Юлия Мягкова
Конспект урока «Скелет конечностей». Коррекционная школа-интернат VIII вида. Биология, 9 класс
▼ Скачать + Заказать документы
9 класс.
Биология.
Тема урока : «Скелет конечностей».
Цель урока : познакомить обучающихся со строением скелета конечностей.
Задачи урока :
Коррекционно-образовательная : формировать у обучающихся понятие о
строении скелета верхних и нижних конечностей, развитие механизма запоминания у детей.
Публикация «Конспект урока „Скелет конечностей“, Коррекционная школа-интернат VIII вида, Биология, 9 класс» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Скелет. Все о скелете для детей
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Коррекционно - развивающая : способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.
Коррекционно-воспитательная : воспитывать стремление к здоровому образу жизни, укреплять гигиенические навыки, формировать точку зрения о том, какое место занимает человек в природе.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: таблица «скелет человека», таблички, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
2. Проверка домашнего задания по теме «Скелет туловища».
Беседа по вопросам:
1. Каково строение скелета туловища?
2. Какие отделы различают в позвоночнике?
3. Каково строение и значение грудной клетки?
4. Какое значение имеют изгибы позвоночника?
5. Назовите основные части позвоночника?
3. Изучение нового материала.
Вспомните: что такое сустав?
Какого его строение?
Какие виды соединения костей вы знаете?
Рассказ учителя о строении верхних и нижних конечностей.
1. Скелет верхней конечности :
Верхние конечности – руки. Скелет верхних конечностей состоит из трё х отделов: плеча, предплечья и кисти.
Скелет верхней конечности : на каждой стороне входят кости плечевого пояса (лопатка и ключица) и кости свободной верхней конечности (плечевая кость, кости предплечья и кисти). Кости плечевого пояса: *Лопатка - плоской треугольной формы кость располагается на задней стороне грудной клетки в верхнелатеральной части туловища на уровне 2-7ребра, связана с позвоночным столбом и ребрами при помощи мышц. В лопатке различают две поверхности (реберную - переднюю и дорсальную - заднюю, три края и три угла. Лопатка соединяется с ключицей. *Ключица - С (англ.)-образно изогнутая длинная кость, которая соединяется с грудиной и ребрами. Кости свободной верхней конечности : *Плечевая кость - относится к длинным костям, в ней различают среднюю часть (диафиз) и два конца (верхний - проксимальный и нижний - дистальный эпифизы). *Кости предплечья - локтевая, лучевая кость, тоже к длинным костям, в соответствии с этим в них различают диафиз, проксимальный и дистальный эпифизы. *В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти. Кости запястья образуют свод, обращенный вогнутостью к ладони. У новорожденного они только намечаются; постепенно развиваясь, они становятся ясно видимы только к семи годам, а процесс их окостенения заканчивается значительно позднее (в 10-13 лет). К этому времени заканчивается окостенение фаланг пальцев. Особое значение имеет 1 палец в связи с трудовой функцией. Он обладает большой подвижностью и противопоставлен всем остальным пальцам.
2. Скелет нижней конечности :
Нога – это нижняя конечность. Она состоит из трё х отделов: бедра, голени и стопы.
На каждой стороне входят кости тазового пояса (тазовые кости) и кости свободной нижней конечности (бедренная кость, кости голени и стопы). Крестец соединен с тазовыми костями Кости тазового пояса: *Тазовая кость состоит из трех костей - подвздошной (верхнее положение занимает, седалищной и лобковой (расположены внизу). Они имеют тела, которые срастаются друг с другом в возрасте 14-16 лет в области вертлужной впадины. Имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей ног. Кости свободной нижней конечности : *Бедренная кость - наиболее массивная и самая длинная трубчатая среди длинных костей скелета. *Кости голени, в состав входит большеберцовая и малоберцовая кости являющиеся длинными костями. Первая массивнее, чем вторая. * Кости стопы образованы костями: предплюсны (проксимальный отдел скелета стопы, плюсны и фаланги пальцев стопы. Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. Продольный, пружинящий свод стопы присущ только человеку, и его формирование связано с прямохождением. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большое значение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы, и тогда говорят, что развилось плоскостопие. Заболевание рахитом также может способствовать развитию плоскостопия.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление.
1. Работа с учебником:
Прочитайте текст учебника стр. 50-54, ответьте на вопросы:
Из каких отделов состоит рука человека?
Какие кости образуют скелет нижних конечностей?
Как кости конечностей соединяются между собой и со скелетом?
2. Работа с тетрадями:
Записать, какие кости входят в скелет верхних конечностей и нижних конечностей.
3. Работа в рабочих тетрадях:
Выполните задания 29,30,31 на стр. 21-22
4. Обобщение.
6. Итог урока.
7. Задание на дом: стр. 50-54.