Светлана Жабуева
Конспект урока по обучению грамоте по программе Гласный звук [у], буква У, у. «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Класс: 1
Предмет: азбука
Тема: Гласный звук [у], буква У, у.
Тип урока : изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у.
Задачи:
1) обучающие :
Совершенствование умения выделять звуки в словах;
Формировать навык чтения;
Совершенствование умения составлять предложения и тексты по иллюстрации.
2) развивающие:
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Моя Родина Россия
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивать связанную и учебно-научную речь учащихся;
Развитие процессов синтеза и анализа;
Развитие памяти.
3) воспитывающие:
Воспитание интереса к книге;
Воспитание культуры речи;
Воспитание любви и ответственности перед окружающим миром.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
1. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
2. «Чистим зубки»
3. «Лошадка»
3. Актуализация знаний.
-На какие две группы можно разделить звуки?
-Дайте общую характеристику гласным звукам :
-тянуться, поются
-воздух во рту не встречает преграду
-образуют слог
-Дайте общую характеристику согласным звукам :
-не тянутся, не поются
-воздух во рту встречает преграду
-не образуют слог
4. Знакомство со звуком у.
Учитель показывает предметные картинки: утка, уши, уж, утюг, улитка.
- Какой звук мы слышим в начале каждого слова? (Звук[ у])
( Учитель объясняет: чтобы произнести звук [у], нужно вытянуть губки вперед трубочкой. Дети произносят звук у)
5. Характеристика звука.
Какой первый звук в слове утка?
-Произнесите его.
-Он гласный или согласный?
-Докажите. (тянется-потяни, поётся-пропой, воздух во рту не встречает преграды, образует слог)
6. Составим схему слова утка
В слове два гласных звука, значит два слога.
-Позову, ударение. Ударение падает на первый слог ут на гласный «у». Звук «у» ударный.
7. Выделение звука[ у] на слух.
Учитель произносит гласные звуки :[ а - [о] - [у] - [и ]-[ а] -[ э] -[ у] - [а] - [и] - [ о] - [у]. Услышав звук у, дети хлопают в ладоши.
8. Дидактическая игра "Один - много"
Учитель объясняет условия игры.
-Я буду говорить про один предмет, а вы про много. Улитка -улитки, утюг -утюги, утка-утки, ухо -уши, уж- ужи, улыбка -улыбки. (Слайд 4)
9. Физминутка.
Дети ходят по классу. Учитель произносит разные звуки. На звук[ у] дети останавливаются.
Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения).
10. Знакомство с буквой у. Игра «Вообразилия»
- Дети находят букву У на веере
На что похожа буква У? (На сучок, вешалку, рогатку, рожки улитки) Напишите букву У в воздухе, на парте, на ладошке, на спинке соседа.
11. Работа с учебником.
Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и её автора. (Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)
- Какой момент сказки изображён?
Примерный текст:
Утка-мать свила гнездо. В гнездо она снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Только одно самое крупное яйцо оставалось целым. Вскоре и из него вылупился утенок. Он не был похож на своих братьев и сестер. Но мама-утка все равно его любила.
Когда утята подросли, утка повела их знакомиться с другими жителями двора. Она шла впереди, а за ней друг за другом бежали утята. Все птицы поздравляли утку.
-На какие две группы можно разделить всех птиц? (Водоплавающие и неводоплавающие)
Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая сверкающие на солнце брызги. Потом, выбравшись на песчаную отмель, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое пёрышко жиром.
Зачем же уткам такие купания? Веди, кажется, и так большую часть времени эти птицы проводят в воде? Оказывается, очень даже нужны. «Утка, которая несколько дней не купалась, не ухаживала за своим оперением, если её сразу пустить в воду она может утонуть». Итак, с грязными перьями птицы ни летать, ни плавать не могут.
Семейство утиных насчитывает множество видов. Кроме уток, в него входят еще гуси и лебеди. Самые распространенные их них утки – кряквы, пекинская утка, черная утка, каролинка, шилохвосты и чирки.
12. Итог урока.
а) Основные выводы по теме урока.
-Какой звук учились слышать и выделять из слов?
-Дайте характеристику звуку «у».
-Как на письме обозначают звук «у»?
б) Оценка работы учащихся на уроке.