Светлана Глушко
Конспект учебного занятия «Математическое путешествие по Дороге жизни» с учащимися 2 года обучения ШДТ
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
___
Конспект учебного занятия
на тему:
«Математическое путешествие по Дороге жизни»»,
проведенного педагогом дополнительного образования
Глушко Светланой Петровной
с учащимися 2 года обучения ШДТ «Занимайка»
на базе МБОУДО ДДЮТ
31 января 2023 года
Всеволожск
2023
Публикация «Конспект учебного занятия „Математическое путешествие по Дороге жизни“ с учащимися 2 года обучения ШДТ» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Наименование детского объединения: ШДТ «Занимайка».
Возраст учащихся : 6 лет (2 год обучения).
Тема занятия : «Математическое путешествие по Дороге жизни»
Место занятия в программе : дополнительная общеразвивающая программа по предшкольному развитию «Занимайка», раздел «Формирование элементарных математических представлений».
Уровень сложности – высокий.
Цель занятия – развитие комбинаторных навыков путем использования карты с системой координат и тематических дидактических заданий.
Задачи:
Обучающие :
формировать умение определять положение объектов на карте на основе системы координат;
формировать умение структурировать объекты, составлять из частей целые изображения;
закрепить знание геометрических фигур;
закрепить знание чисел в пределах 20;
закрепить знания о памятниках Дороги жизни.
Развивающие:
развивать любознательность;
развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, логическое мышление, воображение;
развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
развивать самостоятельность при выполнении заданий.
Воспитательные:
воспитывать интерес к учебной деятельности;
воспитывать усидчивость, прилежание, умение сосредотачиваться на выполнении задания;
воспитывать уважение к подвигу защитников блокадного Ленинграда.
Форма занятия : практическое.
Форма организации работы с учащимися : групповая.
Вид занятия : комбинированное.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие.
Структура занятия :
№ Этапы занятия Время, мин.
1. Вводная часть 3
2. Основная часть 25
3. Заключительная часть 2
Планируемые результаты:
личностные:
активизация познавательного интереса;
развитие пространственного мышления, формирование первичных навыков работы в системе координат;
закрепление знаний о «малой» родине, воспитание патриотических чувств;
метапредметные:
развитие познавательных процессов, комбинаторных навыков;
развитие самостоятельности при решении учебных задач;
предметные:
закрепление знаний чисел в пределах числового ряда 1-20;
закрепление знаний о геометрических фигурах;
умение определять положение объектов на карте с системой координат;
умение составлять из геометрических фигур и разрезных картинок целые изображения;
знание названий основных памятников Дороги жизни.
Дидактические материалы и оборудование :
Оборудование: компьютер, проектор и экран.
Наглядные пособия:
1. Числовой ряд от 1 до 20.
2. Презентация «Памятники Дороги жизни»
3. Фотографии памятников Дороги жизни.
Раздаточные материалы (на каждого ребенка) :
1. Карты-схемы с системой координат «Дорога жизни».
2. Математические наборы счетных материалов (геометрические наборы).
3. Математические планшеты.
4. Листы с графическим заданием «Дуб и лавр».
5. Разрезные картинки «Разорванное кольцо».
6. Простые карандаши, стирательные резинки.
Использованные источники:
https://ru.wikivoyage.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8
Занятие было проведено 31 января 2023 года с группой второго года обучения ШДТ «Занимайка». Состав группы по списку 12 человек, на занятии присутствовало 9 человек, из них 3 мальчика и 6 девочек. Возраст детей 6 лет.
Ход занятия
Учащиеся заходят в кабинет и рассаживаются за столы, на которых уже лежат перевернутые белой стороной вверх карты-схемы «Дорога жизни» и геометрические наборы.
1. Вводная часть (3 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Настроение хорошее? Готовы к работе? А к приключениям? (ответы детей)
Сегодня мы с вами совершим математическое путешествие. А путь наш пройдет по знаменитой дороге, которая во время войны соединяла блокадный Ленинград с Большой землей. Эта дорога проходит через наш город Всеволожск и называется… (ответы детей) Правильно, Дорога жизни!
Во время путешествия вы будете выполнять разные задания. Чтобы успешно с ними справиться, вам нужно быть очень внимательными.
В качестве разминки повторим числа от 1 до 20. Сначала все вместе.
Педагог показывает числа подряд в числовом ряду от 1 до 20 в прямом и обратном порядке, дети хором их называют.
Хорошо! А теперь по одному. Отвечает только тот, кого я назову по имени.
Педагог показывает указкой на число и говорит имя ребенка, тот называет соответствующее число.
