Кристина Болукова
Конспект занятия «Секреты соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты соли
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применения.
Задачи: Формировать представления о свойствах соли. Развивать умение делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать свои суждения; стимулировать активность, инициативность. Создавать условия для общения и взаимодействия детей со взрослыми и друг с другом.
Публикация «Конспект занятия „Секреты соли“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: Посылка с тремя видами соли (мелкая, крупная, морская, цветная) в цветных мешочках; стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки (12шт.); одноразовые стаканчики; цветная соль; баночки для декорирования (3шт.); подносы с солью для рисования (3шт.); натертые на терке цветные мелки (по три цвета для трех подгрупп); карточки – «кристаллы» разной формы (9шт.). Аудио- и видеосредства: звукозапись скрипа снега, стука в дверь; обращение Федоры; спокойная мелодия.
Предварительная работа:
1. Беседа «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»
2. Просмотр презентации на тему «Где и как добывают соль»
3. Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная)
4. Чтение художественной литературы о соли; пословицы, поговорки о соли, народная филиппинская сказка «Почему вода в море соленая»
5. Творческая мастерская «Рисуем с помощью соли»
6. Наблюдение «Как мама использует соль»
Ход мероприятия
Приветствие
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем.
Что ж, ребята, начинаем!
Анимация «Посылка» (со звуками «скрип снега», «стук в дверь»)
На «стук в дверь» воспитатель показывает детям посылку. В ней цветные мешочки с разными видами соли.
Педагог предлагает детям на ощупь, по запаху определить содержимое мешочков и высказать свои предположения.
Воспитатель. В мешочках находится вещество без запаха, в одних мелкое на ощупь, а в других – крупное, размером с горошинки. Что же это может быть? (Ответы детей)
Ребусы
Воспитатель предлагает отгадать ребусы и узнать, что в мешочках.
Музыкальный ребус (нота соль)
Ребус на основе звукового анализа и отбора звуков (Сок + еЛЬ)
Буквенный ребус
Воспитатель. Правильно, ребята, в мешочках соль. А какая она? ( Разная: мелкая, крупная, цветная)
Рассматривание соли
Педагог предлагает детям отнести цветные мешочки к столам, на которых расположены цветные метки; развязать мешочки и высыпать соль в отдельные емкости.
Вопросы для обсуждения.
Что можно сказать о соли? ( Соль разного цвета: белая, цветная; похожа на порошок; сыпучая, твердая)
Из чего состоит соль? (Из кристаллов)
Происхождение слова «соль»
Воспитатель. По мнению некоторых ученых, слово «соль» произошло от славянского «солонь», что означает Солнце.
В древности соли добывали мало, и она была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно хлебавши». К соли относились уважительно.
Пословицы
Воспитатель. Люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Дети называют пословицы.
1. Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
2. Без соли, без хлеба худа беседа.
3. Пуд соли вместе съесть.
4. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
5. Без соли – что без воли : жизнь не проживешь.
6. Без соли и стол кривой.
Игровое упражнение «Где применяется соль?»
Воспитатель предлагает передавать друг другу мешочек с солью и называть способы применения:
1. солить огурцы, грибы и др. ;
2. посыпать обледеневшие зимой дорожки солью;
3. делать солевой компресс;
4. принимать ванны с солью;
5. подкармливать зверей зимой;
6. полоскать горло;
7. делать ингаляции с солью;
8. чистить посуду.
Беседа с гостем
В зал входит стоматолог (мама воспитанника).
Гость. Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы назвали много способов применения соли. Молодцы! Напомните мне, пожалуйста, как можно использовать соль в медицине? (Ответы детей) Как вы думаете, соль для человека вредна или полезна? (Ответы детей) Вы хотели бы больше узнать об удивительных свойствах соли? Приглашаю вас в научную лабораторию.
Исследовательская деятельность
Воспитатель. Анастасия Михайловна будет нашим научным руководителем и оценит вашу исследовательскую работу. (Воспитатель приглашает детей и маму в круг)
Дружно за руки возьмемся
И по кругу мы пройдемся.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
В научную лабораторию попади.
Опыт №1. «Соль хрустит»
Задание. В тарелку насыпать две ложки соли, надавить на соль сухой ложкой.
Вопросы для обсуждения. Что вы слышите? (Хруст, скрип) На что похожи звуки? (На скрип снега)
Вывод: соль хрустит, потому что она состоит из кристаллов, как снег.
Опыт №. «Соль поглощает воду»
Задание. В стакан насыпать 1-2 ложки соли и налить 1-2 ложки воды.
Вопросы для обсуждения. Что произошло с водой? Куда делась вода?
Вывод: соль поглощает воду.
Воспитатель предлагает добавить воды в стакан.
Вопросы для обсуждения. Что произошло с солью? (Соль растворилась в воде)
Вывод: соль растворяется в воде.
Опыт №3. «Соль растворяется»
Воспитатель. Ребята, перед вами стаканы с водой (№1 и №2). Потрогайте каждый из них и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, в другом теплая). Верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. (Дети выполняют). В какой воде соль растворилась быстрее – в теплой или холодной? (В стакане с теплой водой). Теперь нальем в стакан чистую воду. В стакан №1 насыплем крупную соль, а в стакан №2 – мелкую соль и размешаем. (Дети выполняют). Какой из образцов соли растворился быстрее? (В стакане №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая). А соль исчезла? (Нет, соль растворилась). Как проверить, что соль не исчезла, а растворилась? (Попробовать на вкус). Какие мы делаем выводы?
Выводы:
1. соль растворяется в воде;
2. в теплой воде соль растворяется быстрее;
3. мелкая соль растворяется быстрее.
Подведение итогов
Воспитатель. Ребята, вы сделали очень интересные открытия – как настоящие ученые! Мы можем подвести итоги. Предлагаю нашему научному руководителю Анастасии Михайловне заслушать выводы исследователей.
Гость. Кто из вас выйдет и расскажет нам, что удивительного мы сейчас узнали про соль?
Вышедший ребенок делает обобщающий вывод.
Динамическая пауза «Елочки-пенечки» (выполняется 2-3 раза с убыстрением темпа)
На елках иголки тонкие и колкие.
А пеньки смолистые, липкие, душистые.
(Руки на поясе, «пружинки» с поворотом влево-вправо)
Стройная, пушистая,
Елка серебристая,
(Ноги на носок, на пятку, три притопа – 2 раза)
А пеньки с сучками,
А сучки с крючками.
(Шаг вперед, ноги поочередно на пятку с разведением рук в стороны, шаг назад – 2 раза)
Елочки, пенечки,
Пенечки, елочки,
(На слова «елочки» - «пружинка», руки вверх, изображая крышу дома. На слова «пенечки» - присесть, руки вниз, изображая юбочку)
Елочки-елочки,
Пенечки-пенечки,
(Кружение по часовой стрелке, руки вверх – «фонарики»)
Елочки, елочки,
Елочки, пенечки
(Кружение против часовой стрелки, руки вверх – «фонарики»)
Пенечки, пенечки,
Елочки, пенечки.
(На слова «елочки» - «пружинка», руки вверх, изображая крышу дома. На слова «пенечки» - присесть, руки вниз, изображая юбочку)
«Федорино горе»
На экране – плачущая Федора, персонаж произведения К. Чуковского «Федорино горе». Она рассказывает, что ждет гостей, а у нее вся посуда грязная. Купить чистящее средство она не может, так как магазин закрыт. Как же принимать гостей?
Воспитатель. Ребята, что мы можем посоветовать Федоре? (Почистить посуду солью, которая всегда есть в доме)
Педагог хвалит детей, а Федора благодарит их за совет.
Моделирование «Цветной сосуд»
Воспитатель предлагает детям разделиться на три группы, выбрав «кристаллы» разной формы. Карточки-«кристаллы» раскладывают на полу по кругу. Под музыку дети движутся вдоль картинок, по окончании музыки останавливаются у «кристалла» и берут карточку в руку. Далее по форме кристалла определяется группа. Дети проходят к столам с соответствующим символом, где приготовлены задания.
Алгоритм задания. Каждый ребенок смешивает в миске три столовых ложки соли и порошок из цветного мела (цвет на выбор). Затем дети по очереди аккуратно высыпают свою смесь в прозрачный сосуд, следя, чтобы слои не перемешались. В заключение команды демонстрируют результат.
Дидактическое упражнение «Свойства соли» (ТРИЗ)
Дети (в подгруппах) выбирают соответствующие символы для определения свойств соли, выкладывают их в произвольном порядке и перечисляют.
«Нарисуй отгадку» (продуктивная деятельность)
Воспитатель. Ребята, я вам загадаю три загадки. Отгадки вы нарисуете пальчиками на подносе с солью. Переверните свои «кристаллы»,на них вы увидите цифры. У кого цифра 1, тот рисует первую отгадку, у кого 2 – вторую, у кого 3 – третью.
Загадки.
1. Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель… (Снеговик)
2. Ежик на нее похож,
Листьев вовсе не найдешь,
Как красавица, стройна
И на Новый год важна. (Елка)
3. Сверху неба прилетела,
На мою ладошку села,
Ох, и легкая пушинка
Серебристая… (Снежинка)
Рефлексия
Воспитатель. Ребята, наша работа в научной лаборатории закончилась и пора возвращаться в детский сад.
Снова в круг мы с вами встали,
Дружно «раз, два, три» сказали.
На месте покружились,
В детском саду очутились!
Давайте попрощаемся с нашим научным руководителем Анастасией Михайловной и поблагодарим ее за интересные опыты в лаборатории.
Вопросы для итогового обсуждения мероприятия:
Что нового вы узнали сегодня?
Как вы оцениваете работу в команде?
Все ли получилось?
Что для вас было трудным (легко ли делать выводы?
Что понравилось?