елена павлова
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по произведению Л. Н. Толстого «Акула»
▼ Скачать +Заказ
Конспект урока литературного чтения
3 класс
Тема: Л. Н. Толстой. Акула.
Класс 3
Тип урока : освоение новых знаний
Цели:
1) Познакомить учащихся с произведениями Л. Н. Толстого “ Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.
Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе по произведению Л, Н, Толстого „Акула“» размещена в разделах
- Акула
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Толстой Л.Н.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи:
1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).
3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).
Тип урока : работа с художественным текстом.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением акулы, компьютер, проектор, экран, презентация, книги Толстого, карточки с заданиями.
Ход урока
I.Организационный момент.
Кто на все вопросы мне ответит.
Кто расскажет про дела вокруг.
Да, такой волшебник есть на свете.
Книга – лучший спутник мой и друг.
Начинаем урок литературного чтения. Чтобы урок прошёл успешно, как надо работать на уроке? ( фразеологизмы: Работать засучив рукава. Работать с огоньком)
Девиз нашего урока : «Чтение без рассуждения – скучное развлечение».
II. Актуализация знаний.
1) Портреты писателей – вспомнить фамилию, имя отчество писателя, снизу прикрепить табличку.
2) Информационный чемоданчик – в нём информация о каком-то писателе, определите, о каком писателе пойдёт речь.
( вещи в чемодане: табличка 1882, фотография Ясной Поляны, цифра 5, Азбука, рисунок муравейника, спортивный инвентарь, шахматы, коньки, крупа)
Дети рассматривают вещи, стараются догадаться, о каком писателе идёт речь.
( ответ: Эти вещи перекликаются с биографией великого писателя Л. Н. Толстого).
Знают это имя в мире,
Не молчала его лира.
Он писал, мечтал, учил.
В крымский он поход ходил.
Был и косарь он и пахарь
И ученый он, и знахарь.
За работу брался смело,
Создавал, творил умело.
Очень Родину любил,
И о детях не забыл.
Школы он в селе открыл.
Детей грамоте учил
И велик он, и простой,
Имя его…
1828 – родился.
Ясная Поляна – это родовая усадьба матери, в ней Лев Николаевич провел свое детство.
5 – В семье Толстых было 5 детей : Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.
Спортивный инвентарь, шахматы – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.
Азбука – Л. Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.
«Муравейное братство» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве
Крупа – Толстой не ел мяса, ел в большом количестве яйца, кашу
Выставка книг.
Некоторые произведения Л. Толстого вы уже читали, предлагаю проверить ваши знания.
Работа в группах.
Дети читают отрывок из произведения. Определяют его название.
1 группа: Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. Нашё л на него страх: «Что, как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все учатся, а ты что тут стоишь?»
2 группа: Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
3 группа: Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мама раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
4 группа: Вот он велел принесть веник и говорит: - Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Все этапы урока у вас в рабочей таблице. Оцените себя, если смогли узнать и назвать произведение, ставим +, если нет -.
III. Работа с новым материалом.
1. Изограф (акула)
Как называется произведение, с которым мы сегодня будем работать?
На доске: Лев Николаевич Толстой «Акула»
2. Цели урока :
– А какие цели мы поставим перед собой на уроке?
-познакомимся с содержанием рассказа;
-учиться правильно, выразительно читать произведение;
-узнать, кто главные герои, анализировать их поступки;
- понять, что хотел сказать автор, чему учит произведение, его главную мысль.
3. Стадия вызова.
- Что вы знаете об акулах?
Просмотр фрагмента видеофильм об акуле.
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. .В морях Африки живут акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов. Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Акулы – самые опасные океанские хищники. Учёные установили, что появились они раньше динозавров. Самая опасная рыба – большая белая акула. Она вырастает до 12 метров в длину, а её гигантская пасть заполнена острыми треугольными зубами. Они живут в тёплых водах по всему миру.
-Предположите, о чём может пойти речь в произведении?
Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л. Н. Толстого «Акула».