Итак, наше математическое путешествие по Дороге жизни начинается.
2. Основная часть (25 мин.)
Любому путешественнику, чтобы не сбиться с маршрута, нужна карта. Посмотрите на экран (слайд 1) и переверните листы, которые лежат перед вами. Это уже знакомая вам карта Дороги жизни с системой координат. Напоминаю, как с ней работать. Наши карты разделены на множество клеточек, каждая из которых имеет свое обозначение. В нижнем и верхнем рядах карты стоят числа от 1 до 20. В крайних рядах слева и справа – буквы по алфавиту, которые идут сверху вниз от А до Т. Пересечение рядов и будет обозначением места на карте, его координатой. Звездочками обозначены памятники и мемориалы.
Давайте потренируемся. Определим координаты памятника, который указан звездочкой с цифрой 8. Все нашли эту звездочку? (ответы детей)
Теперь мысленно или пальцем проведите линию по карте влево до ряда с буквами. К какой букве вы пришли? (ответы детей) Правильно, к букве К.
А теперь опустимся вниз до ряда чисел. Какое там число? (ответы детей) Правильно, восемь. Итак, координаты памятника под номером восемь – К8.
К нему мы еще вернемся, но наше путешествие начинается от звездочки с номером 1. Этот памятник установлен в память о девушках, которые на военных дорогах и, конечно, на Дороге жизни регулировали движение машин (слайд 2). Как он называется? (ответы детей) Правильно, «Регулировщица». Назовите его координаты. (ответы детей) Да, С1.
От памятника «Регулировщица», звездочка 1, поднимаемся на две клетки вверх. Все попали на звездочку 2? (ответы детей) Она соответствует месту на карте, где находится мемориальный комплекс, посвященный юным героям Великой Отечественной войны и детям блокадного Ленинграда. Главный памятник этого мемориала называется… (ответы детей) Правильно, «Цветок жизни» (слайд 3). Назовите его координаты на нашей карте. (ответы детей) Правильно, П1.
Сейчас вам нужно будет выполнить первое задание: составить схематическое изображение Цветка жизни, используя счетные палочки и фигуры из геометрического набора. Переверните ваши карты изображением вниз – на них вы будете работать. Возьмите пять палочек и один шестиугольник. Еще раз внимательно посмотрите на фотографию памятника. Подумайте, как расположить отобранные палочки и фигуры, чтобы получилась схема Цветка жизни. Приступайте к работе.
Дети самостоятельно выполняют задание: составляют из палочек геометрических фигур Цветок жизни.
Ну как, что у вас получилось? Проверьте себя по картинке (слайд 4). Молодцы! Все справились. Соберите фигуры и положите «наборы» на край стола. Переверните карты – наше путешествие продолжается.
Мы от Цветка жизни, звездочка 2, идем две клеточки влево и одну вверх. Куда мы попали? (ответы детей) Назовите координаты. (ответы детей) Правильно, О3. Проверьте себя. Звездочка 3 отмечает памятник «Балтийские крылья» (слайд 5). Во время войны здесь был военный аэродром. Военные летчики защищали небо над Ленинградом и многие улицы во Всеволожске носят имена летчиков-героев.
Переверните карту, чтобы она вас не отвлекала. Мы будем конструировать «крылья» на математических планшетах. Сейчас я вам их раздам.
Педагог раздает математические планшеты, оставляя один себе.
Откройте планшеты. Кто мне скажет, что общего между нашими картами и планшетами? (ответы детей) Верно, поле координат. Только на карте Дороги жизни оно состоит из большого числа клеток, а на планшете – по пять на каждой стороне. На поле, также как и на картах, в обозначениях есть буквы и цифры.
Внимание! Возьмите две резиночки разного цвета. Первую резиночку крепим на кнопочку А2, растягиваем ее до А4 и вытягиваем до кнопочки Д1. У нас получился треугольник. Вторую резиночку также одеваем на кнопочку А2, вытягиваем до А4 и растягиваем до Д5. Сколько треугольников у нас получилось? Сосчитайте и покажите их. (ответы детей)
Педагог показывает детям образованные треугольники на своем планшете.
Всего здесь можно выделить пять треугольников. Но нам нужно сделать так, чтобы получились «крылья». Для этого мы вершину треугольника Д1 растягиваем до Г1. А вершину треугольника Д5 растягиваем на Г5. У нас большие треугольники превратились в другие фигуры. Сколько углов у этих фигур? (ответы детей) Правильно, четыре. Значит у нас треугольники превратились в четырехугольники. Посмотрите на экран и проверьте себя (слайд 6). А получились ли у нас крылья? Сравните с картинкой памятника.
Педагог показывает демонстрационную картинку с памятником «Балтийские крылья».
Получилось очень похоже. Закройте планшеты крышками и уберите на край стола. Они нам больше не понадобятся.
Переверните карты. Мы сейчас находимся на звездочке 3. Чтобы перейти к следующему памятнику мы пойдем на одну клеточку вправо и одну вверх. И попадем на звездочку 4. Назовите ее координаты. (ответы детей) Да, Н4.
Чтобы узнать, какой памятник здесь находится, вам нужно будет выполнить графическое задание. Карты опять переворачиваем изображением вниз.
Педагог раздает учащимся листы с пронумерованными точками и простые карандаши.
Посмотрите на листы, которые я вам раздала. Здесь «спрятались» три фигуры. Чтобы их увидеть, вам нужно будет соединить точки по числам в порядке их возрастания. Каждая фигура – точки и их номера – имеет свой цвет. Соедините сначала по порядку красные точки от 1 до 20, потом – синие точки от 1 до 12, а затем – зеленые точки от 1 до 19. Будьте внимательны и аккуратны.
Дети выполняют графические задания, используя простые карандаши.
Что у вас получилось? (ответы детей) Проверьте себя (слайд 7).
Вы правильно соединили точки и потому смогли узнать фигуры – это дуб, лавр и желудь. Все они входят в мемориал «Румболовская гора».
Дуб символизирует силу, лавр – славу, а желудь – новую жизнь.
Посмотрите на экран. Это памятник «Дуб и Лавр», который вы все хорошо знаете (слайд 8).
А сейчас пришло время, чтобы немного размяться. Встаньте рядом со своими стульчиками.
Дети вместе с педагогом выполняют тематическую физминутку.
Физкультминутка «Солдаты»
Встали ровненько, ребята, (стоят ровно, руки внизу)
Пошагали, как солдаты. (шагают на месте)
Влево, вправо наклонись. (руки на поясе, наклоны влево-вправо)
На носочках потянись. (руки вверх, поднимаются на носочках)
Раз – рывок, два – рывок! (подпрыгивают вверх на месте)
Отдохнул ли ты дружок? (шагают на месте)
Помаши кистями дружно, (плавно машут кистями вверх-вниз)
Нам сейчас работать нужно! (садятся на свои места)
Мы продолжаем наше математическое путешествие.
Перед физминуткой мы остановились у подножия Румболовской горы. На карте это звездочка 4. Следующий памятник находится совсем рядом: на местности мы поднялись бы на гору вверх, а на карте нужно передвинуться на одну клетку влево. Здесь находится памятник машине-солдату (слайд 9). Это знаменитая «полуторка», на которой по Дороге жизни и другим фронтовым дорогам во время войны перевозили разные грузы. Назовите координаты этого памятника. (ответы детей) Правильно, Н5.
Переверните свои карты. На обратной стороне мы будем собирать полуторку, используя геометрические наборы. Слушайте внимательно! Для изготовления машины нам понадобится восемь фигур: два квадрата, два маленьких треугольника, два больших треугольника и два круга. Из маленьких треугольников нужно сложить квадрат – это моторная часть машины. Два квадрата – дверь и кабина. Два больших треугольника разворачиваем так, чтобы получился прямоугольник – это будет кузов. Сколько колес у машины? (ответы детей) Конечно, четыре колеса. Но так как мы смотрим на машину сбоку, то видны только два колеса, поэтому мы и взяли два круга.
Машина не может висеть в воздухе, она едет по дороге. Фигуры для дороги выберите самостоятельно. Машина перевозит грузы. В кузов машины можете загрузить коробки, дрова и другое, что захочется.
Учащиеся выполняют задание, педагог контролирует процесс.
Молодцы, все справились. Машины получились у всех разные, но все необходимые части есть. Посмотрите, какую машину собрала я (слайд 10).
Следующий памятник, который мы посетим в нашем путешествии, обозначен звездочкой под номером 8. Координаты этого памятника мы уже определяли в начале занятия, когда тренировались в работе с картой. Кто мне их назовет? (отвечает ребенок, который первый поднял руку) Молодец, верно. Координаты этого памятника К8. Теперь нам нужно от звездочки 5, полуторки, перейти к звездочке 8. Кто готов озвучить маршрут по клеточкам нашей карты? (отвечает ребенок, который поднял руку) Правильно: три клетки вправо, три клетки вверх. Проверяем и идем по карте все вместе. Поставьте палец на звездочку 5. От нее двигаемся на три клетки вправо и на три клетки вверх. Все попали на звездочку 8? (ответы детей)
Здесь находится мемориал, который носит ласковое женское имя, хотя символизирует знаменитую ракетную установку, мощное оружие, наводившее на врагов ужас. Как называется этот памятник? (ответы детей) Да, это «Катюша».
