Татьяна П
Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
воспитывать умение работать в коллективе;
2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Экспериментальная деятельность
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку.
Материалы к занятию:
1. Игрушка с батарейкой;
2. Карточки к игре "Найди пару". (Ковер - пылесос, швейная машина - рваное платье, стиральная машина - грязный фартук, торт - миксер, колбаса - холодильник, волосы - фен, солнце - вентилятор) ;
3. Карточки- схемы по правилам пользования электроприборами;
4. Тоннели для лазания;
5. Оборудование для опытов.
Опыт 1
Воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2
Расчески по количеству детей, полоски бумаги.
Опыт 3
Шерстяной платок, шелковый фартук, пластмассовые шарики, линейки, перышки, пенопласт.
Опыт 4
На подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта, шерстяная варежка.
Ход занятия:
- Ребята, к вам в гости пришла ваша любимая игрушка. Давайте поиграем. Почему попугай не работает? Что случилось? (высказывания детей)
- Вы правы, нет батарейки.
Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)
- Игрушка заработала! Почему?
- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
- Ребята, а у нас в группе есть электричество?
Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
- Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)
- А они помогают человеку? (Да)
Докажите мне это, используя эти карточки, подберите к ним соответствующие электроприборы.
Игра "Найди пару» (внимание на экран)
Цели:
1. Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.
2. Развивать внимание, память, мышление.
Правила: на экран выводятся картинки с изображением предметов, детям выдаются карточки с бытовыми электроприборами. Дети, поразмыслив над основными признаками, должны соотнести их.
0- Почему ты взял эти карточки?
- Какие ты карточки подобрал?
Объясни свой выбор.
- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.
- Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да).
- Сейчас вы мне докажете это. (Внимание на экран)
- Выберете карточки-схемы, которые относятся к электричеству.
Правила: на экран выводятся картинки с иллюстрациями различных ситуаций с бытовыми электроприборами. Дети объясняют, о чем предупреждают картинки.
1) Что означает эта карточка?
(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами).
2) О чем предупреждает эта схема?
(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы).
1. Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
3) О чем говорит эта карточка?
(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы).
2. Гвоздик или пальчик
В розетку не вставлять!
Электричество опасно!
Это каждый должен знать.
4) О чем предупреждает эта карточка?
(Не используй электроприборы с поврежденной изоляцией)
3. Знай, любые провода
Поврежденные – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание, как вспышка!
5) О чем предупреждает эта карточка?
(не оставляй включенные электроприборы, уходя из дома - туши свет)
4. Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя, тушите свет
И приборы тоже!
6) О чем предупреждает эта карточка?
(не оставляй включенные электроприборы без присмотра)
5. Если гости к вам пришли
Или навестил вас друг,
Перед тем, как с ним играть
Не забудьте выключить утюг!
6. Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом!
- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
-_Молодцы, ребята! Я вижу, вы умеете обращаться с электроприборами.
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,
Я приглашаю вас в лабораторию "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.
- На чем бы вы хотели отправиться в это путешествие? (например, на поезде)
Нам надо всем вместе поместиться в нем.
Кто первый войдет в поезд? Приглашай следующего ( ребенок приглашает: "Коля, я был бы рад видеть тебя в поезде" и т. д.) .
- А вы меня с собой возьмете? Приглашайте меня. Давайте поедем (звучит музыка)
- Путь наш долгий, впереди нас ждет длинный тоннель. Не испугаетесь, ребята? (нет)
- Ну, вот мы и на месте!
- Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Да, верно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Можно, на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль заведующей лаборатории? (ответы детей, одеваю халат, шапочку, очки)
- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)
- Наверно, он волшебный.
Опыт 1 «Волшебные шарики»
- А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими?
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся) .
- Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Опыт 2 «Волшебные предметы»
А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
Поднесите расческу к бумаге.
С бумагой что-то происходит? (нет) .
Как заставить бумагу притянутся к расческе?
Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах) .
Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы) .
- Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась) .
Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная) .
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах) .
- Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3 «Волшебство предметов»
- Это игровое электричество живет не только в волосах. Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линеечки. Прикоснитесь к перышкам.
Что вы видите? (лежат спокойно) .
- Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. – Прикоснитесь девочки шариками к пенопласту, а мальчики линеечками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли) .
- Какие стали предметы? (Электрическими) .
- Как они стали электрическими?
Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 4 «Волшебная варежка»
- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола) .
- Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)
- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим) .
- Чем удобнее натереть? (одеждой)
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
- Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали) .
- Почему они зашевелились?
- Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
- Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
- Какие вы молодцы!
- Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)
- А почему мы их называем волшебными?
- Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается) .
- А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде) .
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное) .
- Нам пора возвращаться назад, в детский сад. А давайте на память о нашей лаборатории возьмем воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими.
- Как снять электричество с шариков? (смочить водой). (Дети брызгают на шарики воду)
Релаксационная пауза.
- А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка).
- Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
- Вам понравилось наше путешествие?