Шашиашвили Алла
Конспект урока литературного чтения в начальных классах «В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать события рассказа»
▼ Скачать
Тема : В. Бианки «Музыкант». Учимся прогнозировать события рассказа
Цель: ознакомить обучающихся с творчеством В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; учить читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; учить анализировать текст по наводящим вопросам учителя, прогнозировать содержание текста по его заглавию, определять последовательность событий; учить работать в парах, развивать коммуникацию, дружелюбие в общении; расширить представления о взаимоотношениях человека с природой, развивать речь, внимание, мышление; прививать любовь к природе.
Публикация «Конспект урока литературного чтения в начальных классах „В, Бианки „Музыкант“, Учимся прогнозировать события рассказа“» размещена в разделах
Ход урока
I. Оргмомент
— Девочки, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте учителей кивком головы.
Начнем наш урок с девиза : Мало уметь читать, нужно уметь думать.
II. Актуализация знаний
1. Речевые разминки
— На уроке мы будем много говорить, значит нам нужно подготовить к работе свой речевой аппарат: губы, язык и голосовые связки. Для этого прежде всего выполним зарядку для языка и губ:
1. Первое упражнение «Уборка» — кончиком языка проводим по деснам сначала по часовой стрелке, потом в обратном направлении. (2 раза)
2. Второе упражнение «Шпага» — острым крепким языком изнутри колем щеки. (по 2 раза)
3. Третье упражнение «Улыбка» — губы растяните в улыбку и верните в исходное положение. (Сделайте 2 раза.)
2. Споем, четко проговаривая звуки (а о у и ы э)
Добавим эмоций и выразительности:
-удивились
-испугали подружку
-испугались сами
-разочаровались
-улыбнулись.
— Отлично! Можем продолжать работу.
2. Проверка д/з
(На доске 3 картинки — утята, стрекоза, утенок Алеша)
1. — Как эти иллюстрации связаны с домашним заданием? Что было задано домой? (ПРОЧИТАТЬ РАССКАЗ Б. ЖИТКОВА «ХРАБРЫЙ УТЕНОК» и ответить на вопросы).
— Проверим, как вы выполнили задание. Внимательно слушайте вопросы.
- Кого хозяйка кормила по утрам рублеными яйцами?
- Кто вылетал из сада?
- Как вели себя утята?
- Что делала стрекоза?
— Для ответа на следующий вопрос вам понадобится учебник. Откройте его по закладке.
- Кто пришел к утятам однажды в гости? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ
- Что пообещал утенок Алеша? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ
- Что Алеша сделал со стрекозой?
- Как изменилась жизнь утят? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ
- Кем оказался утенок Алеша — храбрецом или хвастуном?
— Молодцы, все правильно, а сейчас закройте учебники.
2.— Проверим, как хорошо вы знаете текст и насколько вы внимательны. Выполним задание от Незнайки: я буду зачитывать строки из рассказа, но в них будут некоторые неточности. Вам нужно помочь Незнайке восстановить текст.
…. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая …МУХА (СТРЕКОЗА) и начинала кружиться над ними.
…. Они боялись, что стрекоза их всех СЪЕСТ (ПЕРЕКУСАЕТ).
…. Вечером ДЕВОЧКА (ХОЗЯЙКА) убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши ГУСЯТА (УТЯТА) заболели, что-то они ничего не едят».
…. Ну, смотрите, — сказал ВЕСЕЛЫЙ (СМЕЛЫЙ) Алеша, — сейчас я буду СРАЖАТЬСЯ (ДРАТЬСЯ) с вашей стрекозой.
— Молодцы, справились с заданием.
3. Грамматическая работа
— Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно вспомнить уроки русского языка. Скажите, как можно назвать слова УТЯТА и УТЕНОК? (родственные, или однокоренные слова) Докажите. (У этих слов есть общая часть «УТ» и общее лексическое значение).
— Вспомните синоним к слову ХРАБРЫЙ, мы встречали это слово в тексте (СМЕЛЫЙ, а теперь придумайте антоним к слову ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ). Скажите, пожалуйста, почему слово «Алеша» написано в тексте с заглавной буквы? (АЛЕША НАПИСАНО С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ИМЯ). Правильно. Молодцы, очень хорошо поработали дома.
УБРАТЬ КАРТИНКИ С ДОСКИ
III. Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы с вами ознакомимся с новым произведением уже известного вам автора. Послушайте стихотворение, в нем вы услышите фамилию этого детского писателя.
НА ДОСКЕ ПЕРЕВЕРНУТ ПОРТРЕТ БИАНКИ
Повсюду: в лесу, на поляне,
В реке, на болоте, в полях —
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь,
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Вот так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивленно смотреть.
— Кто услышал фамилию писателя? А может кто-то знает его имя?
ОТКРЫТЬ ПОРТРЕТ
— Свою необычную фамилию — Бианки — Виталий Валентинович получил от своего деда-итальянца. В семье Виталия очень любили природу. Дома у мальчика всегда было много зверья. Большую часть своего детства Виталий Бианки провел в деревне. Любил лес, там отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями и записывать свои наблюдения. Эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым.
Герои его произведений не только животные, но и их друзья — люди. Все они рассказывают о природе, учат бережно относиться к ней, любить и охранять. Посмотрите, на слайде представлены некоторые из произведений писателя. Взглянув на них, можно сразу понять, о ком они рассказывают. Много книг Виталия Бианки есть в нашей школьной библиотеке, вы можете взять их и почитать.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Сообщение темы урока
— СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ ЧИТАТЬ РАССКАЗ ВИТАЛИЯ БИАНКИ «МУЗЫКАНТ». Это тема нашего урока. (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ)
VI. Подготовка к усвоению новых знаний
1. Вступительная беседа
— На минутку окунемся в мир классической музыки. Послушайте отрывок из музыкального произведения Антонио Вивальди «Времена года».
ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ
— Можете ли вы назвать музыкальные инструменты, которые услышали? Попробуйте предположить! (ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА). А какой звучал наиболее ярко, звучно? (СКРИПКА) Верно!
КАРТИНКИ
— Скрипка — инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владеют многие известные музыканты. А кто такой МУЗЫКАНТ?
МУЗЫКАНТ — это артист, человек, который играет на музыкальном инструменте.
ПОВЕРНУТЬ КАРТИНКУ
— А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ПРИРОДЕ МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ? (ПЕНИЕ ПТИЦ, ШУМ ВОЛН, ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ, ДОЖДЬ). А что еще может издавать звуки, похожие на музыку, узнаем сейчас из СТИХОТВОРЕНИЯ Петра КОМАРОВА «ЛЕСНАЯ МУЗЫКА».
Скрипит высокая сосна
И, молнией расколота,
Весной на землю льет она
Смолы живое золото.
И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идет к расколотой сосне
Медведь - любитель музыки.
Чуть слышно дерево поет….
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Плечом сосну певучую.
Когда ты ходишь по лесам -
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
— Красивое стихотворение, правда? А теперь внимательно послушайте рассказ. Следите за моим чтением — я буду делать остановки, и подумайте, почему Виталий Бианки так назвал свое произведение. Но сначала разберем трудные и новые слова, которые встретятся при чтении текста.
2. Словарная работа
СЛАЙДЫ прочитываем сначала по слогам, затем слово полностью
Рас-спро-сил — расспросил
Ос-то-рож-но — осторожно
Рас-щеп-лён-ном — расщеплённом
За – ва – лин – ка — завалинка
Мед-ве-жат-ник — медвежатник
СЛАЙДЫ — КАРТИНКИ
Медвежатник - человек, который охотится на медведей.
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством.
Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка – край леса.
