Анна Жакова
«Камни». Конспект организованной игровой деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной игровой деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Исследователи».
Цели:
Образовательные:
* Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
• Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
• Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие:
• Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Публикация «„Камни“, Конспект организованной игровой деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• Учить работать с таблицей, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке
• Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, тонет-плавает, имеет цвет и др.)
Воспитательные:
• Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
• Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
• Словесные: вопросы, художественное слово.
• Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.
• Практические: физ. минутка, исследование предметов.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: исследователи.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н. А. Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест). Просмотр презентаций - «Камни-дети самой Земли».
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- иллюстрации «Где используются камни»
- Таблица свойства камней
- колокольчик
Раздаточный материал:
- таблица свойства камней
- оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, стакан с водой.)
- камни-сувениры
Ход занятия
Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
вместе за руки возьмёмся
и друг другу улыбнёмся.
К нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними.
Ребята хотите поиграть? Да! Я предлагаю поиграть в исследователей.
А кто такие исследователи? Исследователи –лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.
– А раз мы уже с вами исследователи, приглашаю вас в исследовательский центр.
–У нас на мольберте таблица. В ней мы будем отмечать результаты проведённого опыта, обозначая их знаками “плюс” или “минус”.
Откроем салфетку и посмотрим, что у нас здесь? Камни – Ребята выберете себе камень, который вам понравился.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные. (свойства камней записывается в таблице)
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет.
Возьмите себе еще один камень и сравните два камня. Покажите мне самый большой камень, самый маленький, а у кого самый маленький, большой, средний? Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров. (запись в таблице)
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? Поменяйтесь камнями (Дети делятся открытиями.)
Покажите самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (запись в таблице)
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (руки на поясе, наклоны туловища в сторону)
И каждый день, и каждую ночь (руки на плечах, круговые движения вперёд).
Катятся, катятся камешки прочь (руки на плечах, круговые движения назад)
Раскатились камешки, и с той самой поры (шаг на месте)
Ничего не осталось от нашей горы! (поворот вокруг себя).
– Пройдите за рабочие места, продолжим работу.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, поры и т. д.).
Опыт № 5. Определение веса.
Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. (запись в таблице)
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Вывод: камни могут быть теплые и холодные. (запись в таблице)
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? Давайте проверим.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
У кого пузыриться – значит камень пористый, с ямками.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
А как вы думаете, где можно использовать камни, если у них есть такие разные свойства? Ответ на этот вопрос мы найдем в кинозале. Покидаем наш исследовательский центр, проходим в кинозал.
(Просмотр слайды комментариями воспитателя).
Еще давным -давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: домов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц. Посмотрите, как красиво смотрятся камни в украшениях (кольцах, браслетах).
Камни используют для оформления дорожек.
Сейчас мы проверим, как вы запомнили свойства камней.
Вернемся к нашей таблице.
Воспитатель: ребята вам понравилось играть в исследователей? Что интересного вы узнали?
Что вы хотите исследовать в следующий раз?