за вещество; научиться правильно оформлять выводы.)
- Какие у вас предложения, что это за вещество? Будем доказывать.
Техника безопасности при проведении лабораторной работы.
Ваша задача - рассмотреть вещество, находящееся в баночках, определить его свойства, назвать его и подтвердить свои выводы с помощью опытов.
На столах лежат протоколы лабораторной работы, в которых вы будете записывать результаты своих наблюдений.
Итак, начнем. Рассмотрите вещество, находящееся в стаканах и опишите его.
(5 - 7 минут ребята изучают внешние признаки вещества и записывают результаты наблюдений в таблицу)
Учитель: Делаем выводы. Это вещество… ВОДА
СЛАЙД 4 Ответы детей: это вещество находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму если пробирку наклонить, то жидкость изменит форму, оно увеличивает предметы.
Молодцы, справились с заданием. Сейчас вы назвали свойства воды. Поднимаемся еще на ступеньку выше. (оранжевый)
(выходят ученики и читают стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
СЛАЙД 5 Учитель: Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть и под землёй.
СЛАЙД 6 Ученики с сообщением о воде
• Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомните, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы тела. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
• Много воды и в теле человека. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды.
• Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги.
• А ещё вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.
Учитель: Молодцы, спасибо! На доске у нас ваши рисунки, которые рассказывают о том, как важна вода для человека, животных и растений. Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного и нарисованного? (без воды мы не можем прожить) Поднимаемся на ступеньку выше. (жёлтый)
Так как речь у нас идет о воде, то и гостья у нас КАПЕЛЬКА. ( доска: рисунок) Она пришла помочь нам разгадать секрет.
Живу на свете я.
Со мною происходят чу-де-са.
То падаю, то прыгаю,
то поднимаюсь вверх.
Так весело, так весело
Мне жить в стране чудес.
3. Выход на тему урока
А что же за чудеса происходят с водой? Тема урока «Вода – необыкновенное вещество». ( доска: рисунок) Почему её так называют? Сегодня на уроке ваши хорошие знания помогут нам подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.
4. Изучение нового материала.
СЛАЙД 7 Капелька принесла нам сказку – подсказку.
-Посмотрите на картинку. Вы узнали сказку? Как называется эта сказка? Давайте начнём её рассказывать.
Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.
- Из какого материала была построена избушка лисы? (изо льда)
- А что такое лёд? (замёрзшая вода)
- Избушка была ледяная. Лед твердый и поэтому частички получились с крепкими связями.
Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее.
Вы улыбаетесь, не согласны? Почему? (лёд тает и превращается в воду)
- Правильно! Солнце нагревает лёд и он тает, превращаясь в воду.
СЛАЙД 8 И сделаем общий вывод: В каких трёх состояниях бывает вода? (Вода бывает в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном.)
Умнички. Становимся на ступеньку выше. (зеленый)
5. Физкультминутка
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
6. Работа по учебнику.
- А вы знаете, где можно увидеть воду сразу в трех состояниях?
Открываем учебник стр. 53. (читаем текст)
- Какой опыт подтверждает, что лед – это вода в твердом состоянии?
- Приходилось ли вам наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись?
- Чем же «необыкновенное вещество» вода?
7. Работа в группах.
Решение проблемной задачи: Капелька нам ещё одну сказку принесла.
Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, нос одним условием: воду чтобы принесли без посуды!»
Согласились ребята, но как им решить эту проблему?
Что надо сделать, чтобы проблема была решена?
(Класс делится на группы, каждой из которых предлагается найти путь решения задачи)
Вывод: Воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.
Поднимаемся выше. (голубой)
8. Обобщение урока.
Загадка:
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)
-Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие с капелькой воды.
-Что нового узнали на уроке?
-В каких трёх состояниях находится вода в природе?
-О каких свойствах воды вы узнали?
-При каком условии образуется лёд?
-Отчего лёд может растаять?
-При каком условии вода превращается в пар?
9. Выставление оценок.
К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая …вода.
Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке. Ещё выше. (синий)
Гимн воде. «Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть». Антуан де Сент-Экзюпери
СЛАЙД 9
10. Домашнее задание.
Учебник стр. 53-55, пересказ
Задание для Золушки. Мачеха приготовила смесь из песка и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?
Задание для маленьких Ньютонов. Можно ли воду, которая испарилась из чайника вернуть обратно в чайник? Каким способом?
11. Рефлексия.
Вспомните, с каким настроением вы начинали работать на уроке. Давайте посмотрим, изменилось ли у вас настроение.
Для этого закрасьте последнюю ступеньку в нашей лестнице познания. (фиолетовый)
А кто заметил, что это за цвета?
СЛАЙД 10
Дети сегодня немного устали – Радуга вышла красивой, как в сказке:
Радугу в небе они создавали. Вся разноцветная – вот красота!
Долго трудились над радугой краски, Вы полюбуйтесь, какие цвета!
А чтобы на небе появилась такая красота, в этом приняла работу тоже наша капелька. Но как она это сделала, вы узнаете на уроках физики в старших классах.
12. Резерв
Тест по теме «Вода»
1. Лёд и снег – это вода
а) в твёрдом состоянии; б) в жидком состоянии в) в газообразном состоянии
2. Ты вымыл пол. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) испарилась б) впиталась в) осталась на подошвах обуви
3. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?
а) крахмал б) воду в) соль
4. Без чего невозможно вырастить урожай на полях?
а) без тракторов, комбайнов, топлива. б) без минеральных удобрений, труда людей.
в) без света, воздуха, воды.
6. Какая вода нужна людям?
а) прозрачная б) бесцветная в) чистая
7. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?
а) от использования воды в быту б) от слива сточных вод заводов и фабрик.
в) от использования воды на производстве.
8. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
а) фильтры б) пластиковые трубы в) кислоты