Наталия Анатольевна Орлова
Конспект НОД «Секреты Кока-колы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Секреты Кока-колы»
Актуальность:
Дошкольники активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Кто-то однажды сказал: «То, что удивило – то и запомнилось». Когда ребёнок слышит, видит, исследует, сам делает выводы, он усваивает всё надолго. На этом и основано внедрение опытно-экспериментальной деятельности в практику работы дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Конспект НОД „Секреты Кока-колы“» размещена в разделах
- Кока-кола. Исследовательские проекты, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Экспериментальная деятельность позволяет объединять все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию окружающего мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
Данное занятие направлено на развитие познавательных интересов на примере проведения опытов с Кока-колой. В процессе экспериментирования ребята учатся ставить перед собой проблему, анализировать вещество, выделять его основные свойства и качества, проводить с ним опыты, высказывать свои мнения. Также развивается речь детей, пополняется активный словарь, что является необходимым условием успешного развития дошкольника.
Пояснительная записка.
Тема НОД: «Секреты Кока-колы».
Тип НОД: интегрированное.
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).
Цель НОД: развитие познавательных интересов детей к Кока-коле посредством проведения с ней опытов.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
• расширять представления детей о свойствах Кока-колы;
• уточнять и закреплять знания детей о вреде и пользе Кока-колы в жизни человека;
• развивать способности выделять причинно-следственные связи, делать выводы на основе проведённых опытов;
• развивать наблюдательность, логическое мышление, любознательность.
В интеграции:
Речевое развитие:
• пополнять активный словарь, обозначающими сенсорные признаки вещества: цвет, форма, запах;
• развивать связную, грамматически правильную речь;
• формировать умение строить сложные предложения.
Художественно-эстетическое развитие:
• развивать творческие способности у детей;
• формировать эстетическое восприятие.
Социально-коммуникативное развитие:
• развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Физическое развитие:
• совершенствовать двигательную активность;
• развивать мелкую моторику.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательную активность, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, обобщают, выстраивают логические цепочки, сформировано умение наблюдать, ставить опыты с исследуемым веществом, отвечать на поставленные вопросы полным предложением, у детей развита крупная и мелкая моторика соответственно его возрасту, двигательная активность на достаточном уровне.
Предпосылки УУД:
коммуникативные - умение слушать, точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
логические - установление причинно-следственных связей; построении логической цепочки рассуждений;
познавательные - умение понимать пространственные отношения; выделять существенные признаки объектов окружающего мира;
регулятивные - умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Используемое оборудование:
Для воспитателя: спец. одежда (халат, фартук, шапочка, нарукавники, бейджик, конфеты «Ментос», Кока-кола, таз, коробка с подарками.
Для детей: спец. одежда (по количеству детей) (халаты, фартуки, шапочки 2-х цветов, нарукавники, бейджики, лупы (по количеству детей, пластиковые стаканы с яйцом (по количеству детей, пластиковые стаканы с водой (по количеству детей, тазы (по количеству детей, монеты, пуговицы, скрепки, миски (по количеству детей, пластиковые стаканы (по количеству детей, салфетки, молоко, пластиковые ложки (по количеству детей, лимоны, апельсины, сахар, соль, конфеты-аскорбинки, графин с водой.
Методы и приё мы:
• Познавательно-исследовательская деятельность;
• Игровая мотивация;
• Коммуникативная игра;
• Двигательная деятельность;
Ход занятия.
Деятельность педагога Деятельность детей
Этап 1. Введение (2 мин.)
Цель: создание игровой мотивации к деятельности. Цель: принять мотивацию на последующую деятельность.
- Доброе утро, ребята! (видео Кока-Кола).
На экране изображены химик (учёный) и врач (интервью). Дети внимательно смотрят на экран и отвечают кто это?
- Ребята, кто из вас пробовал «Кока-колу»? Ответы детей.
- Вам понравилась она на вкус? Почему? Предположительные ответы детей:
- понравилась,
- Кока-кола вкусная, сладкая, газированная.
- Часто родители покупают вам «Колу»? Ответы детей.
- Как вы думаете, пользу или вред приносит употребление этого напитка?
Правильно! Предположительные ответы детей:
- пользу - утоляет жажду,
- вред - портятся зубы и т. п.
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы полезна или вредна Кока-Кола? Предположительные ответы детей:
- провести опыты.
- Где проводят опыты? - в лаборатории.
- Кто проводит опыты? - учёные.
- Что должно быть в лаборатории для проведения опытов и экспериментов? Предположительные ответы детей:
- пробирки, колбы, пузырьки, микроскопы, лупы, щипцы и т. д.
Надеваем спец. одежду. Дети одеваются.
Этап 2. Основной (10-11 мин.)
- Так пить Кока-Колу или не пить?
- Что приносит «Кока-Кола» человеку - вред или пользу?
На эти вопросы мы с вами сможем ответить, если мы отправимся в лабораторию, станем учёными и будем проводить опыты.
Опыт 1. (опыт подготовлен заранее)
- Прошу подойти к столу 1.
- Предлагаю узнать, правда ли, что «Кока-Кола» опасна для наших зубов? Дети подходят к столу 1.
- Что вы видите? - Стакан с Кока-колой, в нём яйцо.
- Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца.
По своему составу она похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – (кальций).
- кальций.
Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили «Кока-Колу», а в другой – воду.
В оба стакана положили яичную скорлупу.
- Как изменилась скорлупа?
- Что вы заметили? Предположительные ответы детей:
- скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой.
- а скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.
- Возьмите лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа яйца. Дети рассматривают под лупой и делают выводы.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Мне нравится ход ваших мыслей! Предположительные ответы детей:
- от «Кока-Колы» зубы, так же, как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.
Опыт 2.
- Мы проведём следующий опыт с вами вместе.
- Смотрите, я беру бутылку «Кока-Колы», открываю её и кладу под крышку три мятные конфеты «Ментос».
- Немного подожду, затем резко откручу крышку…
- Ой, что произошло?
Дети наблюдают.
Предположительные ответы детей:
- «Кола» пенным фонтаном брызнула в разные стороны.
-Теперь попробуйте сами положить в бутылку с «Кока-Колой» полтаблетки «Ментос». Закройте пробкой и хорошенько потрясите. Дети выполняют действие.
- Что получилось?
- На что похоже?
- Какой вывод мы сделаем?
- Представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!
- Я очень горжусь вами! Предположительные ответы детей:
- на маленький взрыв.
- что нельзя сладкое запивать Кока-колой.
Опыт 3.
- Проходите к следующему столу.
- Что вы видите на столе?
- предметы: монеты, пуговицы, скрепки.
- Какие они? Предположительные ответы детей:
- ржавые, тусклые, металлические.
- В миску с «Кока-Колой» положите ваш предмет. Немного подождем. Дети выполняют действие.
- Теперь вытащите свои предметы и потрите их салфетками. Дети вынимают предметы с помощью пластиковой ложки из Кока-колы.
- Что стало с ржавой монеткой? Предположительные ответы детей:
- монетка посветлела, заблестела.
- Посмотрите на неё через лупу. Дети рассматривают.
- Что произошло со скрепкой? Предположительные ответы детей:
- скрепка стала как новая.
- Какой вывод можно сделать после этого опыта? Предположительные ответы детей:
- с помощью Кока-колы можно почистить загрязнённые, потускневшие предметы.
- удаляет ржавчину.
Слайд о применении Кока-Колы в быту.
- А как же она может влиять на наш желудок?
- Если «Кока-Кола» с легкостью очищает предметы, то она так же легко может разрушить наш желудок.
- Продолжаем работать также. - Ответы детей.
Опыт 4.
Работа в парах.
- Разделитесь на пары: (обратить внимание на разные цвета шапочек).
- один наливает в прозрачный стаканчик «Колу» до половины, второй - добавляет туда ложку молока.
Дети делятся на пары.
- Посмотрите, что происходит?
Предположительные ответы детей:
- верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья.
- Почему же это произошло? Ответы детей.
- В «Кока-Коле» есть вещество, которое соединяется с молоком и возникает такой осадок на дне стакана, какой бывает при скисании молока.
- Какой вывод сделаем?
- Я знала, что мы это сможем сделать! Предположительные ответы детей:
- если пить «Кока-Колу» вместе с молочными продуктами, то такой осадок появится и в нашем желудке.
Рефлексия
- Предлагаю игру «Полезное или вредное».
- Ребята, вредна или полезна Кока-Кола?
- Пить или не пить этот напиток?
- Подойдите к весам. Возьмите и положите гирю на правую чашу весов, если вы считаете, что «Кока-Кола» - напиток полезный.
- А если вы считаете, что этот напиток вреден для здоровья, то положите гири на левую чашу весов.
- Правильно! Дети выражают своё мнение,
делятся впечатлениями.
Предположительные ответы детей:
- можно почистить предметы и посуду.
- Кока-Кола :
- содержит много сахара,
- газированная,
- портятся зубы,
- люди становятся полными.
- Вы любите лимонад?
- Вы умеете делать лимонад?
- Хотите вместе с вами его сделаем? Согласие детей.
На столе: лимон-апельсин, монета-ложка, вода, сахар-соль, аскорбинка-конфета. Дети рассматривают предложенные предметы.
- Подумайте и выберите то, из чего, по вашему мнению, можно сделать лимонад. Выбор детей с пояснениями.
- Что нам для этого нужно? Предположительные ответы детей:
- вода, лимоны, сахар.
- Если не добавят сахар, то предложить попробовать на вкус.
Спросить, что можно добавить? Предположительные ответы детей:
- сахар.
Приготовление лимонада.
Угощение детей.
- Какие полезные напитки вы знаете? Дети называют.
- Чтобы проверить, полезные эти напитки или вредные, вы можете в группе с воспитателем.
- На память о нашей игре я подарю вам коробку, в которой находятся различные предметы для проведения опытов, чтобы вы были настоящими учёными.
- Где еще можно проводить опыты?
(на слайде фото группы с детьми и развивающей средой). Предположительные ответы детей:
- в группе, в уголке природы или уголке экспериментирования.
Возвращаемся из лаборатории и снимаем спец. одежду.
Информационные ресурсы:
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012 г.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая группа, автор-составитель Н. В. Лободина Издательство «Учитель» Волгоград 2017 г.
Рабочая программа воспитателя ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» автор Н. Н. Гладышева, В. Н. Мезенцева, Т. В. Никитина, Издательство «Учитель», 2015г.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая группа, авт. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова, Издательство «Учитель», 2015 г.
Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада, авт. А. И. Булычёва, Н. С. Варенцова, УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», М. 1999 г.
Материалы сайта: maam.ru
yandex.ru/images
nsportal.ru