Жанна Сальникова
Конспект организованной образовательной деятельности с применением экспериментирования «Юные химики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей исследовать и воспринимать природу веществ с помощью элементарного экспериментирования.
Задачи:
• Дать детям элементарные представления о соде,её свойствах,нахождении в природе,в получении и применении.
• Познакомить с наукой химией, профессией - химик-лаборант.
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с применением экспериментирования „Юные химики“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Оборудование: сода, вода, сахар, уксус, лимонная кислота пищевые красители,жидкое моющее средство, медали, фото химиков-лаборантов, стаканы, блюдца, ложки, фартуки.
Предварительная работа: практические опыты с водой, воздухом,камнями, песком, и. т. д., беседы,рассматривавание илюстраций,альбомов, рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, дидактические игры "Угадай по вкусу"Как именить цвет?","Узнай по запаху","Что плавает,а что тонет?"и т. д. Обогащение словаря:химия,химики-лаборанты,пищевая сода,содовые озёра,вещество,пищевые красители, реакция, вулкан, учёный М. В. Ломоносов.
Ход занятия:
Воспитатель: «А сегодня нашу беседу мы начнем с науки химии. Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например : берем стакан воды, кладем туда варенье, и получается новое вещество- морс, которое можно пить. Когда вы будете учиться в школе, вы будете изучать эту науку. Вам предстоит показать опыты, сделать выводы. Людей, которые проводят химические опыты, называют химиками-лаборантами. Хотите побывать в роли химика-лаборанта?» (ответы детей) Снакчала отгадайте загадку и вы узнаете,что лежит у меня в сундучке. Вот лежала,не горела,на полке в баночке белела. Кулинара пригласили,её уксусом гасили. Правильно,это сода. Сегодня мы познакомимся поближе с пищевой содой (показываю детям коробку с содой) показ презентации о пищевой соде. Задаю вопросы:"С каким веществом мы сейчас познакомились",2Какими свойствами она обладает?","Где и как применяют пищевую соду?.Закрепляю ответы детей.
А сейчас давайте сделаем разминку. Физминутка: Потрудились,отдохнём. Встанем,глубоко вздохнём. Руки в стороны,вперёд. Вправо,влево поворот. Раз-наклон,и прямо встать. Руки вниз и вверх пеоднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.
Воспитатель: «Проходите в нашу лабораторию и займите свои места (дети проходят за столы). Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории.
1. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.
2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.
3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
4. В наших опытах будет содержаться опасное вещество – это уксус, поэтому я буду наливать его сама, т. к. он вреден для здоровья.
Опыт №1.
Что делаем:
В стакан с тёплой водой(1) высыпаем 1 ложку соды,размешиваем и внимательно наблюдаем за тем, что происходит».
Дети (вывод) : «Сода просто растворилась в воде».
Воспитатель: «Таким раствором можно полоскать горло, а можно даже пить,только немного. А сейчас проверим, что будет, если положить соду в горячую воду.
Что делаем:
В стакан(2) с горячей водой (чем горячее, тем лучше) высыпаем ложку соды и внимательно наблюдаем за тем, что происходит».
Дети: «выделяются пузырьки газа».
Воспитатель: Тихушница сода превратилась в опасного монстра».
Дети (вывод) : «Сода в тёплой воде просто растворилась, ей можно полоскать горло и даже пить, а в горячей воде стали выделяться пузырьки, сода шипит, и такую воду пить категорически запрещено!»
Опыт №2.
Воспитатель: «А сейчас будем делать газировку.
Вам понадобится:
Что делаем:
В стакан с водой(3) выливаем лимонный сок. Кладем 2-3 ложки сахара и размешиваем. Теперь самое главное :положите 1 ложку соды. Что происходит?»
Дети: «Огромное количество пузырьков и бурная реакция».
Вывод: сода и кислый сок вступают в реакцию. В этой реакции выделяется много газа в пузырьках, поэтому этот напиток называется газированным. После реакции можно пить газировку.
Опыт №3.
Воспитатель: «А этот опыт я проведу сама, а вы мне будете помогать. Он называется «Цветные вулканы».
Нам понадобится:стаканы,вода,пищевые красители (заранее разведены в воде,сода пищевая,жидкое моющее средство,уксус столовый.
А теперь внимание! Эту жидкость я буду наливать сама. Это уксус! Его я добавлю, когда у вас будет все готово.
Что делаем:Приглашаю двух детей мне помочь.
Насыпаем столовую ложку соды в каждый стакан с цветной водой, вливаем немного жидкости для мытья посуды. Теперь всё хорошо перемешиваем в каждом стакане. А теперь внимание!Эту жидкость я буду наливать сама. Это уксус (наливаю в каждый стакан) Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает валить ярко окрашенная пена».
Дети: «Много пены и бурная реакция».
Вывод: этот опыт наглядно показывает взаимодействие соды и уксуса. Сода и уксус вступили в реакцию, и получилось такое извержение, а средство для мытья посуды дало много пузырьков».
Итог: Все дети подходят к воспитателю.
Воспитатель: «Ну, что мои юные химики. Мы сегодня познакомились с такой наукой, как химия. Проделывали опыты с чем?»
Дети: «С содой».
Воспитатель: «Какие опыты делали?»
Дети: «Вулкан, газировку, с горячей и тёплой водой».
Воспитатель: «Уважаемые химики! Ваши опыты показали, и доказали, что происходит с содой в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный химик» и вручить медаль. Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо».