Татьяна Демкина
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осень наступила»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет (ООД)
по теме «Осень наступила»
Антипина Н. А., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька»
Демкина Т. А., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька»
Костина А. Н., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька»
Розум В. П., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька»
Возрастная группа : старшая группа.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе „Осень наступила“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Вид (разновидности) деятельности детей:
• Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение стихов, обсуждение, разучивание, рассуждения, декламация (чистоговорки, стихи);
• Игровая (д/и словесные «Когда это бывает», «Доскажи словечко»);
• Двигательная (физминутка);
• Музыкальная (слушание (восприятие музыки);
• Изобразительная (сюжетное рисование «Собери ковёр»).
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:
• Коммуникативно-познавательная (обмен информации (диалог-взаимодействие, исследование (рассматривание иллюстраций).
Содержание деятельности детей (дидактические единицы) :
• представление об осени, её основных приметах и признаках;
• четкость речи, темп, сила голоса (в процессе произношения чистоговорок и стихотворения);
• умение закрашивать осенние листья;
• умение анализировать стихотворение (понимать и объяснять);
• умение выразительно произносить стихотворение (художественный текст).
Интегрированная форма: литературная гостиная.
Задания для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения) :
Задание
(действие и его содержание) Способ
предъявления задания Способ презентации детьми
результатов выполнения задания
1. Слушание музыки П. И. Чайковского «Октябрь» Словесная инструкция Слушают
2. Рассматривание иллюстраций и беседа по ним Словесная инструкция Слушают
3. Прослушивание нового стихотворения Словесная инструкция Слушают
4. Ответьте на вопросы Словесная инструкция (вопросы) Ответы на вопросы
5. Выполните физминутку Словесная инструкция Выполняют вместе с педагогом
6. Подготовление язычка (чистоговорка) Словесная инструкция Выполняют вместе с педагогом
7. Заучивание стихотворения Словесная инструкция (чтение педагога) Слушают и запоминают, рассказывают (2-3 ребёнка)
8. Предлагает поиграть в словесную игру «Когда это бывает», «Доскажи словечко». Словесная Устный ответ
9. Предлагает игру «Собрать ковёр» Словесная инструкция Раскрашивание заготовок листьев, делают осенний ковёр из листьев
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ
1. Расширять у детей представления об осени, ёё основных приметах и признаках.
2. Продолжать развивать у детей речь, через общение взрослых и детей, художественную литературу.
ОТНОШЕНИЯ
1. Воспитывать у детей интерес к восприятию художественного произведения об осени.
2. Развивать у детей слуховое восприятие.
3. Инициировать желание детей включаться в беседу, вести диалог.
ДЕЙСТВИЯ
1. Развивать у детей умение внятно и четко произносить слова и их сочетания, через упражнения в регулировании темпа речи и силы голоса.
2. Закреплять у детей умение закрашивать осенние листья.
3. Формировать у детей умение понимать и объяснять стихотворение.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
- приглашение к участию (устное) с музыкальным сопровождением (П. И. Чайковский «Октябрь»).
2. Материалы для деятельности детей:
Материальные средства для деятельности детей:
- цветные карандаши;
- осенние листья из бумаги для раскрашивания.
3. Дидактический материал:
- иллюстрации осени;
- книга «Времена года» А. Н. Плещеева со стихотворением «Осень»
- фотография поэта А. Н. Плещеева.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- магнитная доска;
- магнитофон.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационно-целевой Звучит музыка, приглашение детей в форме стихотворения Слушают
Собираются в круг, проникаются настроением, отвечают.
Содержательно-деятельностный 1. Уточняет, какое сейчас время года;
2. Предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень;
3. Предлагает послушать, как это время года описано поэтом в стихотворении;
4. Предлагает ответить на вопрос «кто такой поэт?»;
5. Предлагает проанализировать стихотворение;
6. Организует физминутку: «Падают, падают листья»;
7. Предлагает подготовить язычок, чтобы он помогал произносить слова;
8. Прочитывание ещё раз стихотворения;
9. Предлагает (2-3 ребенка) рассказать стихотворение;
10. Организует д/и «Когда это бывает»;
11. Проводит д/и «Доскажи словечко» Слушают;
Рассматривают;
Слушают;
Отвечают;
Внимательно слушают, отвечают на вопросы;
Выполняют упражнение для пальчиков «Дождик», кружатся с поднятыми руками, выполняют упражнение для пальчиков «Птичка», бегают по кругу на носочках помахивая;
Произносят чистоговорки по 3 раза сначала медленно, а потом можно быстрее;
Внимательно слушают и запоминают;
Рассказывают стихотворение;
Отвечают на поставленные вопросы;
Договаривают строчку
Оценочно-рефлексивный 1. Предлагает сделать ковёр из листьев;
2. Читает стихотворение и раздаёт угощение от осени Выполняют, раскрашивают осенние листья;
Слушают, получают угощение от осени.
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция).
• Музыкальное приветствие
Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
Собрались все дети в круг!
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
• Приветствие детей:
– Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Чувствуете, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта (воспитатель берет в руки свечу). Посмотрите, как я искорка зажглась от наших сердец. Пусть эта искорка сопровождает нас всех всегда. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. У вас радостное настроение? (Да) Вот и хорошо. Давайте мы нашу искорку поставим, и она будет помогать.
2. Методы организации и осуществления деятельности.
Демонстрационные
• Рассматривание картин, иллюстрирующих пасмурную, унылую осень.
Словесные
• Знакомство с новым стихотворением русского поэта – Алексея Николаевича Плещеева «Осень».
Текст стихотворения «Осень» А. Н. Плещеев
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет.
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
• Анализ стихотворения.
Вопросы:
– О каком времени года говорится в стихотворение?
– Какая осенью травка?
– Как выглядят кусты?
– Можно ли увидеть зеленую травку осенью?
– Какое небо осенью?
– Бывает ли осенью яркое солнце?
– Откуда взялся ручей?
– Куда и почему птицы улетают осенью?
• Текст чистоговорок для физминутки «Падают, падают листья» :
– Ли-ли-ли листья падают вдали.
– До-до-до дождь идёт уже давно.
– Ру-ру-ру по ветру давно иду.
• Чтение стихотворения и рассказывание стихотворения (2-3 ребёнка).
• Дидактическая словесная игра «Когда это бывает».
Вопросы для игры.
– Идёт холодный, мелкий дождь, когда?
– Жарко светит солнце, когда?
– Желтеют и краснеют листья, когда?
– Купаются и загорают на реке, когда?
– Опадают с деревьев листья, когда?
– Собирают урожай овощей и фруктов, когда?
– Гуляют во дворе в футболках и шортах, когда?
– Птицы улетают на юг, когда?
– День становится коротким, а ночь – длинной, когда?
• Д/игра «Доскажи словечко».
Осень ( дети: наступила)
Высохли (цветы)
И глядят (уныло)
Голые (кусты).
Туча небо (кроет)
Солнце (не блестит)
Ветер в поле (воет)
Дождик (моросит).
Практические
• Физминутка «Падают, падают листья».
Аудиовизуальные
• Работа по сюжетным картинам «Осень», «Лето».
– Дети давай те рассмотрим картины, назовем времена года. Сравним их и отметим признаки каждого времени года.
3. Методы контроля и самоконтроля:
– рефлексия.
Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?
Осень приготовила для вас подарки осенние листочки, которые мы с вами сейчас раскрасим и из них соберем «Осенний ковёр».
(Дети делают осенний ковер из листьев)
Получился на славу
Всем осенний ковер.
Сколько листьев и цвета
Отразились на нём.
Всем по яблочку
Осень отправила вам.
Угощает всех вас,
Дорогих ей ребят!
Милая осень щедра и красива
Скажем мы осени дружно…
Спасибо!