Яна Балдина
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма и национальные традиции укрепляют любовь к Родине, вызывают чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивает достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая подходящая пора для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине. Идея патриотизма во все времена занимала важное место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в нравственном и духовном развитии личности ученика.
Публикация «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Темочки
В последнее время чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы подрастающего поколения лежат, в основном, в области собственного «я». Но при этом, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о ее прошлом и настоящем. И, конечно, показать все то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России.
Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
- развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
- воспитание толерантности;
- формирование чувства гражданского долга;
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально -ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
В гражданско-патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:
- гуманистически-нравственное воспитание : развитие условий для самоопределения и самореализации личности на основе принципов взаимопонимания и сотрудничества между людьми, развития чувства достоинства личности, ответственности за Родину, воспитание эмоционально-волевых качеств и интересов гражданско-патриотического характера;
- гражданско-правовое воспитание : знание основных законов государства, уважения к Конституции, соблюдение законов, четкое осознание своих прав и обязанностей в обществе;
- культурно-историческое воспитание : знакомство с историей своего народа, его обычаями, культурными традициями, изучение истории своей улицы, города, края;
- военно-историческое воспитание : изучение основных этапов российской военной истории, военных традиций;
- духовно-нравственное воспитание : осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
- спортивно-патриотическое: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом;
- социально-патриотическое: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста;
- героико-патриотическое: ориентирование на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия:
- в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
- разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
- развивается школьное ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
- В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т. д.
- Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.
- На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
Целенаправленная работа по гражданско–патриотическому воспитанию в пространстве ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца» ведётся не один год.
1. Воспитателями нашей школы проводится цикл открытых занятий по этому направлению; в рамках тематической недели духовно-нравственного развития личности.
2. Ежегодно 23 февраля в школе проходит смотр строя и песни. Воспитатели совместно с педагогом-организатором готовят большую конкурсную программу.
3. Большую роль для патриотического воспитания личности имеет то, что мы неоднократно принимаем участие в городской акции Дорога к храму, Вежливый водитель, городских экологических мероприятиях.
4. Ежегодно проводятся коллективно-творческие дела по патриотическому воспитанию : ко дню города, ко дню конституции, к 9 декабря-дню освобождения Ельца.
5. Наша школа совместно с Комитетом по делам молодежи г. Ельца осуществляет долгосрочный проект «Красная доблесть Ельца», посвященный 10-летию присвоения нашему городу звания «Город воинской славы».
6. Ежегодно участвуем в акции Георгиевская ленточка, проводим мастер-классы по ее изготовлению, 1 мая дарим ленточки.
7. Принимаем участие в концерте, посвященном Дню победы, который проходит ежегодно в городском парке.
8. Каждый год 23 февраля, День матери воспитанники нашей школы совместно с педагогом-организатором на городском уровне посещают дом-интернат для престарелых.
9. Воспитанники нашей школы участвуют в митинге ко Дню победы.
10. Впервые в этом году в нашем городе 9 мая прошел флэш моб, посвященный Дню победы, где наши воспитанники приняли самое активное участие по всему городу.
11. Ежегодно наши воспитанники участвуют в акции «Поздравь ветерана», где дарят ветеранам города красивые открытки.
Любовь к Родине — чувство во многом, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
На мой взгляд, в воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства целесообразнее всего было бы использовать их стремление к активной деятельности. Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству. В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.