Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Солярный знак»

Наталья Торопова
Конспект занятия в подготовительной группе «Солярный знак»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Солярный знак»

Цель: создание социальной ситуации развития для расширения представлений детей о хакасском орнаменте.

Задачи:

Способствовать формированию у детей представлений о национальном хакасском символе – солярном знаке.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Солярный знак“» размещена в разделах

Развивать коммуникативные навыки: умение описать объект, обогащать словарный запас (солярный знак, менгир, оберег).

Способствовать расширению представлений детей о разнообразии художественных форм и техник в искусстве; создать условия для ознакомления с техникой граттажа.

Способствовать развитию чувства формы, цвета, ритма. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к хакасскому национальному искусству.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ожидаемый результат: ребенок имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира; группирует предметы в соответствии с познавательной задачей;

различает виды изобразительного искусства, использует разные способы создания изображения; проявляет интерес к истории и культуре своего края.

Предварительная работа.

Рассматривание образцов хакасского орнаментального искусства.

Чтение хакасских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, беседы об истории Хакасии. Подготовка листов тонкого картона для граттажа (грунтовка восковыми мелками).

Материалы и оборудование: изображение солярного знака на листе бумаги, заготовки для граттажа (листки картона 10 х10 см, зубочистки с одной заточенной стороной, иллюстрации и фотографии образцов хакасской росписи, презентация «Солярный знак»; аудиозапись хакасских народных мелодий.

Ход образовательной деятельности.

На книжной полке в беспорядке лежат книжки, среди них «Хакасские сказки» с иллюстрациями. Воспитатель обращается к детям:

- Почему в книжном уголке беспорядок? Давайте, поставим книжки на место.

Из книги хакасских сказок выпадает лист с изображением солярного знака.

- Что же это за изображение? - воспитатель обращает внимание на загадку на обратной стороне листа, читает её :

- Не высоко, не низко,

Не далеко, не близко.

Проплывает в небе шар -

Раскалённый как пожар.

- Что это?

Дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает подумать и ответить, какая связь между этим рисунком и загадкой. Выслушивает варианты ответов, предлагает открыть книгу сказок и найти ответ в ней, обращает внимание на изображение солярного знака на иллюстрациях.

- Что же это за загадочный знак и при чем здесь солнце? (детские ответы)

- Да, ребята, это знак солнца. С древних времен люди считали солнце самым главным для жизни.

-Как вы думаете, почему? (По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, силы его лучей).

- Древние люди часто изображали солнце. Они обозначали солнце по-разному

(педагог показывает варианты солярных знаков) :

- просто кругом;

- кругом с расходящимися лучами;

- прямыми и косыми крестами;

- кругом с крестом внутри.

- В какой республике мы с вами живем? (в Хакасии)

- В Хакасии в давние времена солнце изображалось вот так.

Демонстрируется изображение солярного знака.

- Это – солярный знак. В хакасском орнаменте – это самый удивительный и важный знак.

- Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей)

- Верно, солярный знак обозначает вечное движение Солнца и Земли.

-Давайте, рассмотрим этот знак подробнее.

- Из каких элементов состоит? (круги, кольца, уголки)

- Сколько кругов вы видите? (один круг) - Что он обозначает? (Землю)

- Как вы думаете, что могут обозначать 4 уголка? (стороны света)

- Древние люди рисовали солярный знак на высоких каменных плитах – менгирах,

Демонстрируются слайды с изображением хакасских менгиров.

Дети находят на них изображения солярного знака.

- Кроме этого, они украшали изображением солярного знака свою одежду, посуду, предметы быта.

Демонстрируются фотографии и иллюстрации.

- В современной жизни тоже используется изображение солярного знака.

- Подумайте, где вы встречали это изображение? (Герб и Флаг Хакасии, одежда, шкатулки, обувь, посуда, сумки и т. д.)

- В старину люди верили, что существуют плохие силы, они называли их злыми духами и считали, что эти духи приносят людям вред. Также люди считали, что изображение солнца в виде солярного знака убережет их от неприятностей и делали обереги с изображением солярного знака.

- Скажите, а вы хотели бы сделать такой оберег для себя или для своих близких и друзей?

Педагог предлагает приготовиться к работе, провести разминку.

Физминутка «Солнышко» (Аверина И. Е.)

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо, солнышко смеется (повороты в стороны, протянуть ладони вперед)

А под солнышком нам всем весело живется. (Хлопать в ладоши, улыбаться).

Педагог предлагает детям создать изображение солярного знака и сделать это новым способом, процарапывая изображения на специально подготовленной бумаге (напомнить о безопасном использовании зубочисток).

- Мы с вами уже подготовили специальные листы для нашей работы.

- В какой части листа лучше создавать изображение? (в центре)

- Что должно быть в центре изображения? (круг)

- Сколько колец нужно процарапывать вокруг круга? (два кольца)

- Сколько уголков должно быть в солярном знаке? (четыре)

В процессе работы звучат народные хакасские мелодии.

В конце детские работы оформляются в виде подвески.

По окончании работы воспитатель спрашивает:

- Что вы рисовали?

- Каким способом выполняли эту работу?

- Какие инструменты использовали при рисовании?

- Как называется такая техника рисования?

- Где мы можем применить нашу работу?

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в подготовительной группеКонспект комплексного занятия в подготовительной группе В нашем ДОУ проходит контроль непосредственно-образовательной деятельности по всем видам, контроль осуществляет заведующий и старший воспитатель. По.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Цель: Закрепление правил дружбы,.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сложение. Знак плюс» Программные задачи О. : познакомить детей с математическим действием сложением и знаком плюс; учить детей записывать и решать примеры на.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» Конспект занятие в подготовительной группе по теме «Моя семья» Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе Образовательная область (познавательное развитие)Программные задачи: • Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак»Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак» Цель: Закрепить знания детей о мягком знаке Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ»Конспект занятия по обучению грамоте «Твердый знак Ъ» 1. Игровое упражнение «Ехала машина.» Цели. Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака. Учим образовывать глаголы.

Конспект занятия в подготовительной группе «Профессии» Конспект занятия по обучению грамоте «Профессии» для детей подготовительной группы Тельнова Елена Семеновна Конспект занятия по обучению.

Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель»Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель» Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель» Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего понятия мебель. Задачи: Образовательные:.

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «9 мая» Тематическое занятие в подготовительной группе, посвящённое 9 мая. Цель: Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Солярный знак»
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 15:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Солярный знак»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Торопова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД