Марина Голянова
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в прошлое куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №8. г. Нижний Ломов.
Конспект НОД
Совместная деятельность с детьми старшей группы "Путешествие в прошлое куклы".
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетические развитие.
Составила: М. В. Голянова.
г. Нижний Ломов
2016 г.
Цель:
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать.
- развивать мелкую моторику рук.
- научится изготавливать тряпичную куклу Пеленашку.
Ход работы:
Дети собираются в уголке группы, обустроенном под русскую избу.
Воспитатель: Вот мы опять собрались в нашей избе, где нам уютно и приятно находиться. А о чём мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть ноги, но не ходит Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?
Дети: кукла.
Воспитатель: Правильно, мы будем беседовать о кукле, (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её)
Далее воспитатель спрашивает детей: Зачем нам нужна кукла?
Из каких частей состоит?
С кем можно сравнить куклу?
Из какого материала сделана кукла?
-Молодцы. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем колыбельную.
Дети:
«Ай качи, качи, качи
Прилетели к нам грачи.
Птицы сели на ворота.
А ворота скрип, скрип,
Наша деточка спит, спит»
Воспитатель предлагает детям пройти в группу, чтобы продолжить беседу о кукле.
(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)
Воспитатель читает стихотворение:
Когда- то наши бабушки Были малышами,
Кормили кукол кашками
Цветами украшали.
И были тогда куколки,
Совсем — совсем другими,
Но их не покупали Мамы в магазине.
Их папы мастерили К празднику дочуркам,
То из пучка соломы,
Из деревянной чурки.
И были рады девочки Игрушкам тем, старинным И пели колыбельные Куколкам из глины.
Вот почему нам бабушки Кукол покупают А стоя у витрины,
С улыбкой выбирают Кудрявую красавицу В платьице небесном И взяв на руки куколку Вспоминают детство.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри, (дети рассаживаются на ковре). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии. Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?
Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой, (показывает)
- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?
Дети отвечают на вопросы.
- Затем человек придумал другую куклу - глиняную (достает из сундучка). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что, например?
Дети отвечают.
Воспитатель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.
Воспитатель: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?
Воспитатель (достает из сундучка соломенную куклу). Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая,
эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)
- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?
Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть.
- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу - тряпичную (показывает)
- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани).
- А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать.
Ну а теперь давайте поиграем.
Игра на словообразование «Какая кукла»
Воспитатель катит ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла?
Ребенок отвечает :кукла «глиняная» и катит мяч обратно.
Кукла из дерева - деревянная,
Кукла из соломы - соломенная,
Кукла из резины - резиновая,.
После игры можно с детьми повторить, из каких материалов делали кукол на Руси, используя мнемокартинки.
Физкультминутка: Пальчиковая гимнастика «Замок» автор Железнова Е. С.
Воспитатель: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы. А теперь давайте научимся делать тряпичную куклу Пеленашку.
Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы, веревочки.
Воспитатель: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани. (Показывает) прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть.
Изготовление детьми Пеленашки.
Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились.
Давайте мы с ними поиграем.
Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.
Игра «Тихо куколка.»(автор Железнова Е. С)
Воспитатель: Вот такое у нас сегодня прошло интересное занятие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы! Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.
Приложение
На двери висит замок. (Пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)
Кто его открыть бы мог? (Локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетены)
Покачали, покачали. (Кисти попеременно поднимаются вверх, пальцы не расцепляются)
постучали, постучали. (Постукивают друг об друга основаниями ладоней)
Покружили, покружили. (Кисти рук крутятся в разные стороны)
Наконец замок открыли. (Пальцы распрямляются руки расходятся в стороны)
Игра "Тихо куколка. " (автор Железнова Е. С.)
Все дети держат кукол. Игра проводится в соответствии с текстом и музыкой
Тихо, куколка, сиди
Свою маму не буди
(Звучит тихая нежная музыка. Дети ходят на носочках осторожно, тихо качают куклу)
Прыгай, кукла, веселей
Буди маму поскорей
(Звучит громкая музыка, дети подпрыгивают)