Приложение МААМ

Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Дополнение»

Полина Алексеенко
Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Дополнение»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока

Тема: Дополнение.

Тип: комбинированный.

Методы: комбинированный

Класс : «5».

Цель: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Задачи:

1. Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их;

2. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме;

Публикация «Конспект урока по русскому языку для 5 класса „Дополнение“» размещена в разделах

3. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока :

Личностные:

• развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

• уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

• углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения, сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения;

• формировать навык нахождения дополнения в предложении;

• дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам;

• закрепить изученный материал по теме «Дополнение».

Регулятивные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Оборудование: компьютер, презентация, проектор.

1. Организационный момент (2 мин) :

Приветствие учащихся!

Учитель знакомит учащихся с этапами урока, говорит о тех знаниях и умениях, которые понадобятся на данном уроке.

-Сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа по изучению нового материала. Весь урок нам будут помогать сказки А. С. Пушкина.

2. Актуализация знаний (15 мин) :

На данном этапе проводится индивидуальная работа по карточкам со слабыми учащимися, индивидуальная работа на доске и фронтальный опрос.

Задания для работающих у доски (трое учащихся – каждому по предложению) :

Вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограмму. Подчеркни грамматическую основу, обозначив часть речи, которою выражены главные члены. Охарактеризуй предложение (задание общее для всех).

1. Там в обл. ках перед народ. м Колдун н. сет б. гатыря.

2. (Не) печалься, ступай с. бе с богом!

3. Теперь тв. я душенька д. вольна?

Фронтальная работа:

- Для того, чтобы вспомнить изученное ранее, запишем несколько предложений и охарактеризуем их (предложения выводятся на интерактивную доску (слайд 4); учащиеся записывают предложения, называют грамматическую основу, называют, какой частью речи выражены главные члены, дают характеристику предложений) :

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы (повествовательное, невосклицательное, распространенные)

Отпусти ты, старче, меня в море! (побудительное, восклицательное, распространенное)

Не видал ли где на свете ты царевны молодой? (невопросительное, невосклицательное, распространенное)

- Сейчас я вам прочитаю сказку, ваша задача - перевести её на научный язык. У вас это точно получится!

Сказка о Подлежащем и Сказуемом (по В. Бурмако)

В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они жить не могли друг без друга. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на 4 вопроса: что делает? каков? (какой) кто таков? Что такое? И одевались они по-разному. Король Подлежащее любил костюмы из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже и прилагательного.

- Вы догадались, о чем идет речь? (учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому)

- Назовите главные члены предложений из упражнения, которое было задано на дом. (проверяется домашнее задание).

- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире? (учащиеся проговаривают правило, приводят примеры)

- Вспомните, с какими второстепенными членами вы знакомились в начальной школе? (дети называют дополнение, обстоятельство, определение)

- В 5 классе нам предстоит кропотливая работа по их изучению. А вот какой второстепенный член мы начнем изучать сегодня нам поможет узнать ребус (на интерактивной доске выводится ребус (слайд 5, в котором зашифровано слово ДОПОЛНЕНИЕ; учащиеся пытаются разгадать его. В это время учитель с помощью одного ученика собирает тетради с домашним заданием и раздает проверенные тетради)

- Итак, тема нашего урока – «Дополнение». В полученных тетрадях запишите число, «Классная работа» и тему урока «Дополнение» (тему учитель записывает на доске одновременно с учениками).

Словарная работа

- Слово «дополнение» запишите в словарики, поставьте ударение, подчеркните гласные, находящиеся в слабой позиции, назовите известные вам орфограммы, которые встретились в этом слове.

Запись в словаре: дополнЕние.

4. Изучение нового материала (15мин) :

(Учитель записывает на доске, ученики в тетрадях. По мере разбора составляется схематическая запись)

Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.

- Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены?

- Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.

- На какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает? Как подчеркивается? (дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей)

- Какие падежи называются косвенными? Назовите их (если учащиеся ошибаются в назывании падежа и вопросов, то стоит обратиться к учебнику, с. 68)

- Какой частью речи выражено дополнение? (существительное)

- Какая часть речи может употребляться вместо существительного? (местоимение)

5. Физминутка: (проводит учащийся(4 мин).

6. Обобщение изученных знаний (5 мин) :

Вспомним, что мы узнали о дополнении и сверим наши знания с определением, данным в учебнике (читаю определение дополнения в учебнике на с. 68).

Творческий диктант. Запишите предложения, назовите, из каких произведений А. С. Пушкина они взяты. Какие дополнения использовал в своих сказках поэт? (слайд 6)

Царь с царицею простился… (Сказка о мертвой царевне)

Старик ловил неводом рыбу… (Сказка о рыбаке и рыбке)

Старуха пряла свою пряжу… (Сказка о рыбаке и рыбке)

Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей. (Сказка о Золотом петушке)

- Поработает устно. Припомните, какие дополнения использовал А. С. Пушкин (учитель читает, дети договаривают)

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного (царя) (Поэма «Руслан и Людмила»)

Там ступа с … (Бабою-Ягой)

Идет-бредет сама собой (Поэма «Руслан и Людмила»)

Воротился старик ко …. (старухе)

Рассказал ей великое … (чудо) (Сказка о рыбаке и рыбке)

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с …. (ним) (Сказка о мертвой царевне)

7. Подведение итогов уроков (2 мин) :

1. Что изучали на уроке?

2. Что узнали об этом члене предложения?

3. Приведите примеры дополнений из произведений А. С. Пушкина

8. Домашнее задание (2 мин)

9. Выставление оценок

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Дополнение»
Опубликовано: 27 мая 2022 в 04:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Дополнение»» (включая файлы) размещена пользователем Полина Алексеенко (УИ 3005809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД