Елена Савина
Формы и методы профориентационной работы с обучающимися 1–9 классов Гкоу со «Асбестовская школа-интернат»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на ШМО воспитателей, март 2018 года.
Формы и методы профориентационной
работы с обучающимися 1-9 классов в
ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат».
В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение. Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Профориентация — это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения воспитанников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих обучающихся в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию, активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей. Целью профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ является оказание помощи и подбор видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию, функциональному состоянию отдельных органов и систем, состоянию здоровья в целом и одновременно отвечающим интересам, способностям человека, потребностям рынка труда. Поэтому мы ставим перед собой задачи профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ :
Публикация «Формы и методы профориентационной работы с обучающимися 1–9 классов Гкоу со „Асбестовская школа-интернат“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1 класс
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Свердловская область, родной край
- Темочки
развитие обще трудовых качеств и навыков;
расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки;
формирование способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации;
формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, мотивационной готовности к труду.
Ведущие принципы, на которых строится образовательный процесс, обеспечивающий самоопределение:
- принцип системности воспитательных и обучающих задач;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
- принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;
- принцип усложнения объёма и степени разнообразия материала занятий;
- принцип личностной ориентации и безоценочного подхода;
- принцип диалогичности в процессе занятий.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе :
1-4 классы :
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.
5-7 классы :
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы :
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, в своей педагогической деятельности мы используем педагогические технологии:
- педагогику сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);
- личностно - ориентированного развивающего обучения (И. Якиманская);
- технологию коллективных творческих дел (Иванов);
- игровые технологии (Шмаков);
- здоровье сберегающие технологии;
- технологию по формированию готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению;
- информационно - коммуникативные технологии, цифровые образовательные ресурсы.
Направления и формы профориентационной работы в школе :
- Профессиональное просвещение (оформление уголка по профориентации, информационная страница на сайте школы.)
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа :
- «Асбестовский политехникум»;
- «Асбестовский ЦЗ»;
- Центр социальной поддержки несовершеннолетних города Асбеста «Радуга»;
- Колледж искусств города Асбеста.
- «Медицинское училище».
Формы и методы :
- беседы,
- диагностические методики,
- творческие задания (конкурсы рисунков, сочинений,
- тренинги,
- экскурсии.
Активизирующие методики :
- профориентационные игры,
- игровые упражнения, акции,
- дискуссии,
- активизирующие и ценностно-
смысловые опросники.
Характеристика активизирующих методик :
- занимательность, увлекательность;
- личная значимость обсуждаемых вопросов;
- добровольность участия;
- двухплановость действий (с одной стороны реальные действия – обсуждение, эмоции и т. д., с другой – воображаемая ситуация).
В нашей школе, в каждом классе есть уголки по профориентационной работе, где отражена текущая работа по данному направлению, каждый воспитатель имеет методическую базу воспитательских часов, викторин, игр, иллюстрационный материал по профориентации. Ведется катамнез выпускников.
В процессе педагогической деятельности воспитатели осуществляют тесное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса – классным руководителем, учителями – предметниками, психологической службой, родителями.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации. Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако школа старается помочь в том, чтобы этот выбор был сделан правильно.
Савина Е. В. – ответственная по профориентационной работе.