Приложение МААМ

Формы и методы профориентационной работы с обучающимися 1–9 классов Гкоу со «Асбестовская школа-интернат» (1 фото)

Елена Савина
Формы и методы профориентационной работы с обучающимися 1–9 классов Гкоу со «Асбестовская школа-интернат»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на ШМО воспитателей, март 2018 года.

Формы и методы профориентационной

работы с обучающимися 1-9 классов в

ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат».

В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение. Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям. Профориентация — это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения воспитанников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих обучающихся в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию, активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей. Целью профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ является оказание помощи и подбор видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию, функциональному состоянию отдельных органов и систем, состоянию здоровья в целом и одновременно отвечающим интересам, способностям человека, потребностям рынка труда. Поэтому мы ставим перед собой задачи профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ :

Публикация «Формы и методы профориентационной работы с обучающимися 1–9 классов Гкоу со „Асбестовская школа-интернат“» размещена в разделах

развитие обще трудовых качеств и навыков;

расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки;

формирование способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации;

формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, мотивационной готовности к труду.

Ведущие принципы, на которых строится образовательный процесс, обеспечивающий самоопределение:

- принцип системности воспитательных и обучающих задач;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;

- принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;

- принцип усложнения объёма и степени разнообразия материала занятий;

- принцип личностной ориентации и безоценочного подхода;

- принцип диалогичности в процессе занятий.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе :

1-4 классы :

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.

5-7 классы :

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- Представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы :

- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

- Профессиональное самопознание;

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, в своей педагогической деятельности мы используем педагогические технологии:

- педагогику сотрудничества (Макаренко, Сухомлинский);

- личностно - ориентированного развивающего обучения (И. Якиманская);

- технологию коллективных творческих дел (Иванов);

- игровые технологии (Шмаков);

- здоровье сберегающие технологии;

- технологию по формированию готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению;

- информационно - коммуникативные технологии, цифровые образовательные ресурсы.

Направления и формы профориентационной работы в школе :

- Профессиональное просвещение (оформление уголка по профориентации, информационная страница на сайте школы.)

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа :

- «Асбестовский политехникум»;

- «Асбестовский ЦЗ»;

- Центр социальной поддержки несовершеннолетних города Асбеста «Радуга»;

- Колледж искусств города Асбеста.

- «Медицинское училище».

Формы и методы :

- беседы,

- диагностические методики,

- творческие задания (конкурсы рисунков, сочинений,

- тренинги,

- экскурсии.

Активизирующие методики :

- профориентационные игры,

- игровые упражнения, акции,

- дискуссии,

- активизирующие и ценностно-

смысловые опросники.

Характеристика активизирующих методик :

- занимательность, увлекательность;

- личная значимость обсуждаемых вопросов;

- добровольность участия;

- двухплановость действий (с одной стороны реальные действия – обсуждение, эмоции и т. д., с другой – воображаемая ситуация).

В нашей школе, в каждом классе есть уголки по профориентационной работе, где отражена текущая работа по данному направлению, каждый воспитатель имеет методическую базу воспитательских часов, викторин, игр, иллюстрационный материал по профориентации. Ведется катамнез выпускников.

В процессе педагогической деятельности воспитатели осуществляют тесное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса – классным руководителем, учителями – предметниками, психологической службой, родителями.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации. Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако школа старается помочь в том, чтобы этот выбор был сделан правильно.

Савина Е. В. – ответственная по профориентационной работе.

Формы и методы профориентационной работы с обучающимися 1–9 классов Гкоу со «Асбестовская школа-интернат»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Активные формы и методы работы с родителями в современном ДОУ В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения.

Презентация «Формы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию» 1слайд Формы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию 2слайд настоящее время проблемы экологического воспитания.

Доклад «Современные здоровьесберегающие технологии. Формы и методы работы по здоровьесбережению» .

Формы и методы работы с детьми и родителями. Библиотека в ДОО. (Мини-опыт) В конце прошлого года я провела опрос среди родителей, и на основе анализа анкет сделала следующие выводы: 50% родителей редко читают книги.

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и.

Интерактивные формы и методы работы с детьми Сущность и основные понятия интерактивного обучения Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно - необходимое.

Интерактивные формы и методы работы с детьми (продолжение) Специфика и особенности развития познавательных интересов ребенка-дошкольника Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются.

Методы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Методы образования - это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений.

Новые формы воспитательной работы. Сценарий мероприятия для 3–4 классов «Философский стол» Новые формы воспитательной работы. «Философский стол». «Философский стол» - одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы работы В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы профориентационной работы с обучающимися 1–9 классов Гкоу со «Асбестовская школа-интернат»
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 10:42
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы профориентационной работы с обучающимися 1–9 классов Гкоу со «Асбестовская школа-интернат»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Савина (УИ 1737192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД