Докторова Инна
Конспект прогулки на основе игры-геокешинг «Лесные секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки на основе геокешинг-игры
Виды деятельности детей
- игровая (дидактические игры и упражнения);
- музыкальная;
- коммуникативная;
- двигательная.
Интегрированная форма:игра-путешествие с элементами геокешинга
Место проведения: территория детского сада.
Образовательные задачи:
Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира леса.
Публикация «Конспект прогулки на основе игры-геокешинг „Лесные секреты“» размещена в разделах
- Геокешинг (геокэшинг) для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.
Закреплять знания детей о правилах поведения на природе, во время пожара, при встрече с дикими животными.
Развивающие задачи:
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Доставить детям радость от участия в общей игре.
Методы и приемы:
1. Методы мотивации и стимуляции детей:
- вводная беседа (информационного характера)
- игровая мотивация
2. Методы организации деятельности:
- словесные (беседа, вопросы, объяснение);
- наглядные (демонстрация);
- игровые (игры и упражнения);
- практические.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей:
- рефлексия деятельности.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись «Звуки природы. Лес», шарик с картинкой дуба, шкатулка с конвертом, карта – маршрут территории детского сада.
1. Стимульный материал: Приглашение воспитателя на поиски клада; маршрутный лист путешествия
2. Материалы для деятельности детей:
Раздаточный материал: рюкзак, набор вещей для туристов, листики березы, макеты грибов, 2 ведерка, песок, карточки из серии «Как вести себя в лесу», маски (мордочки животных) обитающих в лесу.
Ход:
Дети под песенку «Осень» выходят на площадку и выстраиваются полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя прогулка пройдет не на нашем участке. Давайте представим, что мы пришли с вами в лес, где вы еще ни разу не были. Ребята, вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось? Знаете, как себя вести на природе?
Организационный момент «Соберем рюкзак».
Воспитатель:
Прежде чем отправится в поход, нужно собрать рюкзак.
На столе приготовлены вещи, каждый ребенок берет одну полезную для похода вещь, и кладет ее в рюкзак.
Воспитатель:Молодцы, ребята, теперь мы готовы. В лесу мы пройдем интересные задания и испытания, разгадаем все лесные секреты, за что в конце нас будет ждать удивительный сюрприз. Для того, чтобы начать наш путь отгадайте-ка загадку:
Русская красавица
Стоит кудрявится
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Воспитатель: О каком дереве эта загадка?
Дети: О березе.
Воспитатель с детьми подходят к березкам
Воспитатель: Что за белый сарафан у русской красавицы?
Дети: Это ствол дерева. Только у березы ствол белый.
Воспитатель: Правильно, верхний слой коры у березы покрыт тонкой шелковистой берестой. Ребята, а вы знаете, что делают из бересты?
Дети: Из бересты делают лукошки, шкатулки, красивые картины.
Воспитатель: Ранней весной на ее веточках набухают почки, из которых потом появляются листочки. Распускаются сережки – это ее цветы.
В сережках созревают семена, похожие на крошечные самолетики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно проростки превращаются в тонкоствольные молодые березки. Береза любит свет и простор, не боится морозов и живет более 100 лет. Но, еще береза – это лекарственное растение. Целебными свойствами обладают ее почки (которые собирают ранней весной, сок и даже листья). Из них готовят отвары, настои, делают примочки.
Воспитатель: А какие у березы листочки (зеленые, желтые).
Исследования листьев березы. Предложить ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он (гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий). Провели пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками?
Воспитатель: На улице хорошо, свежий воздух, давайте с вами подышим, поиграем в игру «Чей листочек дальше…». Я вам раздам пожелтевшие листья березы, вы их положите на ладонь и попытайтесь сдуть, а мы посмотрим, чей же листочек улетит дальше всех.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы можем снять шарик, на который вы уже наверняка обратили внимание.
