Нина Чукштайкина
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Огнедышащие вулканы»
Задачи:
Образовательные: Познакомить с вулканом, как явлением неживой природы, расширять представлени о профессиях.
Развивающие: Формировать интерес к неживой природе, продолжать учить проводить исследовательско-экспериментальную деятельность
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Огнедышащие вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Воспитательные: помочь осознать красоту и уникальность природы, закреплять представления о сохранении природы
Предварительная работа:
- Чтение «Сказки о речке и вулкане» А. Бормашева, рассматривание картин с разными вулканами.
Интеграция образовательных областей:
Познание, Чтение художественной литературы, Труд, Социализация, Художественное творчество
Педагогические технологии:
- исследовательская
- игровая
- сотрудничества
Ход:
Просмотр мультфильма "Вулкан".
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать :
Я плююсь огнём и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан.)
Значит мы сегодня с вами поговорим о вулканах. Какие вулканы вы знаете? (Ответы детей.)
Вулкан – это такая гора, у которой вверху есть отверстие – кратер, которое ведёт в глубину Земли. Наша Земля состоит из верхнего твёрдого слоя, среднего – жидкого и горячего, внутреннего – ядра. (Показ картины.)
Легенда
«Про древнего бога Вулкан».
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами». Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».
Есть живые (действующие) вулканы, есть спящие и мёртвые (видео). А ещё вулканы бывают наземные и подводные. Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнём, выбрасывают тучи пепла, изливают водопады расплавленного камня. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка покуривают: выдыхают в небо лёгкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мёртвые вулканы никогда не извергаются, молчат всё время, одеты в ледяные панцири и признаков жизни не подают. (Показ разных вулканов на картинах.)
Воронка на вершине вулкана называется «кратер». Когда вулкан просыпается, в кратер из подземелья поступает расплавленный камень. Огненная пасть кратера выплёвывает раскаленные пепел, газы, песок и камни.
Жидкая огненная каша переполняет чашу кратера и льётся вниз по склонам вулкана.
Это извержение вулкана.
Физкультминутка
Раз, два, три! (Дети шагают по кругу, остановились, повернулись в круг)
Раз, два, три!
Мы геологи, смотри! (Ладошка над глазами как козырек)
Ноги поднимайте,
(Шагают на месте, высоко поднимая ноги, останавливаются)
Веселей шагайте!
Вот и речка впереди, (Показывают рукой извилистую речку)
Надо вброд её пройти (Движения руками в стиле «брас»)
Вышли на берег крутой (Наклониться, отряхнуть колени)
Горы выше нас с тобой! (Медленно поднять руки вверх и встать на носочки)
- Из вулкана во время извержения, как из пушки, могут вылетать раскалённые камни. Камни бывают разные: маленькие, с орешек, и крупные – с дом, круглые и продолговатые, как груши.
- Лава – это раскалённая огненная жидкая масса, похожая на густую кашу, которая изливается на поверхность Земли при извержении вулкана. (Показ лавы на картинке.)
- Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Раскалённые камни и лава могут сжечь поля, леса и дома людей.
Игра – эксперимент «Извержение вулкана».
- Воспитатель с детьми лепит из пластилина полый вулкан в виде конуса с широким основанием и более узкой вершиной с отверстием. Далее ставит вулкан на блюдце, предварительно туда две столовые ложки питьевой соды. Затем тонкой струйкой вливает в кратер «вулкана» уксус. На глазах у детей вулкан начнёт извергаться (химическая реакция соды и уксуса).
- Вулканы выбрасывают много шлака, песка, камней, из которых делают строительные материалы, а из них строят дома, дороги.
Детям предлагается рассмотреть природные элементы (реальные) – шлак, песок, камень. В ходе обсуждения уточняются их свойства – твердость, мягкость, сыпучесть, цвет, запах.
Игра: «Угадай на ощупь» детям предлагается по очереди с закрытыми глазами на ощупь определить рассмотренный материал из ряда: шлак, камень, песок, крупа, грецкий орех, речной камень, уголь, сахар, соль.
- Вулканический пепел – хорошая подкормка для земли, растений. Печка внутри живого вулкана подогревает подземные ручьи. В некоторых местах такие ручьи пробиваются наружу. Источники эти не только горячие, но и целебные, потому что в них растворены многие минералы.
- Чтобы извержение не застало людей врасплох, на вулканах трудятся учёные – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолётов и вертолётов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим больным вулканам – прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться.
- В России самые популярные вулканы находятся на Камчатке. (Работа с картой – определение на карте самых высоких гор (по цвету) и популярных вулканов в разных странах.)
Вопросы к детям после беседы.
- Какие бывают вулканы? Что такое кратер? Что такое лава? Почему вулкан – грозное явление? Какую пользу приносят вулканы?
- Дети, давайте сейчас каждый из вас нарисует вулкан : живой, спящий или мёртвый. (Готовые работы вывешиваются на выставке.)