Кириллова Тамара
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа В. Бианки «Мастера без топора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Совместная деятельность воспитателя с детьми :
восприятие художественной литературы.
Тема: «Чтение рассказа В. Бианки «Мастера без топора»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель : Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом В. Бианки «Мастера без топора».
Темочки:
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
2. Дать детям знания, что каждая порода птиц строит гнездо в определённом месте и определённой формы.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, желание и умение оказывать птицам, которые не строят себе гнезда, посильную помощь.
4. Воспитывать интерес к изучению жизни птиц.
Оборудование: иллюстрации с изображением гнёзда аиста, грача, жаворонка, дикой утки, скворца, сороки, козодоя-полуночника, ремез-синички, ласточки, певчего дрозда, дятла, рыбки колюшки, мышки-малютки.
Словарная работа: плотничать, волоконца.
Ход деятельности:
1. Кто где строит себе дом?
Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением птичьих гнёзд, чтобы узнать, где же строят себе гнёзда птицы.
- Посмотрите на знакомое вам гнездо белого аиста. Где строит себе гнездо эта птица? ( Ответы детей: белые аисты — гнездятся возле человеческого жилья, устраивая из веток огромное гнездо на крышах домов и на фабричных трубах).
- Недавно мы рассматривали на картине художника Саврасова «Грачи прилетели» грачиные гнёзда. Картина перед вами. Где строят себе гнёзда грачи? ( Ответы детей: на деревьях).
- А вот гнездо построено в траве. Знакомьтесь: это дом жаворонка.
- Подумайте, кто может построить себе жильё в зарослях водоёмов? ( Ответы детей: птицы, которые живут на воде: утки, гуси).
- Каким птицам человек помогает устраивать гнёзда? ( Ответы детей: скворцам).
- Как называется дом скворца, сделанный человеком? ( Ответы детей: скворечник).
- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу, в поле птичье гнездо или если ты увидел птенчика, который выпал из гнезда?
2. Чтение рассказа В. Бианки «Мастера без топора».
Сегодня мы знакомимся с рассказом В. Бианки «Мастера без топора», чтобы узнать, как же птицы строят себе гнёзда.
3. Беседа по содержанию рассказа.
- Какую загадку загадали автору рассказа?
- А вы догадались, что это – птичье гнездо?
- Посмотрите, вот сорочье гнездо. Давайте попробуем его описать. ( Ответы детей: сложено из сучьев, пол глиной вымазан, соломкой устлан; посередине вход, крыша из веток).
- А держала ли сорока топор в лапках, делая себе гнездо?
- Посмотрите на гнездо птицы козодой-полуночника. Опишите его. ( Ответы детей: он не вьёт гнезда, у него гнездо – ямка между кочек).
- Требуются ли этой птице при постройке гнезда руки и топор? ( Ответы детей: козодой-полуночник сумел и без них устроиться).
- Что делала на ветках, на кусточках синичка? ( Ответы детей: тоненьким своим носиком с ивы собирала пух).
- На что ей нужен пух? ( Ответы детей: для гнезда, гнездо у неё пуховое, мягкое).
- Как вы считаете, синичке нужен топор, чтобы пух для гнезда собирать?
- Посмотрите на ласточкино гнездо, которое она лепит под крышей дома. Расскажите, как она делает себе гнездо. ( Ответы детей: носиком глинку приминает, носиком её на речке колупает, носиком носит).
- Требуется ли ласточке топор для постройки гнезда?
- Рассмотрите гнездо дрозда, которое он свил на ёлке. Чем он смастерил такое гнёздышко себе? ( Ответы детей: лапками да носом мастерил).
- Чем обмазал внутри гнезда певчий дрозд? ( Ответы детей: внутри всё цементом обмазал – из древесной трухи со слюной своей).
- Как украшено гнездо дрозда снаружи? ( Ответы детей: украшено зелёным мхом).
- Скажите, нужен дрозду топор для постройки гнезда?
- Как выглядит гнездо дятла? ( Ответы детей: это дупло).
- Как плотничает дятел? ( Ответы детей: лапками держится, на хвост опирается, головой размахивается, носом стучит).
- Уточните, что летит после удара дятла по дереву? ( Ответы детей: щепки, труха).
- Удаётся ли дятлу плотничать без топора?
-Посмотрите на гнездо орла. Расскажите, как и из чего орел делает себе гнездо? ( Ответы детей: на дереве, из веток).
- Можно ли сделать вывод, что все птицы строят свои гнёзда без топора?
4. Интересная информация «У кого ещё гнёзда?
Я тоже не знала, что рыбка колюшка строит себе настоящее гнездо. И тоже обходится в строительстве без топора. Гнездо строит самец. Для постройки он берёт только самые тяжелые стебельки трав, которые не всплывают, если их возьмёшь со дна ртом и подкинешь вверх. Посмотрите на гнездо рыбки колюшки. Он укрепил стебельки на песчаном дне. Склеил стены и потолок своим клеем и заткнул все дырочки мхом. В стенках гнезда он оставил две двери.
У мышки-малютки гнездо совсем как птичье. Мышка свила его из травинок и разодранных на тонкие волоконца стебельков. Гнездо висит на высоте почти двух метров на ветке можжевельника.
5. Итог.
Сегодня вы узнали, как строят себе замечательные дома птицы на деревьях, в деревьях, в траве, на земле. И строят без топора, только клювиком. Относитесь к их гнё здам бережно: никогда не разоряйте и не ломайте.