Зоя Михайлова
Новые воспитательные технологии. Семья и детский сад: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Новые воспитательные технологии. Семья и детский сад: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия.
Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт. Взаимодействуя друг с другом, создаются оптимальные условия полноценного развития ребенка.
Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно - методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении на практике информации, как правило, из Интернета.
Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания между детским садом и семьёй.
Ведём коллективную форма работы с родителями - это родительское собрание. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам.
Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы. Регулярно проходят конкурсы: «Чудо- овощ», «Щедрая- осень», «Елочка- зеленая иголочка», «Конкурс на лучшую новогоднюю поделку», «Осенние фантазии» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои, интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс. Интересно проходят мастер - классы по работе с крупами, изготовление аппликаций нетрадиционным способом: «Аппликация из ватных дисков», «Из арбузных семечек», «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», всё это можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.
Родители принимают активное участие на праздниках: День знаний, День матери, День отца, Новогодняя ёлка, Пельнянь фест, Деь родного языка, организуем дни рождения, чаепития и многое другое.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты».
Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению детей.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.
- У нас есть уголок для родителей. В нё м содержатся - материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
- Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями: «Выставка цветов», «Выставка картин из семян клёна»
- Информационные листки, которые несут в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравляем с днем рождения.
- Памятки для родителей, на различные темы.
- Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, мы с ними беседуем, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.
В нашей дошкольной группе прошла «Неделя психологии в ДОУ». «День доброты» акция «Дерево пожеланий», которая была организована с целью укрепления детско – родительских отношений. Родителям было предложено оставить на листьях дерева пожелания для детей и сотрудников дошкольной группы. Родители с удовольствием откликнулись на предложение и поучаствовали в акции.
«День мечтаний и пожеланий». Акция «Корзинка для комплиментов и пожеланий» Суть акции в том, что всем желающим (родителям, детям, педагогам, кто верит в судьбу или просто хочет поднять себе настроение, предлагается вытянуть из корзины одну из записок с предсказанием, и узнать, что готовит день грядущий. Эти «пророчества» могут быть разными, но обязательное условие - всегда положительными и т. д.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Воспитанники дошкольной группы вместе (при поддержке родителей) с родителями приняли участие:
- Межрегиональном дистанционном (online) конкурсе чтецов на родном языке
«Дружба народов - не только слова, дружба народов навеки жива» в с. Терси.
Вахитов Эрик – награждён дипломом 1 степени в номинации «Поэтическое произведение на удмуртском языке» межрегионального конкурса чтецов на родном языке.
Тимбекова Лика – награждена дипломом участника в номинации «Поэтическое произведение на удмуртском языке» межрегионального конкурса чтецов на родном языке.
- Зональный тур конкурса Мудорвай в Сарсак –Омге.
Трифонова С. и Тимбекова Л. -победители, вручены Диплом Лауреата I степени номинация «Песня. Коллектив»,
Тимбекова Лика – диплом Лауреата II степени номинация «Стих».
- Муниципальный конкурс для воспитанников и их родителей «Талант рождается в семье» - Трифонова Софья прошла 1 этап, вышла на 2 этап. Семья Трифоновых будут учавствовать в финале конкурса 20 апреля в РДК.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и д/сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких