Светлана Саак
Конспект урока изобразительного искусства «Искусство Гжели» в 6 классе
1. 6 класс
2. Рабочая программа «Изобразительное искусство» 5-8классы Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой
3. Раздел: Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве
4. Цветы в живописи, декоративно - прикладном искусстве и народном искусстве
5. Русская жемчужина нас чаруешь ты.
Синяя фантазия – море красоты! М. Г. Аверьянов
Публикация «Конспект урока изобразительного искусства „Искусство Гжели“ в 6 классе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИЗО в школе
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
6. Цель: Познакомить учащихся с Гжельской росписью, техникой её выполнения
Задачи: Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
7. Планируемые результаты:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.
8. Тип учебного занятия: урок получения новых знаний
9. Вид учебного занятия: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа
10. Материалы к уроку :
Для учителя: Презентация «Искусство Гжели»; компьютер; проектор; глиняный горшок; ветряная мельница, расписанная в технике Гжели. Издательство "Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение" СамоучительTeachPro Изобразительное искусство
Для учащихся: Альбом, простой карандаш, ластик, акварель, кисти, банка для воды, бумажные силуэты посуды.
Словарь: майолика, фарфор.
Ход урока.
Название этапа Ведущая деятельность
учителя ученика
1. Организационный этап Приветствие.
Хочу проверить Вас друзья
Вы готовы начать урок (Да)
Все ль на месте? Всё в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ребята внимательно слушают приветствие в стихотворной форме, отвечают на вопросы, просматривают
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
5. Этап закрепления нового материала.
6. Подведение итогов урока. Я вижу, что вы готовы слушать. Хочу рассказать вам одну интересную историю.
Учитель держит в руках глину. Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда жили на земле первобытные люди, кто–то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Учитель показывает глиняный горшок.
Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим.
Ребята, а как вы думаете почему?
Молодцы! Сейчас такие старинные горшки можно встретить в музеях. Слайд №2
Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Такая глиняная посуда называлась – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.
Спайд№3
Красива и другая глиняная толстостенная посуда из красной глины, которая называется майолика. В росписи присутствовали желтые, зеленые, коричневые, вишневые, синие цвета.
Фарфоровую посуду делают из необычайно белой глины.
Фарфор и майолика словарные слова, обратите на их правописание.
Все эти виды керамики мы можем встретить в произведениях гжельских мастеров, с искусством которых мы познакомимся сегодня.
Вопрос: Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?
Тема урока : Искусство Гжели. Истоки и современное развитие
Гжель местечко, которое находится в 60 км от Москвы, где издавна создавались изделия из глины. Обожженные изделия называли, словом жгель. Со временем буквы поменяли местами, и получилось слово Гжель. Этот старинный промысел существует и сейчас. Это не только белоснежные фарфоровые чайники, вазы, подсвечники, часы, но и маленькие миниатюры людей, фигурки животных.
Учитель показывает мельницу. А вот перед вами музыкальная мельница, расписанная гжельской росписью. Давайте послушаем мелодию, которую она исполняет.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
Кто скажет, за что нравится гжель?
Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее- синее. Поэтому и задумали перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная роспись!
Ребята, а что вы можете сказать о форме гжельской посуды?
Это квасник – декоративный кувшин с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком. Кумган – подобный сосуд, но без отверстия.
Ребята, а что вы можете сказать о чайнике, изображенном на слайде?
Молодцы! Верно, подметили характер. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда необычные – веселые, красивые.
У вас на парте лежит карточка №1. Посмотрите внимательно и определите, какая из форм посуды, по вашему мнению, не принадлежит Гжели? Почему?
Ребята, а что вы можете сказать о нарядной гжельской росписи? Какой вид орнамента присутствует на изделиях?
Обратите внимание на карточку №2. Здесь изображены четыре расписанных чайника. Посмотрите внимательно и определите, какой из них можно отнести к гжельской росписи.
У мастеров сложился в основном типично гжельский растительно-геометрический орнамент, который располагалась кругами.
А вот о том, как расписывают мастера свою посуду, какие любимые мотивы используют, мы узнаем, посмотрев об этом фильм. Давайте сядем удобно.
Просмотр видеофильма «Роспись гжельской посуды»
Физминутка для глаз «Чудесный завиток! Тихонько сядьте за парты, крепко зажмурьте глаза, откройте. Снова закройте и попробуйте представить, что у вас на кончике носа карандаш. Нарисуйте этим карандашом, не открывая глаз, завиток из гжельской росписи.
Давайте поработаем сегодня как Гжельские мастера. Показываю нетрадиционный метод выполнения росписи при помощи пластилина. Перед вами на столе кувшины из белой бумаги, постарайтесь расписать их, используя элементы гжельской росписи.
А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы. Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.
Почему тебе понравился это изделие?
Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?
Как ты думаешь, с любовью, мастера, украшали своё изделие или нет? Почему?
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Выставление оценок. Дети слушают рассказ учителя о волшебной глине.
Дети рассматривают глиняный горшок, кувшин из школьного краеведческого музея
В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы. Ребята рассматривают слайд из музея Аркаим.
Проговаривают слова майолика и фарфор.
Мы должны познакомится с Гжельским промыслом, научиться украшать посуду гжельской росписью.
Ученики рассматривают мельницу, слушая мелодию.
За красивый синий цвет, всего одна краска, а сколько оттенков.
Форма посуды необычная, красивая, на ней много всяких завитков, интересных ручек, изогнутые ножки.
Круглый как бочонок, края чайника, художник выполнил в виде короны, поэтому он получился важным, как король
Ребята работают в парах. Определяют форма, какого сосуда не принадлежит Гжели.
Орнамент растительный, геометрический, а еще птицами украшают и сценками из жизни людей.
Ребята работают в парах. Определяют, какой чайник относится к гжельской росписи.
Просмотр видеофильма
Дети выполняют гимнастику для глаз. Ребята рисуют «Чудесный завиток» из гжельской росписи
Дети выбирают понравившуюся форму посуды, расписывают гжельской росписью используя нетрадиционный метод рисования
Дети дают характеристику понравившейся посуде.