Лилия Косова
Физкультминутки на дополнительных занятиях в школе VIII вида
▼ Скачать
Физкультминутки
на дополнительных занятиях в школе VIII вида
ГБУ КРОЦ
Г. Москва
2018 г.
Косова Л. И.
«Физминутки на дополнительных занятиях в школе VIII вида
В нашем образовательном центре учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Степень двигательной активности у детей, находящихся в одном классе различна.
Публикация «Физкультминутки на дополнительных занятиях в школе VIII вида» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.
Кроме уроков, с детьми проводятся внеурочные мероприятия: беседы, просмотры фильмов, творческие мастерские, концерты, участие в конкурсах, спектаклях. Это также, как и учебная деятельность, требует определенных психо-эмоциональных и физических усилий. Дети с ОВЗ быстро устают, внимание у них неустойчиво, интерес быстро ослабевает. Чтобы дети могли дальше успешно заниматься, необходимо переключать их внимание с одного вида деятельности на другой. Если дети сидят и слушают рассказ воспитателя, беседуют, у них устает спина, нарушается кровообращение в малом тазе и в ногах, ослабевает внимание. Это ведет к ухудшению восприятия. Для восстановления работоспособности учащихся, нужна смена вида деятельности. Помогает переключиться физкультминутка.
От того, как организовано занятие и насколько оно рационалено, зависит функциональное состояние учащихся в процессе внеучебной деятельности. Известно, что дети быстро утомляются если длительное время находятся в статичном положении.
Правильно организованное занятие дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Поэтому одним из обязательных условий организации занятия являются физкультминутки.
Физкультминутка зависит от формы и содержания занятия, от психо-эмоционального и физического состояния воспитанников. Гиперактивным детям нужны подвижные паузы с большей активностью. Для них уместны физкультминутки с приседаниями, прыжками, поворотами. Для детей с ограниченными физическими возможностями уместны физкультминутки, которые выполняются сидя.
Роль физминуток на занятиях
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного и физического утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала занятия. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за занятие. Продолжительность 2-3 минуты.
Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.
Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.
По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток:
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Движения должны соответствовать физическим возможностям детей.
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т. д.
В состав упражнений для физкультминуток входят:
• упражнения по формированию осанки,
• укреплению зрения,
• укреплению мышц рук,
• отдых позвоночника,
• упражнения для ног,
• релаксационные упражнения для мимики лица,
• психогимнастика,
• дыхательная гимнастика.
Физкультминутки можно отнести к следующим видам:
по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.
Классификация физминуток.
Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости.
Оздоровительные физминутки.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
Танцевальные.
Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.
Светит солнышко в окошко,
(подняв руки над головой, вращаем кистями,«фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Ритмические.
В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.
Физкультминутки в стихах.
«Зарядка»
Раз- два- три-четыре-пять (ходьба на месте)
Вышли дети погулять
Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте)
Остановились на лугу (приостанавливаются)
Лютики, ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки)
Собирал …. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны)
Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета).
Зарядка для глаз
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Подвижные игры
Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.
Креативные.
Гимнастика ума.
Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.
1. И. п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и. п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.
2. И. п. – сидя. Наклон головы вправо, и. п., наклон головы влево, и. п., поворот головы вправо, и. п., поворот головы влево, и. п.
В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.
Приложение
1. «Зарядка -повторялка»
Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем
(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)
А потом наоборот.
Будет вправо поворот.
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)
Раз- два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!
2. «Путешествие в лес»
Только в лес мы вошли (маршируют)
Появились комары.
(лёгкое похлопывание по телу)
Дальше по лесу шагаем (маршируют)
И медведя мы встречаем.
(раскачивают из стороны в сторону)
Снова дальше мы идём (маршируют)
Перед нами водоём (руки в стороны)
Прыгать мы уже умеем
(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)
Раз – два, раз – два! (прыжки)
Позади теперь вода! (маршируют)
3. «Зарядка»
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.
Приседать и вставать(4 раза)
Прыгать и скакать (7 прыжков
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Игры с пальчиками
Курица с цыплятами.
Вышла курочка-хохлатка. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: ко-ко, (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем пальцы в кулачок)
Не ходите далеко, (правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)
Лапками гребите, зернышки ищите. (перебираем пальцами обеих рук по столу)
Давайте поиграем
Пальчик о пальчик тук да тук. (указательными пальцами постукивают палец о палец)
Весело пляшут пальчики наши. (поднимают руки вверх, делают «фонарики»).
Ножками топ, да и топ, топ, да и топ. (дети топают ногами)
Весело пляшут детки наши. (ритм убыстряется).
Ручками хлоп, да и хлоп, хлоп, да и хлоп. (Дети хлопают ладонями.)
Весело хлопают ручки наши. (ритм убыстряется).
Разминка с кисточкой.
Держим кисточку вот так: (рука на локте. Кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону. Затем вверх и вниз).
Побежала наша кисть. (движения убыстряются)
А потом, а потом (держим кисточку вертикально)
Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)
Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе)