Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай»

Алёна Миргород
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема недели: «Посуда».

Тема дня: «Приходите на чай».

Форма проведения: подгрупповая.

Группа : средняя.

Цель: углубить представления детей о чайной посуде, расширять социальные умения.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов (чайной посуды) с помощью зрения и осязания;

- учить понимать назначение чайной посуды и называть ее основные детали и знакомить с правилами сервировки стола;

Публикация «Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения „Приходите на чай“» размещена в разделах

- закреплять умение понимать обобщающее слово «посуда»;

- обогащать словарь по теме (чашка, блюдце, чайник, сахарница, чайная посуда, чайная ложка, заварочный чайник, крышка, носик, ручка, скатерть).

2. Коррекционно – развивающие :

- развивать тактильную чувствительность;

- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

- развивать прослеживающую функцию глаз;

- развивать социальные умения.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии;

- воспитывать желание быть гостеприимным и доброжелательным по отношению к окружающим;

- воспитывать аккуратность.

Методы: практические (самостоятельное выполнение предметно – практических действий, игровой метод (создание игровой ситуации «Накрой на стол», словесный (беседа, наглядные (рассматривание натуральных объектов посуды).

Предварительная работа:

1. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», стихотворений о посуде, загадок, рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному;

2. Экскурсия на кухню, знакомство с трудом работников детского сада (повара, младшего воспитателя);

3. Рассмотреть кукольную и настоящую посуду, пояснить, для чего нужна та или иная посуда и как она называется;

4. Сюжетно-ролевые игры «Магазин посуды», «Дом», «Угостим кукол чаем».

Оборудование: мягкая игрушка Нюша, чайный сервиз (чайник для заваривания чая, чайная ложка, чашка, блюдце, сахарница, салфетки бумажные, салфетница, скатерть.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

Т. : Ребята, вы слышите кто – то стучит? Кто это?

Это - Нюша из веселых историй про смешариков. Но что – то она невеселая. К Нюше должны прийти гости, она хочет угостить своих друзей чаем со сладостями. Но не знает, как правильно накрыть к чаю стол. И поэтому ей грустно. Хотите помочь ей?

Д. : -

II. Основная часть:

1. Дидактическое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай».

Т. : Ребята, сначала мы отгадаем загадки.

(По мере отгадывания, тифлопедагог выставляет на стол предметы.)

Чаю выпить я хочу,

Воду в нём прокипячу.

А потом беру я кружку

И его возьму за дужку.

В чём я воду кипячу,

Если выпить чай хочу?

(Чайник) Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно … (Ложка)

Если хочешь выпить чай –

Так меня и получай,

Распрекрасную милашку,

Всю в цветочках, с блюдцем.

(Чашку) Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется …

(Тарелкой).

Т. : Ребята, расскажите, как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда).

Д. : -

Т. : Для чего нужна посуда? (Посуда нужна, для того что бы из нее есть, пить.)

Д. : -

Т. : Т. : Давайте вспомним, как называется посуда, необходимая повару для приготовления пищи и находящаяся на кухне? (Кухонная). Какую посуду возьмем для того, чтобы поесть за столом? (Столовую.) А если пригласим гостей на чашечку чая? (Чайную.)

Т. : Нюша, сейчас мы с ребятами научим тебя сервировать стол.

Т. : Для этого нам понадобиться чайный сервиз, но сначала Нюша хочет вместе с вами сделать зарядку для глазок (Дети встают напротив тифлопедагога).

2. Зрительная гимнастика.

(Вверх - вниз.) 2-3 раза

(Вправо - влево.) 2-3 раза

(Вверх - вниз.) 2-3 раза

(Прослеживание глазами за Нюшей по кругу в одну и в другую сторону).

(Вправо - влево) 2-3 раза.

Зажмурьте глазки, поморгайте (2-3 раза).

3. Игра «Накрой на стол».

Дети сидят полукругом. На столе предметы чайного сервиза: чашка с блюдцем, чайная ложка, чайник для заваривания чая, сахарница, салфетница, скатерть.

Т. : Вот теперь я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю.

Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть.

Т. : Для чего нужна скатерть? (Ею накрывают стол).

Д. : -

Т. : Накрыли стол скатертью. Каким стал стол? (Нарядным, уютным, красивым, праздничным).

Д. : -

Т. : В центр стола ставим салфетницу.

Т. : А что в ней? (Салфетки.)

Д. : -

Т. : Ребята, а для чего нам нужны салфетки?

Т. : Правильно! Чтобы когда мы покушаем вытирать: что сначала?

Т. : Да ротик, а затем руки!

Т. : В центр стола ставим также сахарницу.

Т. : Для чего нужна сахарница? (Для того, чтобы насыпать сахар.)

Д. : -

Т. : Еще в центр стола обязательно ставим чайник для заваривания чая.

Т. : Для чего этот чайник? (Для того, чтобы заваривать чай.)

Т. : Что такое заварка? (Чайные листочки, которые окрашивают воду в коричневый цвет и придают вкус.)

Д. : -

Т. : Давайте вместе рассмотрим чайник для заваривания чая и расскажем, из каких частей он состоит. (Тифлопедагог показывает. Предлагает детям обследовать чайник, направляя их руки).

Т. : У чайника есть носик. Вот он. Для чего он нужен? (Чтоб через него лилась заварка).

Д. : -

Т. : Что это? (Крышка.) Для чего она нужна? (Чтобы сохранить высокую температуру и чайные листочки заварилась.)

Т. : А это что такое? (Показываю ручку.)

Т. : Для чего она чайнику. Вы знаете? Может быть без ручки лучше?