Откройте учебники по закладке и переверните одну страницу. Напоминаю, я буду читать и делать остановки.
3. Чтение рассказа учителем (Чтение с остановками и прогнозированием)
— Я читаю 1 часть — вы следите по тексту.
1 остановка:
— Что делал старик, когда встретил колхозника?
— Как сказать по-другому «пиликал на скрипке»?
— Пойдет ли старик на охоту, или нет, как вы думаете?
— Я читаю 2 часть — вы слушаете с закрытыми глазами, голову можно положить на парту.
2 остановка:
— Как поступил старик?
— Что он услышал в лесу?
— Почему он удивился?
— Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук, как вы думаете?
— Я читаю 3 часть — вы следите по тексту.
3 остановка:
— Кого увидел старик?
— Что делал медведь? Найдите в тексте.
— Как слушает медведь свою музыку? Прочитайте.
— Как поступит старик с медведем, как вы думаете?
4 часть — прочитать самостоятельно (В «НАУШНИКАХ»)
4 остановка:
— Почему старик не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)
— Как объяснил это старик? ПРОЧИТАЙТЕ
— Почему рассказ называется «Музыкант»? (Музыкант — это человек, который играет на музыкальном инструменте. В рассказе и старик пытался играть на скрипке, и медведь играл на щепке.).
— Что удивляет в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).
— Подтвердились ли наши предположения? Кто главный герой рассказа, кого же Бианки назвал музыкантом?
(Медведя и человека)
— Это произведение рассказ или сказка? (РАССКАЗ) Почему? (ПОТОМУ, ЧТО ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ)
VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VIII. Закрепление изученного материала
1. Работа в парах
—Посмотрите на экран. Вы видите слова. Прочитаем их. (ЧИТАЕМ ХОРОМ) Такое же задание лежит у вас на партах. Каким вы представили себе медведя из рассказа? Это задание выполните в парах. Посоветуйтесь и подчеркните слова, которые относятся к медведю. (НА СЛАЙДЕ) Как справитесь, дайте мне сигнал руками.
НЕУКЛЮЖИЙ БОЛЬШОЙ
ДОБРЫЙ БУРЫЙ
КОСОЛАПЫЙ ХИТРЫЙ
ЛЕНИВЫЙ СЛАБЫЙ
ПРОВЕРКА
— Посмотрите на экран. Поднимите руки, у кого подчеркнуты такие же слова? Молодцы, все справились с заданием.
2. Повторное чтение текста
— Вот и медведь пожаловал к нам на урок. Девочки, сейчас мы прочитаем рассказ еще раз. Задание «Прочитай медведю» — возле кого появляется мишка, тот и читает. (ХОРОШО ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ)
3. Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)
— Рассмотрите иллюстрацию на стр. 144 (дети рассматривают)
— Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.
— Сравните, как слушали музыку старик и медведь. Найдите в тексте эти строки (в 3 части, прочтите их.
4. Продолжение чтения текста
— Чему учит нас этот рассказ?
БЫТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ, ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, БЕРЕЧЬ ЕЕ, ЗАБОТИТЬСЯ, ОХРАНЯТЬ ЖИВОТНЫХ И ПОМОГАТЬ ИМ, Т. К. ЭТО БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ.
IX. РЕФЛЕКСИЯ
— Что больше всего понравилось на уроке?
— У вас на партах есть условные сигналы: солнышко — «я все поняла», солнышко с тучкой — «испытываю затруднения». Подумайте и покажите мне, пожалуйста, как для вас прошел урок. Спасибо, я рада, что вам все было понятно.
— За что вы можете себя похвалить?
X. ИТОГ УРОКА
— Сегодня на уроке все были активными, а особенно хорошо работали …
И за хорошую работу медведь приготовил вам подарочек — разукрашки, которыми вы сможете заняться на перемене.
Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
— Прочитать рассказ «Музыкант» и устно составить план для пересказа. Наш урок окончен. Запишите домашнее задание.