Мы изготовим этот памятник из геометрических фигур. Для основания нам понадобятся: один прямоугольник и два больших треугольника, из которых нужно будет сделать второй прямоугольник. Самая характерная, узнаваемая часть памятника – стальные балки, устремленные вверх.? Чтобы узнать сколько их, предлагаю решить задачку. Я загадала число. Оно на один больше, чем количество углов у квадрата. Какое это число? (ответы детей) Проверяем (слайд 11). Все правильно, пять. Переверните карту и сложите на обратной стороне из геометрических фигур и счетных палочек «Катюшу». Кто мне может сказать, какие фигуры возьмем для основания? (ответы детей) А для направляющих балок? (ответы детей) Приступайте к работе.
Дети выполняют задание, педагог контролирует процесс.
Все справились хорошо. Посмотрите на экран – вот какая «Катюша» получилась у меня (слайд 12). Сложите фигуры и положите «наборы» на край стола. Они нам больше не понадобятся.
На гранитной стеле у основания памятника «Катюше» надпись (слайд 13) :
1941 – 1943 ЭТИ ГРОЗНЫЕ ГОДЫ ЗАПОМНИ
ЗДЕСЬ ПРОХОДИЛА ДОРОГА ЖИЗНИ
МУЖЕСТВОМ ХРАБРЫХ СПАСЁН ЛЕНИНГРАД
ПАВШИМ ГЕРОЯМ БЕССМЕРТНАЯ СЛАВА
Здесь указаны годы – 1941 – 1943. Кто скажет, в каком году закончилась Великая Отечественная война? (ответы детей) А почему здесь написано 1943? Как вы думаете? Кольцо блокады Ленинграда было прорвано в 1943 году. И потому мы недавно отмечали 80-летие этого важного события. На разных занятиях вы об этом подробно говорили. Когда город был освобожден от блокады, машины пошли более коротким путем, и Дорога жизни потеряла свое значение. Поэтому на стеле и стоит 1943.
Математическое путешествие продолжается. Нам осталось посетить самый главный памятник Дороги жизни. Что это за памятник? (ответы детей) Правильно, это мемориал «Разорванное кольцо». Он находится у деревни Коккорево, в том месте, где машины спускались на лед Ладожского озера. Именно здесь горит «вечный огонь».
Возвращаемся к карте. Мы поедем к «Разорванному кольцу». От «Катюши» это далеко, поэтому будьте очень внимательны. Поставьте палец на звездочку 8. Перемещаемся по карте: 10 клеточек вправо, 2 вверх. Попали на звездочку? Какой у нее номер? (ответы детей) Молодцы! Звездочка номер 10. Кто назовет её координаты? (отвечает ребенок, который первым поднял руку) Правильно, З18. Вопросы есть? Все согласны? У нас осталось последнее задание – собрать изображение мемориала «Разорванное кольцо» из разрезных картинок.
Педагог раздает конверты с фрагментами изображения.
Переверните карту. Картинку с изображением мемориала «Разорванное кольцо» вы будете собирать на ее обратной стороне. Откройте конверты. Как вы видите, части картинки имеют разную форму. Даю подсказку: нижняя часть изображения собирается из прямоугольников, средняя – из треугольников, верхняя – из квадратов. Приступайте к выполнению задания.
Дети собирают картинку, педагог контролирует процесс, при необходимости оказывает помощь.
Посмотрите на экран (слайд 14). Сравните изображение на экране с тем, что получилось у вас. Молодцы, все справились. Сложите фрагменты картинки обратно в конверт, положите на край парты и переверните карту (слайд 15).
3. Заключительная часть (2 мин.)
Наше математическое путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось? Назовите, какие памятники и мемориалы мы с вами сегодня посетили? Звездочками с какими номерами они обозначены на карте? (ответы детей)
Вы успешно справились со всеми заданиями. Какое из них было самым интересным? А что оказалось сложным? (ответы детей)
Сегодня мы еще раз вспомнили о трагическом времени Великой Отечественной войны, блокаде Ленинграда и о роли Дороги жизни в спасении осажденного города.
Я рада, что вам понравилось наше путешествие. Как видите, на карте осталось еще много мест, которые мы обошли стороной. Значит, впереди у нас много интересных заданий, и мы еще не раз будем работать с картой «Дорога жизни». Наша занятие закончено. Спасибо за прилежную работу.