Литвинова
Конспект познавательной деятельности для детей 3–5 лет в формате игровой ситуации «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и в жизни животных.
Задачи:
Образовательные: формировать умение детей замечать и называть изменения, происходящие в природе осенью; формировать представления детей о деревьях и диких животных;
Развивающие: Продолжать развивать речь детей, умение строить предложения, правильно и четко произносить слова, расширять и активизировать словарный запас (листопад, отлет птиц, лиственный и хвойный лес).
Публикация «Конспект познавательной деятельности для детей 3–5 лет в формате игровой ситуации „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.
Предварительная работа:
Беседы с детьми об осени, как о времени года, о подготовке диких животных к зиме, о правилах поведения в лесу.
Просмотр презентаций по теме «Осень», «Дикие животные».
Экскурсии в природу, рассматривание деревьев и листьев.
Чтение художественных произведений о природе
Слушание музыкальных произведений об осени, разучивание стихов, танцев, загадок, физминуток об осени.
Рисование и лепка картин об осени на занятиях и во второй половине дня.
Оборудование:
Компьютер, аудиозаписи: “Звуки леса”, песня “Вальс с листочками”
А. Евдотьевой.
Картина «Осень», макеты деревьев хвойных и лиственных (клен, береза, ель, кустик);
Ящик с песком, лейка, формочки, сухие и вырезанные из картона листья желтого и оранжевого цвета.
Игрушка “ежик”, картинки диких животных и их детёнышей, пенёчки на полянке, корзинка с подарками для детей.
Ход ООД:
Дети заходят в зал, встают в круг. Приветствие.
В: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень.
В: Сегодня у нас все такие красивые, нарядные, давайте улыбнёмся и подарим друг другу наши улыбки.
В: Ой, ребятки, смотрите сегодня, когда я шла в детский сад, какой красивый листочек ко мне прилетел. Интересно, на листочке что-то написано, сейчас прочитаем: «Приглашаю вас ребята, к себе в осенний лес на прогулку!» Как вы думаете, кто прислал нам это приглашение?
В: Осень красивое время года. А какие приметы осени вы знаете? Давайте назовём признаках осени.
Д: Осенью - солнце светит мало, прячется за тучи.
Осенью – листочки на деревьях становятся разноцветными и опадают с деревьев.
Осенью – очень холодно, часто идут дожди (дети называют признаки осени)
В: Ребята, а если осенью идут дожди, значит погода какая?
Д: дождливая.
В: Давайте сейчас понаблюдаем за дождиком и посмотрим, что происходит после дождя в природе. У нас на столе находится песок. Скажите, какой он?
Д: сухой, сыпучий.
В: А если пойдет дождик? Каким станет наш песок?
Д: мокрым, влажным, из него можно даже лепить.
В: А если пойдёт сильный дождик, то на поверхности песка образуются даже лужи. Вот какие изменения происходят осенью.
В: А теперь давайте закроем глаза, скажем волшебные слова и окажемся в осеннем лесу, закрывайте глазки:
"Покружись, покружись, в осеннем лесу окажись". Вот мы с вами и в осеннем лесу. Открывайте глазки. (звучит музыка).
В: Посмотрите, какой красивый осенний лес. По нему хочется погулять, подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой и даже прочитать стихотворение про осень.
Чтение стих: Осень, осень к нам пришла
Всем подарки принесла:
Желтые листочки, вкусные грибочки,
Овощи и фрукты, хлебные продукты
В: Ребята, в нашем лесу много деревьев, но не видно животных, и еле слышно пение птиц. Как вы думаете, почему?
Д: Перелётные птицы улетели в тёплые края, а животные готовятся к зиме.
В: А давайте посмотрим какие деревья растут на нашей полянке. Посмотрите на красавицу – берёзку. По каким признакам можно узнать березу?
Д: белый ствол только у берёзы
В: Конечно же, про нее еще говорят: белоствольная. Возьмите по одному листочку и скажите какой они формы, цвета, размера? (даю листья берёзы)
Д: листья круглой формы, желтые, небольшие, резные
В: Как можно назвать дерево, у которого на веточках растут листья?
Д: Лиственное.