Воспитатель отвязывает карту от шарика, показывает детям маршрутную карту игры-путешествия, на которой отмечены станции.
Предлагает отправиться на поиски тайника, следуя предложенному маршруту.
Воспитатель: Ребята, давайте изучим маршрут.
Воспитатель с детьми изучает карту. Крестиком обозначено место, где находится сюрприз. 1стрелка ведет на полянку к Боровичку
Станция «Съедобные и ядовитые грибы»
Воспитатель: Боровичок пригласил вас на свою любимую поляну, чтоб вы смогли собрать ароматных грибов. Ребята, какие грибы бывают?
Дети: Съедобные и несъедобные
Воспитатель: Назовите съедобные грибы. Назовите несъедобные грибы.
Ответы детей
Воспитатель: Как нужно собирать грибы? Кто знает главные правила.
Дети:
- Не собирай грибы, которые не знаешь.
- Срезай грибы ножом, чтоб не повредить грибницу.
- В случае отсутствия ножа, гриб осторожно выкручивай или сломай ножку, оставляя часть ножки в земле.
- Не уничтожай ядовитые грибы. Они служат лекарством для некоторых животных.
- Сухие шляпки грибов повесь на ветку дерева – созревшие споры ветер разнесет по лесу.
- Нельзя собирать совсем маленькие грибы, при таких размерах их можно перепутать с ядовитым.
- Не собирайте грибы, покрытые плесенью.
- Не собирайте грибы вдоль шоссе и рядом с промышленными предприятиями.
- Нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку. Грибница на солнце может высохнуть и погибнуть.
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что правила вы знаете и понимаете, для чего нужно их соблюдать. Теперь, давайте соберём корзину грибов, только не забывайте, собирать мы будем их, соблюдая все правила.
Дети собирают на поляне макеты грибов, соблюдая правила, и складывают их в корзину.
Воспитатель: Отличная корзинка, проверим, все ли съедобные грибы в ней.
Воспитатель с детьми рассматривают корзину. Проверяют грибы.
Воспитатель: Ну что ж, обратимся к карте, какая следующая станция. Идем по стрелке
Станция «Дикие животные в лесу»
Воспитатель и дети проходят на веранду на участок. (звуки леса)
Воспитатель: Как хорошо в лесу, давайте сядем на пенёчки и послушаем звуки леса?
Ребята, а вы знаете, какие животные живут в лесу? Назовите зверей, птиц (лиса, заяц, медведь, волк, белка, сорока, сова, дятел и т. д.).
Воспитатель: Каким словом мы их называем? (дикие). Почему этих животных называют дикими?
Дети: Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.
Воспитатель:А чем дикие животные отличаются друг от друга?
Дети: Они разного размера. Они питаются разной пищей. Мех у них разного цвета и т. д. У них разные хвосты, лапы и т. д.
Воспитатель: Что происходит осенью с животными?
- Осенью дикие животные готовятся к долгой и холодной зиме.
- Мыши полевки, кроты роют зимние кладовые, заполняют их зерном.
- Медведи запасают больше жира, очень тщательно выбирают место берлоги, утепляют ее мхом, ветками.
- Белки, зайцы меняют шубку. Белки с рыжей на серую, что быть незаметными среди деревьев, а зайцы - на белую, чтоб их не было видно среди белых сугробов снега.
- Лисы и волки обновляют свою шерсть. Их хвосты становятся еще более пушистыми.
Воспитатель: В лесу надо быть осторожными, правильно себя вести. Вы можете встретиться с разными животными. Некоторые нас боятся, а некоторых нам надо опасаться. Чтобы знать, как нужно себя вести, надо хорошо знать животных. Сейчас играем в игру, очень непростую. Я одному из вас надеваю шапочку, но он не знает, что изображено. А вы должны рассказать, не называя животного. (дети описывают животное….
