ирина никитина
«Лаборатория «Свойства воды». Конспект игровой обучающей ситуации по экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сценария игровой обучающей ситуации по экспериментальной деятельности для детей 6-7 лет "Лаборатория Свойства воды"
Тема:«Лаборатория «Свойства воды»».
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель:познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
–Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами
Развивающие:
–Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
–Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Воспитательные:
–Воспитывать бережное отношение к воде;
–Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
–Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Коррекционная работа: обогащение словаря (эксперимент, лаборатория, пекинская капуста, прозрачный); развитие лексико-грамматических категорий (слова-признаки, слова-действия, формирование связной речи (составление сложноподчинённых предложений, развитие логического мышления (установление причинно-следственных связей); внимания («Что изменилось?»).
Оборудование: комнатные растения,лейка с водой, детские медицинские халаты, мини лаборатория воды (вода в пластиковых бутылках, ёмкости различной формы, лист белой бумаги, фломастеры, соль, сахар, мука, растительное масло, салфетки, картотека символов «Признаки воды», пищевые красители (синий, красный, жёлтый, зелёный, стаканы с водой, листья пекинской капусты.
Предварительная работа с детьми: на тему «Как растения приспосабливаются к разным условиям жизни?», дидактическая игра «Ходит капелька по кругу» (круговорот воды в природе, опыт «Облако в банке», ТРИЗ «Капелька воды», упражнение на классификацию «Овощи-фрукты», наблюдения за ростом растений в огороде, на клумбе, в уголке природы, дежурство в уголке природы.
Ход ИОС
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад и заметила, что у нашего комнатного растения листья опущены. Помогите мне разобраться, в чём причина. Почему у цветка завяли листья? (ответы детей).Ваши версии очень интересны, давайте их проверим. Для начала исследуем почву. Потрогайте почву и скажите, какая она (ответы детей). Правильно, почва сухая. Оказывается, цветок выпил всю воду. Но как? Ведь у растений нет рта. Хотите узнать? Чтобы нам во всём разобраться, я приглашаю вас в научную лабораторию «По-знайка» и стать настоящими учёными.
Воспитатель: Для того, чтобы войти в лабораторию, необходимо надеть специальную одежду. Как вы думаете, какую одежду носят учёные (ответы детей)А я буду журналистом (корреспондентом) и буду задавать вам разные вопросы о вашей исследованиях. Проходите в лабораторию и занимайте места за столами.
Дети надевают халаты и рассаживаются за столы исследовательской лаборатории
Основная часть
Воспитатель:Здравствуйте, уважаемые учёные. Я рада встретиться с вами в научной лаборатории. Для начала нужно запомнить главные правила поведения в лаборатории:
1 правило – ничего нельзя пробовать на язык;
2 правило - внимательно слушать друг друга;
3 правило – быть очень аккуратными.
Обратите внимание, что стоит у вас на столах (ответы детей). Сегодня вы будете исследовать воду.
1 исследование «Запах воды»
Воспитатель: Уважаемые учёные, перед вами стоят бутылки с водой. Внимательно рассмотрите её. Вам необходимо узнать, есть ли у воды запах? Для исследования запаха воды нужно приблизиться к горлышку и по направлению к носу сделать быстрые движения ладони, то есть помахать. Вы чувствуете запах? (ответы детей).
Результат первого исследования: чистая вода не имеет запаха.
2 исследование «Цвет воды»
Воспитатель:Уважаемые учёные, внимательно рассмотрите бутылку с водой и скажите, какого цвета вода (ответы детей). Как вы догадались, что она прозрачная? (ответы детей)
Педагог предлагает детям сравнить цвет белого листа бумаги и прозрачную бутылку.
Воспитатель:Уважаемые учёные, я предлагаю вам сравнить белый и прозрачный цвет (незаметно от детей прячет под белый лист цветной фломастер). Скажите, пожалуйста, вы можете определить цвет фломастера, который спрятан за листом бумаги? (ответы детей). Почему? (ответы детей). Правильно, потому что лист бумаги белый и сквозь него не видно. А теперь возьмите любой фломастер и спрячьте за бутылку с водой. Теперь вы можете сказать, какого цвета фломастер? (ответы детей). Совершенно верно через бутылку, наполненной водой можно увидеть предметы, потому что она прозрачная.
Результат второго исследования показал, что вода прозрачная и через неё видны любые предметы.
3 исследование «Форма воды»
Воспитатель:У меня есть очень интересный вопрос к учёному совету. А имеет ли вода какую-либо форму? (ответы детей)Чтобы это доказать, вам необходимо налить воду в разные по форме ёмкости. Какую форму приняла вода? (каждый ребёнок наливает воду в выбранную ёмкость и называет геометрическую форму). У вас у всех разные ответы. Почему? Какой можно сделать вывод? (ответы детей). Совершенно верно.
Результат исследования показал, что вода не имеет свою форму, а лишь принимает форму сосуда, в котором она находится.
4 исследование «Что растворяется в воде?»
Воспитатель:Уважаемые учёные, вам предстоит провести ещё одно исследование и узнать, что растворяется в воде. Для этого выберите любой контейнер с красной крышкой. В этих контейнерах находятся знакомые вам вещества. Откройте крышки, потрогайте и назовите их (дети исследуют содержимое контейнеров) Молодцы! Вы верно угадали: соль, сахар, мука, растительное масло. Поместите содержимое контейнеров в воду и перемешайте. Назовите, что растворилось в воде (ответы детей). Что не растворилось в воде? (ответы детей) Что изменило цвет воды? (ответы детей)
Результат нашего исследования показал следующее. В воде хорошо растворяется соль и сахар, вода не меняет цвет. Не растворяется в воде растительное масло, масло всплывает на поверхность воды, не изменяя цвета. Мука окрашивает воду в белый цвет, не растворяется, через время опускается на дно.
Воспитатель:Я предлагаю молодым учёным ответить на сложные вопросы
Игра «Для чего нужна вода?»
Правила игры: Дети стоят в круге. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребёнку. Кто ловит мяч, тот отвечает на вопрос «Для чего нужна вода?»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вернёмся к нашему цветку. Какую помощь мы можем оказать нашим комнатным растениям? (ответы детей) Молодцы! Что нового вы узнали в лаборатории? Для чего людям нужна вода (ответы детей). Вы много интересного узнали о воде и теперь сможете правильно её использовать: переливать, растворять, поливать.