Татьяна Федорова
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей «Деревья смотрят в озеро»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ СМОТРЯТ В ОЗЕРО»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: Федорова Татьяна Александровна, воспитатель МБОУ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
Публикация «Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей „Деревья смотрят в озеро“» размещена в разделах
деятельности «Деревья смотрят в озеро»
2. Доминирующая
образовательная область Художественно-эстетическое развитие
2. Доминирующий вид деятельности детей
Художественно-творческая (воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности)
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания: беседа о средствах выразительности поэтического текстов, обсуждение красочности родной природы в осенний период на основе опыта наблюдений
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:
Методы стимулирования и мотивации деятельности : наглядность (карточки с изображением деревьев).
Игровая ситуация: («Выросли деревья в поле»).
Проблемная ситуация: рассуждать как нам дорог осенний лес, какую пользу нам приносит, как нужно бережно относиться к природе в целом.
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Моделирование композиции с использованием элементов пейзажа (заместители) : моделирование пейзажа с использованием различных форматов (2-3 на выбор ребенка).
3. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие: экспериментальное изучение свойств изобразительных материалов (акварель, гуашь); соотнесение эмоционального содержания живописного произведения и средств выразительности, использованных художником (познавательные действия).
Речевое развитие: создание искусствоведческого рассказа по картинам (монологическая речь, обогащение активного словаря (пурпурные, голубизна, пригибаются к земле, царственный багрянец, разучивание стихотворения.
Физическое развитие: физминутка.
Восприятие художественной литературы (стихотворение З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила…»)
Двигательная (этюды под «Времена года, Осень» П. И. Чайковского)
Трудовая (подготовка к занятию)
4. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
5. Цель Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией. Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии.
Обобщить знания детей о характерных особенностях осени.
Задачи Планируемый результат
6.1 Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.
Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспроизводит изображение предметов и явлений, используя технику рисования по-сырому.
Понимает что оттенки цветов состоят из двух или трёх цветосочетаний, один из которых белый.
Применяет в рисовании разнообразие цветовых сочетаний.
6.2 Развивать эстетическое восприятие и эстетическую оценку объектов и явления природы и пейзажной живописи Способен самостоятельно описать эмоционально-содержательную сторону пейзажа, сравнивает элементы пейзажа с объектами, наблюдаемыми в природе
6.3 Формировать ценностное отношение к знанию как к необходимому средству для реализации художественно-творческой деятельности. Проявляет заботу в отношении объектов окружающей среды; понимает ситуацию по внешним признакам и на основании этого выстраивает взаимодействие с ним.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Технология построения композиции с учетом закона «золотого сечения» Сопровождение создания подвижной модели композиции (индивидуальное, напоминание, рекомендации по подбору заместителей элементов пейзажа (величина) для ближнего и дальнего планов
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Литературный ряд: стихотворения З. Федоровская «Осень на опушке краски разводила…»
Изобразительный ряд : выставка картин В. Д. Помнова И. И. Левитана, И. И. Шишкина и др.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осень»
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Наблюдение на прогулке: изучение строения и отличительных особенностей деревьев на территории детского сада.
Семейная прогулка в ближайший сквер (фотоснимки деревьев).
Обсуждение фотографий (образ березы, дуба, клена, тополя -описание, мысленное экспериментирование в использовании изобразительных материалов, обоснование выбора с позиций выразительности образа).
Подборка сборников стихов русских поэтов (с участием семьи, чтение и заучивание стихов.
Альбомы с репродукциями русских художников-пейзажистов (И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. Д. Помнов)
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Ситуативный разговор о времени года, об изменениях в природе.
1.2 Мотивация деятельности детей На основе ярких образов стихотворения предложить детям найти их отражение в творчестве художников.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Научиться правилам рисования пейзажа двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией, чтобы запечатлеть родную природу и создать художественный альбом.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Обратиться к репродукциям картин В. Д. Помнова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, порассуждать с детьми об эмоциональной насыщенности произведения, о роли цветовой гаммы для создания настроения пейзажа, особенностях композиции (ближний и дальний планы, отношении художника к собственному произведению.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Предложить детям самостоятельно создать композицию (модель пейзажа, используя формат (на выбор) и элементы-заместители
Моделирование детьми композиции (отбор элементов-заместителей для создания пробных вариантов композиции, выбор формата)
Экспериментирование с изобразительными материалами (выбор детьми изобразительных материалов, фактуры материала и формата для изображения)
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Напомнить детям о модели пейзажа, которую необходимо реализовать с помощью изображения реальных объектов (деревьев, выдвигая на первый план эскизный образ деревьев, порассуждать с детьми о возможных вариантах дальнего плана.
Обсудить в случае затруднений наиболее оптимальные изобразительные средства.
Рекомендовать обращение к фотоснимкам в процессе подбора цветовой гаммы.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось?
Что изменилось от того, что мы узнали?
Можем ли мы создать альбом?
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1. 1 Видеосъемки: «Рассказываю о своих впечатлениях в рисунке» Представление ребенком творческого продукта ( возможный алгоритм: как картина называется; почему избрал этот объект, где его нашел, что в нем удивило; какие объекты разместил на дальнем плане и почему; почему избрал такую цветовую гамму; что в картине радует самого, что порадует других).
1.2 Сочинение стихотворений об осени и создание книги.
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Свободное рисование Изготовление декораций для мини-спектаклей (кукольный театр);
рисование сказочных сюжетов (лес на дальнем плане).
Индивидуальная работа по оформлению странички в художественный альбом Оформление рисунка для альбома (придумывание названия к рисунку, беседа о средствах выразительности, которые использовал ребенок; оформление странички в соответствии с предложенным макетом: подборка странички-фона, наклеивание рисунка).