Африка, второй по величине после Евразии материк. Африка - самый жаркий материк мира. В морях Африки живут такие рыбы как акулы.
4. Первичное знакомство с рассказом.
А) Читает учитель до слов «Акула плыла прямо на мальчиков…».
Б)Прогнозирование по содержанию.
-Какие чувства у вас возникли? Как вы думаете, что будет дальше?
(ответы детей)
В) Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.
5. Беседа по содержанию.
Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей).
Что вы испытали при чтении этого рассказа? (страх, отчаяние, радость)
6. Словарная работа
При чтении произведении вам встретились незнакомые, новые слова. Объясним значения этих слов.
Сахара – пустыня в Африке
парус - надуваемое ветром полотнище из плотной ткани.
артиллерист – военнослужащий, который хорошо владеет стрельбой из пушки.
палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна
хобот (в данном контексте) –
фитиль - шнур для поджигания пороха
ропот - недовольство, выражаемое негромкой речью т е ворчит
7. Выборочное чтение
Проанализируем это произведение, ответив на вопросы по содержанию текста.
-Какая беда случилась с мальчиками? (они чуть не были съедены страшным хищником - акулой)
Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец и крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)
-Когда отца охватил страх? ( Когда на палубе закричали: «Акула»)
Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние.
-Почему он стал бледный и не шевелился? (сильно испугался за родного человека)
Прочитайте, что делали матросы в этот момент.
-Можно сказать, что поступок матросов был отважный?
-Почему у них ничего не вышло? (Они были уже близки к цели, но оставалось мало времени)
-Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына).
Действительно, когда человеку очень страшно, в первые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.
-Когда он стал действовать? Зачитайте этот эпизод.
-Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)
-Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)
-А что можно сказать о мальчиках? (Они поступили беззаботно, безответственно.)
-Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживания отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей.)
-Какова идея этого рассказа? (В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание. Родные люди всегда придут на помощь.)
Физкультминутка.
8. Работа над сюжетом произведения.
Работа в парах.
-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (дается деформированный план).
Выстрел. (4)
Мальчики в открытом море. (2)
Дети спасены. (5)
Купальня на парусе. (1)
Акула. (3)
(Оценивание)
9. Творческая работа по произведению. Работа в группах.
1гр. -сопоставить настроение героев рассказа с частями плана
Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
Название части Настроение
1. Купальня в парусе.
Спокойное
2. Мальчики в открытом море.
Волнение
3. Акула.
Тревога, страх
4. Выстрел.
Ужас
5. Дети спасены.
Радость и облегчение
2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла (когда человек очень напуган, испугался)
Лёгок на помине о том, кто появился вскоре после того, как о нём подумали или упомянули в разговоре
Риск – благородное дело (Спасение людей и есть благородное дело.)
Хлопот – полон рот (Очень много дел, забот)
Задирать нос (обозначает сильно загордиться зазнаваться, ставить себя выше других.)
Не робкого десятка (смелый, храбрый, не бояться)
3гр. - заполнить таблицу
-Подобрать прилагательные
Мальчики какие? (радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные)
Моряки какие? (добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях).
-Как вы относитесь к поведению мальчиков?
4 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе, выберите из перечисленных качеств.
Трусость, мастерство, обидчивый, мужественный, подлость, слабохарактерный, храбрость, веселый, бедный, беззащитный, смелость, решительность, упрямый.
-Молодцы, все справились с заданиями.
Кто больше вложил труда при работе в вашей группе, оцените сами.
IV. Итог урока.
О чём этот рассказ?
-об акуле
-о путешествии
- о поступках людей
-Кто является настоящим главным героем рассказа? (Старый артиллерист)
-Как по другому можно назвать рассказ?
-Чему нас научила история, описанная в рассказе? (Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.
-Почему тогда рассказ назван “Акула”? (Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно)
-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
V. Рефлексия.
Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, желтым, красным парусом. Поднимите кораблики.
VI. Оценка детей учителем.
VII. Домашнее задание.
На выбор:
1. Пересказ текста.
2. Составить 5 вопросов по произведению.