Ирина Герасева
Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР «Знакомство с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.
Образовательные задачи:
• формировать у дошкольников представления о значении воздуха в природе и в жизни человека
• расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, имеет вес.
• продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха.
• обучать детей отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР „Знакомство с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• упражнять в умении сравнивать, анализировать; формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
• активизировать словарь.
• Развивать общую и мелкую моторику у детей.
Воспитательные задачи:
• формировать коммуникативные навыки в работе парами;
• воспитывать любовь к природе;
• развивать умение видеть необычное в обычном;
• формировать основы экологической культуры.
поведения на занятиях.
Материал: Лист бумаги, воздушные шары (по количеству детей, стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики, трубочки и ёмкости, наполненные водой, баночки, бутылочки разного размера, 1 шарик, 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воздуха для всего живого «Для чего нам нужен воздух?». Наблюдение за рыбками «Как рыбки дышат в воде», дидактическая игра «Живое – неживое».
Ход занятия
Вводная часть
- Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс посылку для вас.
- А тут еще открытка с загадкой:
Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
- Что это? (Воздух)
- А как вы догадались?
- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.
- Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.
- А там ничего нет.
- Тогда, что же нам прислали? (Воздух)
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.
- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям)
- Правильно всему живому.
- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему? Как вы считаете? (Потому что он не видим)
- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию исследовать воздух. Там, мы будем вместе искать ответы на наши вопросы.
- Посмотрите на эту модель (на слайде 3 модели: глаза, руки, уши). Глядя на неё, скажите пожалуйста, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Как можно увидеть воздух)
- А на эту? (Как можно почувствовать воздух)
- На эту? (Как можно услышать воздух)
- Для работы в лаборатории мы с вами перевоплотимся в научных сотрудников. Одевайте халаты. (Дети одеваются)
- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным). В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Основная часть:
- Давайте подойдём к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.
Через чудо - дверь пройдём
В лабораторию попадём.
Будем всё на свете знать.
На наши вопросы ответы искать.
- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.
- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.
- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
- Как можно почувствовать воздух? Молодцы.
- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)
- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)
Эксперимент №1 «Чувствуем воздух при помощи шарика»
Цель: познакомить детей со способом обнаружения воздуха – чувствуем воздух, определить, что воздух есть в шаре, его можно почувствовать.
Материал: воздушные шары.
Ход:
- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.
- Что вы чувствуете? (Воздух, холодок)
- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)
- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)
- Воздух перемещается с одного места на другое, когда воздух перемещается можно сказать, что дует ветер.
Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- А кто считает по-другому?
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки, воздушного шарика)
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
- Располагайтесь вокруг второго стола коллеги. Посмотрите на модель. На какой вопрос мы с вами будем искать ответ) Как можно увидеть воздух?
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим ваши версии.
Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
Цель: определить, что воздух есть в стаканчике. Познакомить детей со способами обнаружения воздуха – видим воздух.
Материал: трубочки и ёмкости, наполненные водой, алгоритм действия эксперимента.
Ход:
Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент – ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.
- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да)
- А что нам помогло увидеть воздух? (Когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).
- Отправляемся дальше.
- Коллеги, располагайтесь вокруг стола.
- На какой вопрос, мы будем сейчас искать ответ? (Дети смотрят на модель «Ухо»)
- Как можно услышать воздух?
Эксперимент №3 «Слышим воздух разными способами»
Цель: обнаружить, что воздух можно услышать, разными способами: если подуть в баночку или бутылочку и если надуть шарик и выпускать воздух.
Материал: баночки, бутылочки, шарик.
Ход:
- Возьмите по баночке, бутылочке и подуйте в горлышко, с краю. Дети берут баночки, бутылочки и дуют в горлышки с краю.
- Что вы слышите, коллеги? (Воздух, звук).
- А ещё можно услышать звук при помощи шарика. Если надуть шарик, а затем, растягивая отверстие шарика сдувать воздух, что мы услышим? (Звук, писк). Педагог сам проделывает эксперимент с шариком.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
- На нашей планете Земля есть воздух, поэтому мы слышим звуки, а на Луне воздуха нет, поэтому, если бы мы туда отправились, и издавали бы разные звуки, мы бы их не слышали.
- А еще, уважаемые коллеги, мы можем слышать воздух, когда слушаем звучание различных духовых инструментов. Вот послушайте (Слушают запись игры на трубе)
- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос:
- С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
- Давайте пойдем дальше.
- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, а воздух имеет вес.
- А мы сейчас проверим.
Эксперимент №4 «Живой пластилин»
Цель: выявить, что воздух имеет вес.
Материал: 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.
Ход:
- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во - второй стакан – газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).
- Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? (В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве)
- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
- Какой можно сделать вывод, коллеги?
Вывод: воздух имеет вес.
- Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.
- Подойдите к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.
- Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. (Дети проходят через дверь)