Полина Алексеенко
Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Дополнение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Тема: Дополнение.
Тип: комбинированный.
Методы: комбинированный
Класс : «5».
Цель: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
Задачи:
1. Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их;
2. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме;
Публикация «Конспект урока по русскому языку для 5 класса „Дополнение“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты в ходе урока :
Личностные:
• развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
• уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
• углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения, сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения;
• формировать навык нахождения дополнения в предложении;
• дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам;
• закрепить изученный материал по теме «Дополнение».
Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор.
1. Организационный момент (2 мин) :
Приветствие учащихся!
Учитель знакомит учащихся с этапами урока, говорит о тех знаниях и умениях, которые понадобятся на данном уроке.
-Сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа по изучению нового материала. Весь урок нам будут помогать сказки А. С. Пушкина.
2. Актуализация знаний (15 мин) :
На данном этапе проводится индивидуальная работа по карточкам со слабыми учащимися, индивидуальная работа на доске и фронтальный опрос.
Задания для работающих у доски (трое учащихся – каждому по предложению) :
Вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограмму. Подчеркни грамматическую основу, обозначив часть речи, которою выражены главные члены. Охарактеризуй предложение (задание общее для всех).
1. Там в обл. ках перед народ. м Колдун н. сет б. гатыря.
2. (Не) печалься, ступай с. бе с богом!
3. Теперь тв. я душенька д. вольна?
Фронтальная работа:
- Для того, чтобы вспомнить изученное ранее, запишем несколько предложений и охарактеризуем их (предложения выводятся на интерактивную доску (слайд 4); учащиеся записывают предложения, называют грамматическую основу, называют, какой частью речи выражены главные члены, дают характеристику предложений) :
Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы (повествовательное, невосклицательное, распространенные)
Отпусти ты, старче, меня в море! (побудительное, восклицательное, распространенное)
Не видал ли где на свете ты царевны молодой? (невопросительное, невосклицательное, распространенное)
- Сейчас я вам прочитаю сказку, ваша задача - перевести её на научный язык. У вас это точно получится!
Сказка о Подлежащем и Сказуемом (по В. Бурмако)
В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они жить не могли друг без друга. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на 4 вопроса: что делает? каков? (какой) кто таков? Что такое? И одевались они по-разному. Король Подлежащее любил костюмы из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже и прилагательного.
- Вы догадались, о чем идет речь? (учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому)
- Назовите главные члены предложений из упражнения, которое было задано на дом. (проверяется домашнее задание).
- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире? (учащиеся проговаривают правило, приводят примеры)
- Вспомните, с какими второстепенными членами вы знакомились в начальной школе? (дети называют дополнение, обстоятельство, определение)
- В 5 классе нам предстоит кропотливая работа по их изучению. А вот какой второстепенный член мы начнем изучать сегодня нам поможет узнать ребус (на интерактивной доске выводится ребус (слайд 5, в котором зашифровано слово ДОПОЛНЕНИЕ; учащиеся пытаются разгадать его. В это время учитель с помощью одного ученика собирает тетради с домашним заданием и раздает проверенные тетради)
- Итак, тема нашего урока – «Дополнение». В полученных тетрадях запишите число, «Классная работа» и тему урока «Дополнение» (тему учитель записывает на доске одновременно с учениками).
Словарная работа
- Слово «дополнение» запишите в словарики, поставьте ударение, подчеркните гласные, находящиеся в слабой позиции, назовите известные вам орфограммы, которые встретились в этом слове.
Запись в словаре: дополнЕние.
4. Изучение нового материала (15мин) :
(Учитель записывает на доске, ученики в тетрадях. По мере разбора составляется схематическая запись)
Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.
- Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены?
- Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.
- На какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает? Как подчеркивается? (дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей)
- Какие падежи называются косвенными? Назовите их (если учащиеся ошибаются в назывании падежа и вопросов, то стоит обратиться к учебнику, с. 68)
- Какой частью речи выражено дополнение? (существительное)
- Какая часть речи может употребляться вместо существительного? (местоимение)
5. Физминутка: (проводит учащийся(4 мин).
6. Обобщение изученных знаний (5 мин) :
Вспомним, что мы узнали о дополнении и сверим наши знания с определением, данным в учебнике (читаю определение дополнения в учебнике на с. 68).
Творческий диктант. Запишите предложения, назовите, из каких произведений А. С. Пушкина они взяты. Какие дополнения использовал в своих сказках поэт? (слайд 6)
Царь с царицею простился… (Сказка о мертвой царевне)
Старик ловил неводом рыбу… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Старуха пряла свою пряжу… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей. (Сказка о Золотом петушке)
- Поработает устно. Припомните, какие дополнения использовал А. С. Пушкин (учитель читает, дети договаривают)
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного (царя) (Поэма «Руслан и Людмила»)
Там ступа с … (Бабою-Ягой)
Идет-бредет сама собой (Поэма «Руслан и Людмила»)
Воротился старик ко …. (старухе)
Рассказал ей великое … (чудо) (Сказка о рыбаке и рыбке)
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с …. (ним) (Сказка о мертвой царевне)
7. Подведение итогов уроков (2 мин) :
1. Что изучали на уроке?
2. Что узнали об этом члене предложения?
3. Приведите примеры дополнений из произведений А. С. Пушкина
8. Домашнее задание (2 мин)
9. Выставление оценок