-Любит орехи, живёт в дупле, меняет серую шубку на рыжую, кто это? Белка;
-Он серый, зубастый, страшный, спит в логове, ест мясо, кто это? Волк;
-Он косолапый, неуклюжий, спит в берлоге, ест мёд, кто это? Медведь;
-Она хитрая, пушистая, рыжая, спит в норе, ест зайцев, кто это? Лиса;
-Он маленький, длинноухий, зимой белый, летом серый, кто это? Заяц;
-Он колючий, питается жуками, червяками, кто это? Ёжик.)
Воспитатель: Если, гуляя по лесу, вы повстречались с диким животным. Как нужно поступить, чтобы избежать опасности?
Ответы детей:
- Не подкрадывайтесь к животным. И вообще лучше передвигайтесь шумно - скорее всего, животное убежит. А вот если вы застанете его врасплох - оно может и напасть, просто от страха, защищаясь.
- Если повстречались - дайте животному уйти. Если всё же встречи избежать не удалось, и вы неожиданно столкнулись с животным - дайте ему возможность уйти.
- Не убегайте и не поворачивайтесь спиной. Ни в коем случае не убегайте от животного, и тем более не поворачивайтесь к нему спиной - оно может посчитать это приглашением к нападению. Необходимо медленно и осторожно пятиться спиной, наблюдая за поведением животного.
- Не смотрите в глаза. Но и не упускайте из виду. Смотрите поверх его головы или на грудь, на спину или бока. Но только не в глаза.
- Не делайте резких движений. Не кричите, не пытайтесь его прогнать, не машите на него руками или ногами, не бросайте в него ничего, не провоцируйте и не раздражайте его! Оставайтесь спокойным, чтобы животное не посчитало вас угрозой. И осторожно отступайте назад.
- Не подходите и не прикасайтесь. Даже если вам кажется, что животное не опасно, и даже если оно само идёт на контакт. Осторожно отступайте от него, надеясь, что оно утратит к вам интерес.
- Будьте крайне осторожны с ранеными животными. Они более уязвимы, отчего становятся более опасливыми. Они могут посчитать вас угрозой и напасть, постарайтесь не спровоцировать их, ведя себя спокойно и пятясь от них подальше.
- Держитесь подальше от детёнышей. Животные обычно защищают своё потомство, потому могут напасть, если вы просто приблизитесь к детёнышам.
Воспитатель: ну что, еще один лесной секрет мы разгадали. Пора двигаться дальше, посмотрим на карту. Как думаешь, Андрей, куда нужно идти?
Ребенок показывает направление движения. Дети с воспитателем приходят на полянку.
Станция «Опасные ситуации»
Воспитатель: Даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасность?
Дети: В лесу можно заблудиться.
Воспитатель: Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу?
Дети: «Маша и медведь», «Три медведя». Герои сказок пошли по тропинке.
Воспитатель: Идя по тропинке, Маша забрела в самую чащу леса. Нашла она дорогу домой? К кому попала Машенька? Как нужно было поступить в этой ситуации?
Дети: Оглядеться. Выйти на открытое место (поляну или к водоёму) и оставаться на одном месте. Оставлять по пути свои метки, периодически громко кричать: «Ау!» или «Помогите, спасите!»
Воспитатель: Иногда приходится вызывать людям и животным спасателей. Кто такие спасатели? (МЧС). Чем занимаются спасатели? Кто знает номер телефона службы МЧС? (ответы детей) Сегодня мы будем учиться, как вести себя в различных опасных ситуациях. Собираясь отдыхать на природе, какие правила нужно соблюдать?
Дети: Ходить только по тропинкам и дорожкам.
Воспитатель: Почему? (ответы детей) Помните! В траве много насекомых, змей, которые вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и искусать.
Воспитатель: Какую одежду нужно одеть, собираясь в лес?
Дети: Одежда должна закрывать всё тело.
Одежда должна быть светлой - на ней легче заметить насекомое. Обязательно наденьте плотные брюки, например, джинсы, кофту с длинными рукавами, шапочку и поднимите воротник. При встрече с насекомыми, не машите руками. Не разоряйте осиное или пчелиное гнездо.
Воспитатель. Почему нельзя этого делать? (Вспугнув их, они собираются всем роем и жалят своего обидчика). Отойдите и понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного из жизни насекомых. Запомните! Осы, пчёлы и шмели предпочитают розовый, синий и фиолетовые цвета. Мухи – желтый, а бабочки - красный. Поэтому не надевайте разноцветную одежду в лес.
Воспитатель: В лесу можно поранится, и каждому, кто отправляется в лес нужно знать, как оказать первую помощь. Давайте проверим, насколько вы готовы к таким ситуациям.
Воспитатель выбирает четырех детей для участия в практическом занятии.
Воспитатель: Молодцы, ребята. И с этим заданием справились. Не будем задерживаться, и отправимся дальше в путь. Посмотрим, куда нас карта приведет. Давайте не будем разбредаться, а как гласят правила леса, встанем парами и пойдем по тропинке.
Станция «Привал»
Воспитатель: Вот мы и пришли, наверно устали. Посмотрите, какая красивая поляна, давайте немного отдохнём, это у нас с вами будет малый привал. Ребята, а вы знаете, что такое привал?
Дети: Это место отдыха туристов.
Воспитатель: Привал бывает малый – это когда отдых у туристов всего 10 минут, небольшая передышка. А ещё привал бывает большим. Вы знаете, что делают туристы во время большого привала?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, на большом привале времени больше и в это время туристы ставят палатки, разжигают костры и готовят кушать, отдыхают и поют песни под гитару. Ребята, посмотрите, кто-то отдыхал здесь до нас и не убрал мусор после себя. Давайте, вместе дружно очистим эту полянку.
П/И «Соберём мусор»
Пр. сод. Дети делятся на две команды, под музыку собирают мусор в пакеты, побеждает команда, которая соберет больше.
Воспитатель: Молодцы, поляна чистая. Помните, ребята, место, которое оставляем после привала, должно быть таким, которым мы хотели бы его застать. А теперь можно присесть и отдохнуть и даже спеть песню.
Звучит фонограмма и дети исполняют песню «Осень».
Теперь самая важная часть, нужно затушить костер.
Эстафета «Тушим костер»
Правила. Дети по команде с помощью ведер переносят песок. Побеждает команда, которая пришла первой.
Воспитатель: Ну что ж, привал закончен. И на карте осталась последняя станция. Показывай Дамир, куда мы теперь идем.
Дети строятся парами, идут по тропинкам до следующей станции
«ФИНИШ»
Дети подходят к месту, отмеченному крестиком на карте.
Воспитатель: Посмотрим на карту. Крестик поставлен у дерева, листья которого выглядят так, а плод так (показывает рисунок). Что это за дерево.
Дети: Дуб
Воспитатель и дети подходят к дубу. У дерева спрятана шкатулка, к которой прикреплен конверт. В конверте письмо и карточки со схематичным изображением главных правил поведения в лесу. В письме говорится о том, что шкатулка откроется, когда ребята назовут все правила.
- Туристы в лесу ходят только по тропам.
- Нельзя разбрасывать мусор, нужно всё за собой убирать.
- Нельзя кричать в лесу, это пугает зверей, птиц.
- Нельзя рвать цветы, они могут быть занесены в красную книгу.
- Нельзя рубить живые деревья и кустарники – это губит их.
И т. д.
Воспитатель: Молодцы, правила вы все усвоили. Откроем шкатулку.
Дети открывают шкатулку. Рассматривают подарки.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А сейчас пора и обратно в наш детский сад собираться. Весь мусор мы возьмём с собой. Строимся парами. Проверяем все ли на месте, посмотрите на своих товарищей. Обратно мы возвращаемся коротким путём, и с песней. Под песню “Вместе весело шагать по просторам”.