Екатерина Костарнова
Конспект семинара-практикума для родителей в средней группе «Экологическое воспитание детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара-практикума для родителей «Экологическое воспитание детей с ЗПР»
Цель: помочь родителям осознать важность экологического воспитания в развитии детей с ЗПР.
Задачи:
- представить родителям важную роль экологического воспитания для развития детей с ЗПР
- познакомить родителей с формами работы по экологическому воспитанию детей с ЗПР
Публикация «Конспект семинара-практикума для родителей в средней группе „Экологическое воспитание детей с ЗПР“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- вовлечь родителей в образовательный процесс через практическую деятельность
Предварительная работа:
- подборка литературы по теме «Экологическое воспитание детей с ЗПР»
- создание презентации «Экологическое воспитание в детском саду»
- анкетирование родителей по теме «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
- изготовление памяток для родителей
Материал и оборудование: экран и мультимедийный проектор, «волшебный мешочек», картинки с изображением птиц и животных, пластиковые стаканчики с водой, соком, молоком; цветная бумага, лист бумаги с веточкой рябины.
Ход семинара-практикума
1. Вводная часть. Слышатся звуки природы.
Воспитатель : - Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашем собрании. Я надеюсь, что вы станете активными его участниками. Перед началом собрания нам необходимо познакомится. Для этого я предлагаю игру «Снежный ком». Первый называет свое имя так, как он хотел бы, чтобы к нему обращались остальные участники. Второй повторяет имя первого и называет себя, третий повторяет всех предыдущих, добавляет свое имя и так далее.
Итак, уважаемые родители, мы с вами познакомились.
2. Основная часть. Перед началом собрания я провела анкетирование среди вас. В результате него выяснилось, что многие родители имеют недостаточно информации по данному вопросу. Поэтому я посчитала необходимым провести семинар-практикум и рассказать о важной роли экологического воспитания в развитии детей с ЗПР.
Вначале я бы хотела провести небольшую разминку, чтобы активизировать ваше внимание. Сейчас я задам вам несколько несложных вопросов.
1. Сок какого дерева сладкий (береза, клен)
2. У каких деревьев осенью листья красные (рябина, клен)
3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы-белые и шампиньоны)
4. Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха)
5. Из какого дерева делают спички (осина) \
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Ребенок все больше времени проводит за компьютером. Но никакой даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побежать по траве, обнять дерево.
Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ее красоте, ее мудрости, ее законам должно воспитываться с раннего возраста в семье и ДОУ.
Разнообразные объекты природы позволяют воспитателю организовать полезную и интересную деятельность детей. В ходе деятельности по экологическому воспитанию у детей формируются знания о временах года, их последовательности, характерных признаках. Дети знакомятся с трудом людей в разные времена года, расширяется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, развивается познавательный интерес к природе. Дети учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе; учатся сравнивать и обобщать результаты наблюдений; у детей развивается внимание, восприятие, память. Представления о природе имеют огромное значение в познании окружающего мира. В процессе экологического воспитания происходит нравственное, речевое и интеллектуальное развитие ребенка.
А как же приобщить ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?
Как Вы думаете, уважаемые родители? Как Вы сами развиваете у своих детей познавательный интерес к природе? (ответы родителей)
Сейчас мы поговорим об этом более подробно.
Какова же работа по экологическому воспитанию в детском саду?
Слайд 1»Название презентации»
Слайд 2. «Формы работы по экологическому воспитанию в ДОУ»
Слайд 3. «Экологические центры» Первым и важным условием реализации системы экологического образования детей является создание развивающей среды. Это, прежде всего, уголок природы в группе, правильная организация и оборудование, которое позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры, по реализации познавательной и речевой деятельности, по формированию трудовых умений и навыков, систематических наблюдений за объектами природы экспериментированию с природными материалами.
В уголке природы размещаются комнатные растения, макеты, коллекции, календари и сезонные посадки.
Слайд 4»Экологические пространства на территории ДОУ»
К «зеленому окружению» относится и территория детского сада, детские площадки, зеленые насаждения, цветочные клумбы, грядки. Во время прогулок дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает.
Слайд 5 «Организованная образовательная деятельность» Ознакомление детей с природой осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности. Экологические занятия в группе часто переплетены с изучением лексической темы, поэтому они приобретают важное значение не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них.
Все занятия начинаются с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям истории, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, память, восприятие, формируются графические навыки.
В течение каждого занятия предусматривается время для снятия умственного и физического напряжения. Это могут быть динамические упражнения с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика» с экологическим содержанием. Вследствие этого у детей формируется умение конструктивно выражать эмоции, эмоциональная регуляция и естественная коммуникация.
Сейчас, уважаемые родители, мы с вами проведем несколько пальчиковых гимнастик.
1. «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листья дуба мы соберем (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет наберем (шагают по столу)
2. «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянутся)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо. влево)
Солнце утором лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется (покружится)
Слайд 6 «Игры как средство экологического воспитания»
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Вы дома вместе с детьми можете проводить такие игры с экологическим содержанием.
1. «Слепая гусеница» Дети воспринимают природу через звуки, прикосновения. Завяжите ребенку глаза, предлагайте понюхать (цветы, листья от дерева, потрогать (камень, воду, любое растение, попробовать (фрукты, ягоды, овощи) и пусть он угадает, что это. (Проведение игры с родителями)
В дидактической игре дети учатся вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Для детей с особенностями речевого развития незаменимы игры, развивающие компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи). Этому способствуют такие игры как: «Чего не хватает?», «Четвертый лишний» «Назови ласково», «Узнай по описанию», «В лесу или в огороде», «Загадай фрукт»
Сейчас мы свами поиграем в одну из этих игр. Проведение игры «Чего не хватает»
Целью настольно-печатных игр является уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов (лото, домино, разрезные картинки).
Для реализации двигательной активности используются подвижные игры. Они знакомят детей с повадками животных. Это такие игры как: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Перелет птиц», «Вершки и корешки», «Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик». Выйдя с ребенком на прогулку вы можете проводить с детьми эти игры.
Сюжетно-ролевые игры вызывают у детей эмоциональный отклик, оказывают влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Это такие игры как: «Зоопарк», «Ферма», «Овощной магазин», «Мы в деревне».
В играх-имитациях с помощью мимики и жестов дети передают характерные движения, повадки животных. Это такие игры: «Цапля», «Лягушки», «Ты-маленькое деревце». «Кто как делает?».
Давайте мы с вами проведем игру «Кто как делает?» Один взрослый показывает характерные движения животного, а другие отгадывают, кто это. Проведение игры.
Слайд 7. «Экскурсии»
Экскурсии являются важной формой знакомства детей с природой, так как она обладает большими коррекционно-развивающими возможностями. Они позволяют создать положительный эмоциональный настрой, повысить работоспособность, активизировать мышление. Они дают возможность закрепить знания о свойствах объекта, сенсорных эталонах. В нашем детском саду так же широко используются экскурсии в природу. Мы проводим с детьми экскурсии по городу, в ходе которых дети наблюдают изменения природных объектов в городской среде в разное время года; организуем экскурсии в городской парк, к водоемам.
Слайд 8. «Опытно-экспериментальная деятельность»
Еще одним средством экологического воспитания является экспериментирование. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными. Достоинством этого метода является то, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется речь. Оказывается положительное влияние на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья из-за повышения общего уровня двигательной активности. А это так необходимо для детей с особенностями развития. Мы с детьми проводим элементарные опыты с водой. Для них это самое загадочное вещество.
Опыты с водой разнообразны, например: «Разноцветная вода», «Горячая-холодная», «Бесцветная вода».
Сегодня мы с вами проведем несколько опытов, которые вы можете опробовать со своими детьми. Проведение опытов с родителями : «Угадай, где вода»
«Цвет воды»
«Вкус воды»
Слайд 9. «Наблюдения»
Методом познания природы является наблюдение. Наблюдение требует от ребенка устойчивого внимания и включает в работу восприятие, мышление и речь. В процессе кратковременных наблюдений, дети учатся различать форму, цвет, величину, а при ознакомлении с животными-характер движения, издаваемые звуки. При длительном наблюдении дети знакомятся с ростом и развитием растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Наблюдения заставляют ребенка думать, анализировать, повышается уровень умственной активности. Уважаемые родители, чаще наблюдайте с детьми за объектами природы: деревьями, цветущими растениями, повадками птиц и животных на улице и дома.
Слайд 10 «Трудовая деятельность в природе»
Трудовая деятельность - неотъемлемая часть экологического воспитания. Дети с удовольствием ухаживают за растениями в уголке природы, протирают пыль с листьев, рыхлят почву, протирают поддоны из-под горшков. Во время прогулок дети с удовольствием убирают листву с участка, убирают сухие цветы с клумбы; летом ведутся работы в огороде, на грядках. В процессе труда в природе дошкольники приобретают навыки обращения с орудиями труда, закрепляют трудовые навыки необходимые для дальнейшей социально-профессиональной адаптации.
Слайд 11. «Изобразительная деятельность в природе»
Природа всегда служила содержанием детского изобразительного творчества. Создаваемые детьми рисунки, поделки способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы. С детьми мы выполняем различные поделки из природного материала шишек, листьев, ягод. Это способствует развитию моторики рук, фантазии, композиционных умений. Старайтесь как можно чаще с детьми изготавливать различные поделки, рисовать, лепить на экологическую тему. В них ваш ребенок отразит впечатления от увиденного.
Сейчас мы вместе с вами изготовим поделку «Веточка рябины» техникой мятой бумаги. Изготовление поделки с родителями.
Слайд 12. «Природоохранные акции, праздники и развлечения»
Природоохранные акции, праздники и развлечения. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Создание экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся планировать свою деятельность по оказанию помощи животным и сохранению воздуха чистым. Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности, развивают такие качества как; ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность. Праздники положительно влияют на развитие эмоциональной сферы.
Заключительная часть
На это наш семинар подошел к концу. Я надеюсь, что вы узнали много нового для себя и своих детей и будете применять этот материал. Вопросы родителей по теме семинара.