наталия сысоева
НОД с элементами экспериментирования «Такие необычные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней;
Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь воспитанников, умение обосновывать свои ответы, развивать их художественно-творческие способности; Познакомить со свойствами камней (гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)
Публикация «НОД с элементами экспериментирования „Такие необычные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, любовь к природе.
Материалы и оборудование: Проектор, экран, мультимедийные презентации, макет каменного цветка, разнообразные камни, материалы для опытов с камнями, шкатулка с камнями, камни для росписи, гуашь, кисти, камешки-конфетки.
Методы и приемы:
• Словесные: вопросы, художественное слово.
• Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями.
• Практические: физминутка, исследование предметов.
Словарная работа:
Активизировать словарь за счёт новых слов. шершавый, шероховатый, эксперимент
Предварительная работа:
1. Чтение сказов П. П. Бажова «Горный мастер», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Хозяйка Медной горы» и др.
2. Просмотр мультфильмов по мотивам сказов П. П. Бажова: «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Огневушка-поскакушка».
3. Прослушивание музыки Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля».
4. Беседы по темам: «Что такое горы?», «Какие бывают камни?», «Что такое сказ?»
6. Рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова.
7. Разукрашивание картинок по сказке П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»
Ход НОД:
Дети и гости встают в общий круг.
Воспитатель: Мы с Вами снова вместе.
Я рада, рады Вы,
Приветствуем сегодня
Объятием дружбы мы (Дети и гости обнимают друг друга)
Воспитатель : Обращаясь к гостям:
-Вы заметили, наши дети подросли, стали ещё умнее, дружнее.
Воспитатель. Обращаясь к детям:
-Видите, какие красивые, добрые у нас гости, они нам улыбаются. Им у нас уже нравится. Пусть они посидят и на нас поглядят (гости садятся).
- А мы давайте возьмемся все за руки. Это наш круг доброты. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями. А теперь повторяй те за мной:
Пусть наша добрая улыбка (Руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом (руки прокладываются к сердцу)
Напомнят нам как важно в жизни (руки вперед пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром, (Взяться за руки)
Правда,это здорово почувствовать тепло рук друзей.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня занятие непростое, занятие-волшебное!
Скажите мне, что нас окружает? (Нас окружают предметы)
А еще что? (Природа).
— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).
— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается, цветет).
Ребята, а к нам пришла интересная посылка (открываю, а в ней письмо:
«Здравствуйте дорогие дети!
Я слышала, что вы много знаете о природе, и решила проверить ваши знания, прислав вам несколько заданий. Я послала Вам посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мою загадку. Желаю удачи!
Хозяйка Медной горы».
Воспитатель: Ну что ж ребята, что бы доказать Хозяйке Медной горы, что мы правда много знаем о природе нам нужно все ее задания обязательно выполнить. Вы готовы?
Дети: да
Воспитатель: Тогда вот первое задание, в письме загадка давайте попробуем ее отгадать.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть легким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень
Вот он какой — этот горный камень (Показывает детям).
— Это камень и относится он к какой природе?
Дети: Неживой
Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения). Камни олицетворяют силу матери-Земли, которая заботится о нас, щедро делясь энергией природы, помогающей вернуть здоровье. Камни только кажутся безмолвными. Тому, кто умеет их слушать, они могут рассказать удивительную историю о возникновении мира. Жизнь камня очень длинная. Камни живут и изменяются, отживают и снова превращаются в новые камни.
Воспитатель: Молодцы, ребята, ну что ж а вот и второе задание от Хозяйки Медной горы. Расскажите и покажите свойства камней через эксперимент.
- А, что такое, ребята, эксперимент?
Дети: Это опыт, наблюдение
Воспитатель: А, для того чтобы провести эксперимент с камнями нам нужны сами камни, и вы знаете ребята, Хозяйка Медной горы и об этом позаботилась и прислала нам в посылке вот такой замечательный мешочек, в котором лежат камешки. Вам надо по очереди достать любой камень, который вы нащупайте. (Дети по очереди достают камни из мешочка).
-Ребята, мы все с вами знаем, что камень может быть опасен, поэтому мы должны с ним обращаться аккуратно.
Воспитатель: А хотите узнать еще больше о камнях? (Ответы детей) Для их полного изучения, я предлагаю вам пройти за столы.
(Дети рассаживаются за столы)
– Итак, приступаем к выполнению первого опыта, у вас у всех есть камень,и сейчас мы обследуем его.
Опыт № 1. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый свой камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 2. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети
Вывод: поверхность у камней разная.
Опыт № 3. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Опыт №3. Меняют ли камни цвет?
-Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Вытащите их из воды, положите на салфетку. Что изменилось?
Вывод: мокрые камни меняют цвет
Опыт № 5: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Возьмите свой камень в руки и скажите он теплый или холодный.
Дети: Холодный.
Воспитатель: А давайте согреем его.
Дыхательная гимнастика. Дети берут камень, кладут его на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт №6. Может ли камень издавать звуки
- Ребята, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите камнями друг о друга, о стол.
Вывод: камни издают звуки.
Воспитатель: Какие, ребята, вы молодцы, справились с таким сложным заданием Хозяйки Медной горы. А, сейчас оставьте свои камешки на бумаге, и давайте немного отдохнем.
Давайте построим гору.
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (дотрагиваюсь до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?
Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль)
Каменная соль — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Без соли поистине нет жизни. У всех народов она символ гостеприимства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, но мы еще не все задания выполнили. Посмотрите, что еще лежит в конверте
Как узнать, что здесь спрятано?
Дети: нужно выложить
(Собирают портрет хозяйки медной горы).
Воспитатель: – Кто это? Что вы о ней знаете?
Звучит музыка, появляется Хозяйка Медной горы.
ХМГ : – Здравствуйте, ребята. Вы сегодня выполнили все мои задания, отгадали все мои загадки, провели опыты с камнями. А что же вы узнали, я сейчас проверю.
Игра: «Про что я говорю».
- Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).
- Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).
- Его используют для строительства дорог, домов (камень).
- Ей встречают дорогих гостей (солью).
ХМГ:– Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Показывает минеральные камни.
- Камни еще бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!
Хозяйка Медной горы: Много в недрах Земли богатств несметных, камней самоцветных. Да нет такого мастера, что создаст красоту рукотворную. Я – Хозяйка горы Медной – призываю всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты.
Воспитатель: Ребята, а можем ли мы создать красоту из камня?
Дети: Да
ХМГ: - Тогда превратите обыкновенные камни в удивительные.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Давайте подготовим свои пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика «Волшебный цветок»
Стал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)
Был закрытым, но потом, показался лепесток, (распрямить большой палец)
А за ним его дружок (распрямить указательный палец)
Вот и третий не проспал (распрямить средний палец)
А четвёртый не отстал, (распрямить безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (распрямить мизинец)
И раскрылся весь цветок! (пошевелить пальчиками)
Всем говорю заранее: Нужны нам аккуратность и внимание.
(Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей)
Ты меня послушай И сделай точно так!
Возьми скорее краску, И кисточку с водой,
Начнутся превращенья Сейчас у нас с тобой.
Кисть в краску все мы опускаем, Ее побольше набираем.
Ну а теперь внимание, Особое задание
Рукой придерживаем камень, Невысоко поднимем кисть,
И краской разноцветной, волшебство начинаем творить.
(дети разукрашивают камень)
Кисть промываем! Кверху ворс!
В подставке сушат пусть свой хвост!
Убрали кисть (Убираем на подставки)
В камень мы вдохнули жизнь!
Хозяйка Медной горы: Ну что, творцы и мастеровые! Украшения из камня создали вы какие! Ой, какие молодцы, и изумруд тут, и малахит и янтарь.
Вам, друзья-мастеровые, пожелаю: Оставайтесь впредь такими,
Заглянула к вам не зря! Ухожу в свои края! На прощание – подарки, Гор уральских камни ярки. Вот конфеты-самоцветы, Гор уральских всех Приветы!
ХМГ прощается и уходит.
Рефлексия: - Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования и эксперимент, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. Теперь, вы сможете дома подсказать и помочь своим родным в выборе украшений, а, может быть, сумеете дать советы папам по строительству, используя камни. Спасибо вам всем за работу. Ребята, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные. Я вас всех благодарю за активное участие. Угощайтесь сладкими камешками и угощайте наших гостей.
Самоанализ
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию было представлено занятие «Такие необычные камни»
Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи: Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней;
Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь воспитанников, умение обосновывать свои ответы, развивать их художественно-творческие способности; Познакомить со свойствами камней (гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)
Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, любовь к природе.
При подготовке к занятию была проделана предварительная работа: Чтение сказов П. П. Бажова, просмотр мультфильмов по мотивам сказов П. П. Бажова: «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Огневушка-поскакушка», прослушивание музыки Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля», беседы по темам: «Что такое горы?», «Какие бывают камни?», «Что такое сказ?», рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова, Разукрашивание картинок по сказке П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»
Для решения поставленных задач на каждом этапе использовались целесообразные методы и приемы педагогического воздействия.
Так в вводной части занятия были применены мультимедийные средства, сюрпризный момент,чтобы заинтересовать и замотивировать детей. Для решения задачи по обогащению словаря детей применяла словесные игры.
В основной части занятия использовала метод экспериментирования, в ходе которого дети определяли признаки и качества камня, делали свои выводы и умозаключения.
Музыкальное сопровождение помогло в создании психологического комфорта, нацелило на дальнейшую творческую деятельность.
Для реализации задачи по художественному творчеству использовала необычный способ – разукрашивание камней.
В заключении хочется отметить, что на протяжении занятия была выдержана единая линия содержания, которая соответствовала теме занятия.
Интегративная связь образовательных областей была направлена на развитие целостного представления о камнях.
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам. Смена поз не давала детям уставать.
В заключительной части занятия дети рассказали, что узнали нового, интересного. От проведенного занятия, думаю, дети получили удовлетворение и положительные эмоции.