В: А покажите мне хвойное дерево на нашей полянке. У него вместо листочков что?
Д: иголочки, хвоинки.
В: Ребята, деревья на веточках которых висят листья, называются лиственными, а деревья, у которых иголочки – хвоя, называются хвойными. (показываю еловую веточку) Как называется это дерево? Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете?
Дети: Запах.
В: Какой запах?
Д: Ароматный, душистый, приятный, хвойный.
В: А какое дерево потеряло этот лист? (показываю кленовый лист)
Д: Клен.
В: А на что похож лист клена?
Д: Он похож на звездочку или на ладошку с пальчиками.
В: Посмотрите, а листья-то все разные! (Показываю дубовый листик) С какого дерева этот лист?
Д: С дуба.
В: Значит, он какой?
Д: Дубовый.
Воспитатель находит рябиновый листик, обращается к детям:
В: А чтобы узнать с какого дерева упал следующий листок, вам нужно отгадать загадку.
Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красные ягодки клюют.
Д: Рябина.
В: Молодцы. На что похожи листья рябины?
Д: На перышко, много маленьких листочков на одной веточке.
В: Спасибо, ребята, помогли справиться с заданием.
В: Ребята, давайте с листочками потанцуем. Возьмите по два понравившихся листочка, слушайте музыку и танцуйте.
Динамическая пауза “Вальс с листочками” - Аллы Евдотьевой.
В: Ветер толстые щёки надул (дети показывают) и на листочки подул.
Давайте устроим листопад. (Подбрасываем листья) Что у нас получилось?
В: Дети, давайте продолжим наше путешествие.
Дети подходят к кусту, под которым лежит “колючий” клубочек.
В: Посмотрите, кто это там за кустиком под листьями спрятался, мы его сразу и не заметили. (подходим и рассматриваем ежа).
Д. Ежик.
В: Ёж ест червей, лягушек, мышей. Ещё ёжик любит лесные яблоки, ягоды, грибы. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает. Пусть ёж готовится к зиме, мы ему не будем мешать, а даже поможем, укроем его листочками!
А сейчас мы сядем на пенёчки и отдохнём. Дети садятся на пенёчки.
В. А каких ещё диких зверей вы знаете? (показываю на картинки диких животных)
Д: Волк, медведь, лиса, заяц, белка, кабан, лось.
В: Почему этих животных называют дикими или лесными?
Д: Потому что они живут в лесу и сами о себе заботятся.
В: Ребята, а кто ещё из диких животных также, как и ёж ложится спать на зиму?
Д: Медведь.
В: Как готовится белочка к зиме?
Д: Белочка запасает на зиму грибы, орешки, шишки.
В: А как называется дом волка?
Д: логово.
В: Как называются детёныши волка?
Д: волчата
В: А лиса у нас какая?
Д: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.
В: А что любит кушать лиса?
В: А какого цвета будет наш зайчик зимой?
Д: Белым.
В: А есть ли у нашего зайчика домик?
Д: нет, он живёт под кустиком.
В: Ребята, в нашем лесу случилась беда, наши мамы животные – потеряли своих малышей. Поможем мамам найти своих детенышей?
(Детям раздаются карточки с изображением животных и их детенышей. Они должны найти пару: лиса – лисята, волк – волчата, медведь – медвежата, заяц – зайчата, белка – бельчонок, еж – ежата).
В: Ну, вот ребята, мы помогли нашим мамам найти своих детишек, а за это они решили вас отблагодарить и подарить корзинку с фруктами, скажем им спасибо!
Рефлексия. В: Давайте скорей возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, говорим волшебные слова:
"Покружись, покружись, в нашей группе окажись".
Подведение итогов: В: Дети, вам понравилась наша прогулка в осенний лес?
В: Подойдите к мольберту, на котором изображено волшебное дерево, мне кажется, что чего-то на нашем дереве не хватает. Как вы думаете. чего?
Д: Не хватает листьев.
В: У меня листочки желтого и оранжевого цвета. Я предлагаю вам украсить дерево листьями, только есть одно условие – если вам наша прогулка понравилась, вы украшаете дерево желтыми листочками, а если нет – оранжевыми. Дети украшают волшебное дерево.