Алёна Миргород
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Посуда».
Тема дня: «Приходите на чай».
Форма проведения: подгрупповая.
Группа : средняя.
Цель: углубить представления детей о чайной посуде, расширять социальные умения.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов (чайной посуды) с помощью зрения и осязания;
- учить понимать назначение чайной посуды и называть ее основные детали и знакомить с правилами сервировки стола;
Публикация «Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения „Приходите на чай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Темочки
- закреплять умение понимать обобщающее слово «посуда»;
- обогащать словарь по теме (чашка, блюдце, чайник, сахарница, чайная посуда, чайная ложка, заварочный чайник, крышка, носик, ручка, скатерть).
2. Коррекционно – развивающие :
- развивать тактильную чувствительность;
- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- развивать прослеживающую функцию глаз;
- развивать социальные умения.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии;
- воспитывать желание быть гостеприимным и доброжелательным по отношению к окружающим;
- воспитывать аккуратность.
Методы: практические (самостоятельное выполнение предметно – практических действий, игровой метод (создание игровой ситуации «Накрой на стол», словесный (беседа, наглядные (рассматривание натуральных объектов посуды).
Предварительная работа:
1. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», стихотворений о посуде, загадок, рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному;
2. Экскурсия на кухню, знакомство с трудом работников детского сада (повара, младшего воспитателя);
3. Рассмотреть кукольную и настоящую посуду, пояснить, для чего нужна та или иная посуда и как она называется;
4. Сюжетно-ролевые игры «Магазин посуды», «Дом», «Угостим кукол чаем».
Оборудование: мягкая игрушка Нюша, чайный сервиз (чайник для заваривания чая, чайная ложка, чашка, блюдце, сахарница, салфетки бумажные, салфетница, скатерть.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Т. : Ребята, вы слышите кто – то стучит? Кто это?
Это - Нюша из веселых историй про смешариков. Но что – то она невеселая. К Нюше должны прийти гости, она хочет угостить своих друзей чаем со сладостями. Но не знает, как правильно накрыть к чаю стол. И поэтому ей грустно. Хотите помочь ей?
Д. : -
II. Основная часть:
1. Дидактическое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай».
Т. : Ребята, сначала мы отгадаем загадки.
(По мере отгадывания, тифлопедагог выставляет на стол предметы.)
Чаю выпить я хочу,
Воду в нём прокипячу.
А потом беру я кружку
И его возьму за дужку.
В чём я воду кипячу,
Если выпить чай хочу?
(Чайник) Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно … (Ложка)
Если хочешь выпить чай –
Так меня и получай,
Распрекрасную милашку,
Всю в цветочках, с блюдцем.
(Чашку) Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …
(Тарелкой).
Т. : Ребята, расскажите, как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда).
Д. : -
Т. : Для чего нужна посуда? (Посуда нужна, для того что бы из нее есть, пить.)
Д. : -
Т. : Т. : Давайте вспомним, как называется посуда, необходимая повару для приготовления пищи и находящаяся на кухне? (Кухонная). Какую посуду возьмем для того, чтобы поесть за столом? (Столовую.) А если пригласим гостей на чашечку чая? (Чайную.)
Т. : Нюша, сейчас мы с ребятами научим тебя сервировать стол.
Т. : Для этого нам понадобиться чайный сервиз, но сначала Нюша хочет вместе с вами сделать зарядку для глазок (Дети встают напротив тифлопедагога).
2. Зрительная гимнастика.
(Вверх - вниз.) 2-3 раза
(Вправо - влево.) 2-3 раза
(Вверх - вниз.) 2-3 раза
(Прослеживание глазами за Нюшей по кругу в одну и в другую сторону).
(Вправо - влево) 2-3 раза.
Зажмурьте глазки, поморгайте (2-3 раза).
3. Игра «Накрой на стол».
Дети сидят полукругом. На столе предметы чайного сервиза: чашка с блюдцем, чайная ложка, чайник для заваривания чая, сахарница, салфетница, скатерть.
Т. : Вот теперь я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю.
Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть.
Т. : Для чего нужна скатерть? (Ею накрывают стол).
Д. : -
Т. : Накрыли стол скатертью. Каким стал стол? (Нарядным, уютным, красивым, праздничным).
Д. : -
Т. : В центр стола ставим салфетницу.
Т. : А что в ней? (Салфетки.)
Д. : -
Т. : Ребята, а для чего нам нужны салфетки?
Т. : Правильно! Чтобы когда мы покушаем вытирать: что сначала?
Т. : Да ротик, а затем руки!
Т. : В центр стола ставим также сахарницу.
Т. : Для чего нужна сахарница? (Для того, чтобы насыпать сахар.)
Д. : -
Т. : Еще в центр стола обязательно ставим чайник для заваривания чая.
Т. : Для чего этот чайник? (Для того, чтобы заваривать чай.)
Т. : Что такое заварка? (Чайные листочки, которые окрашивают воду в коричневый цвет и придают вкус.)
Д. : -
Т. : Давайте вместе рассмотрим чайник для заваривания чая и расскажем, из каких частей он состоит. (Тифлопедагог показывает. Предлагает детям обследовать чайник, направляя их руки).
Т. : У чайника есть носик. Вот он. Для чего он нужен? (Чтоб через него лилась заварка).
Д. : -
Т. : Что это? (Крышка.) Для чего она нужна? (Чтобы сохранить высокую температуру и чайные листочки заварилась.)
Т. : А это что такое? (Показываю ручку.)
Т. : Для чего она чайнику. Вы знаете? Может быть без ручки лучше?
(Нет, если чайник будет горячий, то без ручки будет неудобно им пользоваться и можно обжечь руки).
Д. : -
Т. : Правильно.
4. Физкультминутка «Я – чайник ворчун»
Т. : А сейчас отдохнём и проведём физкультминутку «Я – чайник ворчун»
Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд. (Шагаем на месте)
Я всем напоказ выставляю живот. (Руки на поясе, повороты вправо
и влево)
Я чай кипячу, клокочу и кричу, (Хлопаем в ладоши)
Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте)
Т. : Хотите, ребята, продолжить накрывать на стол?
Д. :-
Т. : Перед сидящим ставим чашку с блюдцем.
- Это блюдце. Обхватите блюдце двумя руками. Вот так. Какой оно формы? (Круглой.)
Д. : -
Т. : Правильно. Проведите пальчиком по краю блюдца, опустите пальчик на дно. Блюдце какое? (Мелкое.)
Д. : -
Т. : На него ставят чашку с чаем и кладут ложку, чтобы не испачкать скатерть.
Т. : А это что? (Это чашка.)
Д. : -
Т. : Правильно, обхватите чашку двумя руками. Вот так. Она круглая. Проведите пальчиком по стенке чашки. Вот так. Почему ваш пальчик с края чашки не сразу опускается вниз? (Потому что чашка глубокая.)
Д. : -
Т. : Еще у чашки есть ручка. Найдите ее и проведите по ней пальчиком. Зачем нужна ручка? (Педагог направляет руки каждого ребенка для обследования предметов чайной посуды). (Что бы держать чашку.)
Д. : -
Т. : Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Вот она. Эта ложка меньше, чем ложка для супа. Поэтому ее назвали чайной ложкой. Для чего она нужна? (Ложкой размешивают сахар в чашке.)
Д. : -
Т. : Делают это осторожно, не стучат об стенки чашки и не расплескивают чай на блюдце. Вот так. (Тифлопедагог показывает все действия, дети повторяют).
Т. : А теперь закройте глаза, послушайте, как звенит чашка, когда мы ставим ее на блюдце, послушайте, как звенит ложка, когда мы кладем ее на блюдце.
5. Зрительная гимнастика «Пальминг».
Вы хорошо потрудились, а сейчас сделаем пальминг, чтобы ваши глазки отдохнули.
Вот рука и вот рука, мы потёрли их слегка;
Так сложили их …И раз!
Глазки в домике сейчас.
III. Заключительная часть:
Т. : Вот, Нюша, мы и накрыли стол для чаепития. Все запомнила?
Давайте, ребята, ещё раз напомним Нюше, как накрыть стол для чаепития.
Т. : Чем накрывают стол? (Скатертью.)
Д. : -
Т. : Что поставим в середину стола? Салфетницу.
Д. : -
Т. : Для чего нужна салфетница? (Для того чтобы когда мы покушаем вытирать рот и руки.)
Д. : -
Т. : Что еще поставим в середину стола? (Сахарницу.)
Д. : -
Т. : Для чего нужна сахарница? (Для того чтобы насыпать сахар.)
Д. : -
Т. : Еще что поставим в середину стола? (Заварочный чайник.)
Д. : -
Т. : Для чего этот чайник? (Для заваривания чая.)
Д. :-
Т. : Что еще должно быть на столе для чая? (Чашка с блюдцем.)
Д. : -
Т. : Куда их поставим? (Перед сидящим.)
Д. : -
Т. : А что кладут справа от блюдца с чашкой? (Чайную ложку.)
Д. : -
Т. : Для чего она нужна? (Ложкой размешивают сахар в чашке.)
Д. : -
Т. : Ну, что, Нюша, теперь ты точно все запомнила?
Нюша говорит вам спасибо и всегда будет обращаться к Вам за помощью. До свидания!
Т. : Молодцы, вы справились со всеми заданиями! И я скажу вам по секрету, наша гостья, оставила вам сладкий подарок, вот он, угощайтесь.
Список используемой литературы:
1. Воспитание и обучение слепого дошкольника /Под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями). – М. : ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006.
2. Григорян Л. А., Кащенко Т. П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.
3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : Методическое пособие. – М. : Экзамен, 2006.
4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М. ,1997.
5. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – Калуга. : ГороД, 1998.
6. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : ИКП РАО, 1995.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Экзамен, 2003.
8. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряковова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Педагогика-Пресс, 1996.
9. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. /Под ред. Е. Н. Подколзиной. – М. : Город Детства, 2007.