(Нет, если чайник будет горячий, то без ручки будет неудобно им пользоваться и можно обжечь руки).

Д. : -

Т. : Правильно.

4. Физкультминутка «Я – чайник ворчун»

Т. : А сейчас отдохнём и проведём физкультминутку «Я – чайник ворчун»

Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд. (Шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот. (Руки на поясе, повороты вправо

и влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу, (Хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте)

Т. : Хотите, ребята, продолжить накрывать на стол?

Д. :-

Т. : Перед сидящим ставим чашку с блюдцем.

- Это блюдце. Обхватите блюдце двумя руками. Вот так. Какой оно формы? (Круглой.)

Д. : -

Т. : Правильно. Проведите пальчиком по краю блюдца, опустите пальчик на дно. Блюдце какое? (Мелкое.)

Д. : -

Т. : На него ставят чашку с чаем и кладут ложку, чтобы не испачкать скатерть.

Т. : А это что? (Это чашка.)

Д. : -

Т. : Правильно, обхватите чашку двумя руками. Вот так. Она круглая. Проведите пальчиком по стенке чашки. Вот так. Почему ваш пальчик с края чашки не сразу опускается вниз? (Потому что чашка глубокая.)

Д. : -

Т. : Еще у чашки есть ручка. Найдите ее и проведите по ней пальчиком. Зачем нужна ручка? (Педагог направляет руки каждого ребенка для обследования предметов чайной посуды). (Что бы держать чашку.)

Д. : -

Т. : Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Вот она. Эта ложка меньше, чем ложка для супа. Поэтому ее назвали чайной ложкой. Для чего она нужна? (Ложкой размешивают сахар в чашке.)

Д. : -

Т. : Делают это осторожно, не стучат об стенки чашки и не расплескивают чай на блюдце. Вот так. (Тифлопедагог показывает все действия, дети повторяют).

Т. : А теперь закройте глаза, послушайте, как звенит чашка, когда мы ставим ее на блюдце, послушайте, как звенит ложка, когда мы кладем ее на блюдце.

5. Зрительная гимнастика «Пальминг».

Вы хорошо потрудились, а сейчас сделаем пальминг, чтобы ваши глазки отдохнули.

Вот рука и вот рука, мы потёрли их слегка;

Так сложили их …И раз!

Глазки в домике сейчас.

III. Заключительная часть:

Т. : Вот, Нюша, мы и накрыли стол для чаепития. Все запомнила?

Давайте, ребята, ещё раз напомним Нюше, как накрыть стол для чаепития.

Т. : Чем накрывают стол? (Скатертью.)

Д. : -

Т. : Что поставим в середину стола? Салфетницу.

Д. : -

Т. : Для чего нужна салфетница? (Для того чтобы когда мы покушаем вытирать рот и руки.)

Д. : -

Т. : Что еще поставим в середину стола? (Сахарницу.)

Д. : -

Т. : Для чего нужна сахарница? (Для того чтобы насыпать сахар.)

Д. : -

Т. : Еще что поставим в середину стола? (Заварочный чайник.)

Д. : -

Т. : Для чего этот чайник? (Для заваривания чая.)

Д. :-

Т. : Что еще должно быть на столе для чая? (Чашка с блюдцем.)

Д. : -

Т. : Куда их поставим? (Перед сидящим.)

Д. : -

Т. : А что кладут справа от блюдца с чашкой? (Чайную ложку.)

Д. : -

Т. : Для чего она нужна? (Ложкой размешивают сахар в чашке.)

Д. : -

Т. : Ну, что, Нюша, теперь ты точно все запомнила?

Нюша говорит вам спасибо и всегда будет обращаться к Вам за помощью. До свидания!

Т. : Молодцы, вы справились со всеми заданиями! И я скажу вам по секрету, наша гостья, оставила вам сладкий подарок, вот он, угощайтесь.

Список используемой литературы:

1. Воспитание и обучение слепого дошкольника /Под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями). – М. : ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006.

2. Григорян Л. А., Кащенко Т. П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.

3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : Методическое пособие. – М. : Экзамен, 2006.

4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М. ,1997.

5. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – Калуга. : ГороД, 1998.

6. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : ИКП РАО, 1995.

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Экзамен, 2003.

8. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряковова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Педагогика-Пресс, 1996.

9. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. /Под ред. Е. Н. Подколзиной. – М. : Город Детства, 2007.

Публикации по теме:

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект индивидуальной НОД с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке в средней группе «Наш гость снеговик»Конспект индивидуальной НОД с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке в средней группе «Наш гость снеговик» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности с незрячим ребенком средней группы (2-й год обучения) по социально-бытовой.

Конспект НОД для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Путешествие в космические дали»Конспект НОД для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе «Путешествие в космические дали» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Конспект НОД по рисованию печатками в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Пряники» Тема занятия: «Пряники» Цель: научить детей выполнять оттиск печатками из поролоновой губки пряников Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Коррекционное занятие в старшей группе детей с нарушением зрения «Юные знатоки-огородники»Коррекционное занятие в старшей группе детей с нарушением зрения «Юные знатоки-огородники» Программные задачи: • Развивать зрительное восприятие. Закреплять знание основных цветов и их оттенков. • Продолжать формировать навык.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Занятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зренияЗанятие по рисованию «Кружевные шляпы» в старшей группе детей с нарушением зрения Материал. Фломастеры (для каждого ребенка). Портреты мам, выполненные детьми на предыдущем занятии. Клей ПВА, кисть для клея и подставка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай»
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 17:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки в старшей группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Миргород (УИ 1924321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД