Надежда Евгеньевна Колесникова
Конспект родительского собрания на тему «Проблема восприятия произведений живописи в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
автор: Колесникова Надежда Евгеньевна
Цель
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно – эстетического развития детей путем формирования представлений о жанрах живописи.
Задачи
Показать важную роль развития эстетического восприятия и художественного вкуса у детей дошкольного возраста.
Публикация «Конспект родительского собрания на тему „Проблема восприятия произведений живописи в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие у детей представлений о жанрах живописи, презентовать Лэпбук.
Создать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у родителей.
Способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами ДОУ.
Участники: родители, воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, руководитель ИЗО - студии.
Подготовка к родительскому собранию
1. Запись ответов детей на вопросы (видео):
Вопросы
-Что такое живопись?
-Что такое жанр живописи?
-Какие жанры ты знаешь?
-Что такое натюрморт?
-Что такое пейзаж?
-Что такое портрет?
2. Оформление карточек с жанрами живописи.
3. Оформление выставки «Мы рисуем натюрморт с натуры».
4. Подготовка анкет для родителей «Ваше отношение к живописи».
5. Оформление картотеки дидактических и подвижных игр.
6. Изготовление Лэпбука.
7. Подготовка презентации «Жанры живописи».
Ход собрания:
Организационный момент: пока родители подходят на собрание есть возможность заполнить анкеты по данной теме.
Вступительное слово руководителя изо-студии
- Дорогие родители! Сегодня наше собрание посвящено важному вопросу - это воспитание в наших детях образованной и высокодуховной творческой личности.
Как известно личностью не рождаются, личностью становятся в процессе «эволюции», доесть взросления.
Корни воспитания - это семья, но не всегда родители могут дать всесторонние образование и нравственно – духовное, творческое воспитание.
Могут возникнуть ряд вопросов. Например, как приобщить ребенка к правильной культуре поведения в обществе? Быть вежливым, аккуратным, уметь видеть красоту окружающей нас природы всему этому учит нас – искусство! Дошкольный возраст - начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Многие психологи подчёркивают, что на общее психическое развитие малыша оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и искусстве. Поэтому проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства воспитания подрастающего поколения. В ХХ веке вопросы доступности восприятия детьми живописных пейзажа и натюрморта изучались Н. М. Зубаревой; образа человека в картине - через жесты, мимику, действия с предметами Е. Ш. Решко. Дошкольники способны в процессе восприятия живописи выделять свойства предметов и явлений, устанавливать связи между ними. Это способствует формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развитию умения самостоятельно находить способы решения творческих задач. Общение с искусством помогает ребёнку лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства.
В исследованиях Г. М. Вишневой, Н. А. Курочкиной, Н. Б. Халезовой, показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения.
Огромную роль в процессе овладения восприятием принадлежит эстетически развитой личности педагога, понимающего важность искусства в формировании личности ребёнка, создающего условия для образования дошкольника, владеющего современными педагогическими технологиями.
Мы с коллегами пришли к выводу, что без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В образовательной программе нашего учреждения стоит задача ознакомления дошкольников с разными видами искусства, в том числе с живописью, но, к сожалению, как показывает практика, уровень восприятия живописи детьми недостаточно высок. Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию видео - презентацию с вашими детьми. (Совместное просматривание детских ответов на вопросы).
Как вы видите, есть ряд вопросов, на которые дети не знают ответы, или затрудняются сказать.
Скажите, пожалуйста, а вы сами знаете определение таких понятий, как жанр искусства? Какие жанры бывают?
Ответы родителей. Обсуждение.
- Мы с вами убедились, что и у вас есть не точности в ответах. Предлагаю повысить своё самообразование по данным вопросам. Как вы на это смотрите? Положительно? Тогда мы отправляемся с вами в увлекательный мир творчества.
Просмотр видео презентации о жанрах живописи: натюрморт, портрет, пейзаж.
- Думаю, после увиденного, у вас не осталось вопросов.
А сейчас предлагаю вашему вниманию игру «Коробка эмоций» в неё вы отправите свои эмоции.
Воспитатель предлагает родителям сложить в «Коробку эмоций» свои впечатления, переживания, связанные с вопросами, которые обсуждались на собрании.
