Наталья Торопова
Конспект занятия в подготовительной группе «Солярный знак»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Солярный знак»
Цель: создание социальной ситуации развития для расширения представлений детей о хакасском орнаменте.
Задачи:
Способствовать формированию у детей представлений о национальном хакасском символе – солярном знаке.
Темочки:
Развивать коммуникативные навыки: умение описать объект, обогащать словарный запас (солярный знак, менгир, оберег).
Способствовать расширению представлений детей о разнообразии художественных форм и техник в искусстве; создать условия для ознакомления с техникой граттажа.
Способствовать развитию чувства формы, цвета, ритма. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к хакасскому национальному искусству.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат: ребенок имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; группирует предметы в соответствии с познавательной задачей;
различает виды изобразительного искусства, использует разные способы создания изображения; проявляет интерес к истории и культуре своего края.
Предварительная работа.
Рассматривание образцов хакасского орнаментального искусства.
Чтение хакасских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, беседы об истории Хакасии. Подготовка листов тонкого картона для граттажа (грунтовка восковыми мелками).
Материалы и оборудование: изображение солярного знака на листе бумаги, заготовки для граттажа (листки картона 10 х10 см, зубочистки с одной заточенной стороной, иллюстрации и фотографии образцов хакасской росписи, презентация «Солярный знак»; аудиозапись хакасских народных мелодий.
Ход образовательной деятельности.
На книжной полке в беспорядке лежат книжки, среди них «Хакасские сказки» с иллюстрациями. Воспитатель обращается к детям:
- Почему в книжном уголке беспорядок? Давайте, поставим книжки на место.
Из книги хакасских сказок выпадает лист с изображением солярного знака.
- Что же это за изображение? - воспитатель обращает внимание на загадку на обратной стороне листа, читает её :
- Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе шар -
Раскалённый как пожар.
- Что это?
Дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает подумать и ответить, какая связь между этим рисунком и загадкой. Выслушивает варианты ответов, предлагает открыть книгу сказок и найти ответ в ней, обращает внимание на изображение солярного знака на иллюстрациях.
- Что же это за загадочный знак и при чем здесь солнце? (детские ответы)
- Да, ребята, это знак солнца. С древних времен люди считали солнце самым главным для жизни.
-Как вы думаете, почему? (По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, силы его лучей).
- Древние люди часто изображали солнце. Они обозначали солнце по-разному
(педагог показывает варианты солярных знаков) :
- просто кругом;
- кругом с расходящимися лучами;
- прямыми и косыми крестами;
- кругом с крестом внутри.
- В какой республике мы с вами живем? (в Хакасии)
- В Хакасии в давние времена солнце изображалось вот так.
Демонстрируется изображение солярного знака.
- Это – солярный знак. В хакасском орнаменте – это самый удивительный и важный знак.
- Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей)
- Верно, солярный знак обозначает вечное движение Солнца и Земли.
-Давайте, рассмотрим этот знак подробнее.
- Из каких элементов состоит? (круги, кольца, уголки)
- Сколько кругов вы видите? (один круг) - Что он обозначает? (Землю)
- Как вы думаете, что могут обозначать 4 уголка? (стороны света)
- Древние люди рисовали солярный знак на высоких каменных плитах – менгирах,
Демонстрируются слайды с изображением хакасских менгиров.
Дети находят на них изображения солярного знака.
- Кроме этого, они украшали изображением солярного знака свою одежду, посуду, предметы быта.
Демонстрируются фотографии и иллюстрации.
- В современной жизни тоже используется изображение солярного знака.
- Подумайте, где вы встречали это изображение? (Герб и Флаг Хакасии, одежда, шкатулки, обувь, посуда, сумки и т. д.)
- В старину люди верили, что существуют плохие силы, они называли их злыми духами и считали, что эти духи приносят людям вред. Также люди считали, что изображение солнца в виде солярного знака убережет их от неприятностей и делали обереги с изображением солярного знака.
- Скажите, а вы хотели бы сделать такой оберег для себя или для своих близких и друзей?
Педагог предлагает приготовиться к работе, провести разминку.
Физминутка «Солнышко» (Аверина И. Е.)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо, солнышко смеется (повороты в стороны, протянуть ладони вперед)
А под солнышком нам всем весело живется. (Хлопать в ладоши, улыбаться).
Педагог предлагает детям создать изображение солярного знака и сделать это новым способом, процарапывая изображения на специально подготовленной бумаге (напомнить о безопасном использовании зубочисток).
- Мы с вами уже подготовили специальные листы для нашей работы.
- В какой части листа лучше создавать изображение? (в центре)
- Что должно быть в центре изображения? (круг)
- Сколько колец нужно процарапывать вокруг круга? (два кольца)
- Сколько уголков должно быть в солярном знаке? (четыре)
В процессе работы звучат народные хакасские мелодии.
В конце детские работы оформляются в виде подвески.
По окончании работы воспитатель спрашивает:
- Что вы рисовали?
- Каким способом выполняли эту работу?
- Какие инструменты использовали при рисовании?
- Как называется такая техника рисования?
- Где мы можем применить нашу работу?