Лариса
Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. "Е. Чарушин «Страшный рассказ»".
Цель урока : организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
• продолжить знакомство детей с творческой биографией и произведением Е. И. Чарушина;
• побудить обучающихся к самостоятельному добыванию сведений о писателе;
• развитие навыков чтения, связной монологической речи обучающихся;
• развитие умений анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
Публикация «Конспект урока во 2 классе Е, Чарушин „Страшный рассказ“» размещена в разделах
• содействие развитию коммуникативной компетенции учащихся;
• воспитание любви и бережного отношения к животным.
Планируемые результаты:
личностные:
• сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных
на охрану окружающей среды;
• мотивация к обучению и познанию;
метапредметные - развитие у обучающихся умений:
• отвечать на вопросы;
• находить в вопросе ключевое слово;
• предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
• находить доказательства того или иного высказывания;
предметные - развитие у обучающихся умений:
• читать по ролям;
• выразительно читать, читать по ролям;
Ход УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
II. Опрос домашнего задания.
III. Речевая разминка.
-О чем идет речь?
«Летом – в зеленом платьице.
Осенью – в цветном сарафане.
Зимой – в белой шубе. (- О лесе.)
- Назовите слова, которые вы бы использовали, составляя рассказ о лесе.
-Какие звери живут в лесу?
IV. Актуализация знаний.
- Дети. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
РАБОТА В ГРУППАХ. (Дети читают дополнительные сведения о Е. Чарушине и рассказывают, что нового узнали о нем.)
1 группа.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, дружил с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.
2 группа.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю. Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В. В. Бианки. С равным искусством владел он словом, карандашом и кисть.
3 группа.
Е. Чарушин был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете, почему? Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
• Е. Чарушин воспитывался в семье …
• Писатель в детстве жил в городе …
• Евгений Чарушин любил….
• Он любил рисовать…;
• Е. Чарушин был художником - …
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
V. Проектирование нового знания.
Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик.
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, радость. Облегчение)
(Чтение учащимися произведения «Страшный рассказ»)
- А вам когда и почему бывает страшно? (Когда темно и когда одни дома.)
- Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
VI. Работа с текстом
Чтение текста по ролям.
ФИЗМИНУТКА.
Ёжик серенький бежит.
Видит палочка лежит.
Ёж нагнулся, палку взял
Да и дальше побежал.
Вот болото, а по ней
Ёжик с палочкой своей.
Прыг – скок, прыг – скок
Перебрался на песок.
Дальше ёжик наш бежит.
Птенчик жалобно пищит.
Ёжик птенчика берёт
И в гнездо его кладёт.
Лапкой птичкам помахал
И домой он побежал.
VI. Продолжение работы с текстом.
- Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим ТОН, ТЕМП и ГРОМКОСТЬ.
(ТОН – это загадочный, интригующий, взволнованный.
- ТЕМП - неспешный.
- ГРОМКОСТЬ – тихо.)
Чтение «ЭХО» : учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Подумайте над вопросами.
• Что больше всего напугало ребят?
• Как они чувствовали себя под одеялом?
• Можно ли их назвать трусами?
• Озаглавьте часть.
ДЕТЯМ СТАЛО СТРАШНО.
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
- Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ.
Смотрят – да это ёжик!
-А мы как будем читать эту фразу?
- Читаем четвертую часть «цепочкой».
- Кто же напугал мальчиков?
- Радостная ли концовка у этого рассказа?
-Почему Е. Чарушин назвал произведение «Страшный рассказ»?
Работа в группах
- Объясните, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.
Рассказ называется страшным потому,___
- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
- А как бы вы озаглавили это произведение? (Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
VII. Итог урока.
-Какая из пословиц подходит к рассказу?
• С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
• Не будь овцой, так и волк не съест.
• Пуганая ворона и куста боится.
• У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
• Ты пожалей и тебя пожалеют.
- Как автор относится к мальчикам? (Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.)
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
- Почему вначале урока я загадала загадку о лесе?
- Как бы вы могли связать этот рассказ с лесом? Чему учит рассказ?
-Сделайте вывод.
Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
VIII. Рефлексия.
IX. Домашнее задание. Подготовить пересказ рассказа по плану.