Самый творческий конкурс любимый вашими детьми – это нарисуй свой «Автопортрет»: каждый игрок по очереди «рисует» свой автопортрет. Можно рассказать о себе или охарактеризовать себя с помощью каких-либо предметов.
Таким образом, мы закрепили свои знания о жанре портретная живопись. Вы сегодня убедились, как интересен мир живописи, как самим интересно пополнять знания в свою «копилочку» и делиться с окружающими и своими детьми. Предлагаю вашему вниманию игры и наглядные пособия, которые можно использовать с детьми, а так же Лэпбук. Его можно смастерить в домашних условиях и привлечь детей к творческой деятельности.
Рекомендации для родителей по совместному творчеству с детьми дома: Игры в детско-родительской паре. Коллективные работы.
Художники-натуралисты
Для игры вам понадобятся большие листы ватмана и краски. Предлагается нарисовать картину сначала пальчиками рук, затем пальчиками ног или всей стопой. Затем можно рисовать любой частью тела. Главное ограничение – это страх самих родителей.
«Совместное рисование без слов»
: Родителю и ребёнку выдаётся один лист бумаги на двоих и одна упаковка фломастеров. Предварительно родитель и ребёнок договариваются о том, кто начинает рисовать. Он начинает рисовать, а второй должен догадаться и продолжить рисование.
«Один карандаш»
Паре родитель – ребёнок выдаётся лист и один на двоих карандаш. Вместе они должны нарисовать картину. О способе рисования можно договориться: рисование по очереди. Вместе или один рисует, другой – наблюдает.
«Ладошки»
. Предварительная беседа:
• Какую роль в жизни играют руки?
• Сравните руки взрослого и ребёнка.
• Рассмотрите свои пальчики, сожмите их в кулачок, затем разожмите, «поиграйте на фортепиано».
Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И как хороший мальчик,
Послушен каждый пальчик.
Ребёнок, растопырив пальцы, прикладывает руку к листу бумаги и при помощи взрослого обводит ладонь простым карандашом. Внимательно посмотрите на ладонь, к ней дорисуйте дополнительные детали, чтобы получился законченный образ.
Выступление инструктора по физической культуре
- Добрый вечер, хочу обратить ваше внимание на правильность нахождения ребёнка за столом: во время чтения, рисования, приёма пищи в садике следят за этим воспитатели. Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка? При правильной посадке бёдра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низкое, что голени выше уровня тазобедренных суставов.
Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперёд, может развиться сутулость; если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины. Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе.
При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребёнок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъём локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребёнок сутулиться и сгибает туловище вперёд.
Так что неправильная посадка за столом – это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости (ОРЗ, атония кишечника и т. д.). Не забывайте делать перерывы, разминки - это полезно для позвоночника и глаз. Предлагаю специальный комплекс упражнений для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения. Упражнения лучше проводить в игровой форме, с любыми игрушками ребёнка, передвигая их вправо-влево, вверх-вниз. Упражнения выполняются сидя, голова неподвижна, поза удобная, с максимальной амплитудой глаз. Давайте с Вами потренируемся.
«Жмурки»
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль, на счёт 1-6. Повторить 5 раз.
«Близко – далеко»: Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаз доводить нельзя! Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 5 раз.
Вашему вниманию предлагаю
физминутку
она называется
Давайте порадуемся!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Родители поднимают руки вверх.
А также порадуемся улыбчивым лицам.
Улыбаются друг другу.
И всем, кто живет на этой планете,
Разводят руками.
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
Берутся за руки.
«Доброе утро!» — маме и папе.
Выполняют махи сцепленными руками
вперед-назад.
«Доброе утро!» — останется с нами.
В завершение выступление педагога-психолога
- Уважаемые, родители картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом. Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:
1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
6. Систематические занятия живописью приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки - а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства, ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания - приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин. Спасибо за внимание.
Воспитатели с родителями подводят итоги собрания
1. Уделять внимание развитию творческих способностей детей. Поощрять в семье занятия ребёнка рисованием. Следить за здоровьем ребёнка во время рисования за столом.
2. При рисовании использовать разнообразные техники и материалы.
3. Больше уделять внимание играм, создать Лэпбуки о жанрах живописи.
4. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов
5. Посещать музеи, выставочные залы, рассматривать репродукции художников.
спасибо за внимание!