Галина Сокольникова
Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Галина Сокольникова
Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте. На примере одной из тем недели "Дикие и домашние животные".
У детей с нарушенным фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и само понимание речи, тем самым в дальнейшем от этого страдает навык письма и чтения. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь их чётко различать.
Публикация «Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Эти этапы были взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».
1. Узнавание неречевых звуков
2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе, тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Причиной недостаточности фонематических процессов может выступать и отсутствие внимания к этому аспекту развития детей со стороны взрослых. Мы видим, что первый из этапов, это узнавание неречевых звуков, как раз тот этап, который можно сформировать и профилактировать уже в младшем дошкольном возрасте.
Я углубилась в проблему развития фонематического восприятия с целью предупреждения речевого недоразвития воспитания общеобразовательных групп, а также решение проблемы в изучении русского языка в будущем. Развитие фонематического восприятия, это один из первых важных этапов работы над формированием речи дошкольников. Это фундамент, основа речевого развития. И именно поэтому, в данной статье будут предложены специальные дидактические игры, направленные на развитие фонематического восприятия, ведь именно через игру дети усваивают информацию с большим интересом, весело, без принуждения, мобилизуя весь мотивационный потенциал.
Моя работа строится «от простого к сложному». Для начала я подготовила дидактические пособия для игры (картинки с дикими и домашними животными, а так же создала диск со звуками этих животных). В групповом помещении создала «уголок», в котором поместила весь необходимый материал для развития фонематического воспитания (магнитофон, диски с записями различных звуков, музыкальные инструменты, ширму, различный инвентарь для игр).
Подготовила картотеку игр к этой теме недели:
Картотека игр по фонетико-фонематическому восприятию неречевых звуков для второй младшей группы
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира (неречевыми звуками, их вычленять и узнавать. Воспитывать желание прислушаться, развивать слуховое восприятие и внимание.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем после нескольких 2-3 занятий, воспитатель предлагает отгадать включает звуки на носителе информации, а дети распознают, каким животным принадлежат разные звуки. Дети угадывают звук и находят соответствующую картинку. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Где их дом?»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Первые два занятия можно не делить, все дети изображают заданного и услышанного животного. Далее, после усвоения, где живут дикие, а где домашние животные воспитатель делит детей на две группы: это дикие и домашние животные. Объясняет, что дикие (это первая команда) бегут в лес, домашние (это вторая команда) на лужайку рядом с домом. Можно поставить небольшие макеты дома и леса. Ребятишки слушают звук, чья команда слышит свой звук, бежит в свой домик, при этом можно добавить имитацию повадков этих животных, или показывать их части тела (например, рога) и т. д., а также могут повторять этот звук.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Покормим детеныша»
Цель: Развивать речевой аппарат детей. Слушать внимательно заданный звук, воспроизвести его правильно.
Ход: делим детей на две группы (мама животного и их детёныши). Детеныши веселые, они прыгают, бегают, издают свои звуки. Пошла мама детёныша за вкусным кормом для своих деток, а детёныши весело прыгают или бегают. Пришла мама, громко кричит свой звук и кормит своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, детёныши широко открывают ротик, им хочется вкусного корма). Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки или картинки и спрашивает, кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит каждый звук своего животного за ширмой. Другая группа отгадывает, кто кричал. Находит картинку этого животного и показывают.
Дидактическая игра «Где позвали?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит изображения нужных звуков.
Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей изображение животного и предлагает произнести. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто произносил звук, поднимает и показывает картинку. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звуки произносить надо не очень громко.
Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу музыкальный или строительный инструмент, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.
На первом этапе подготовительном я знакомила детей с животными, рассматривали картинки. По мере изучения животных включала им звуки этого животного.
На втором этапе мы непосредственно начинаем отрабатывать, закреплять и совершенствовать знания. Мы непосредственно переходим к играм с этими звуками.
На первом этапе, к сожалению лишь единицы правильно соотносили картинку со звуком. Но 4-5 занятий достаточно, что бы увидеть положительный результат. Таким же образом, у меня подобран материал для таких тем недели, как: дикие и домашние птицы, воздушный, наземный, водный транспорт, строительный инструменты, насекомые, музыкальные инструменты, звуки природы, звуки предметов.
Благодаря таким играм дети с удовольствием знакомятся с неречевыми звуками, а так же в комплексе знакомятся и с темами недели. С лёгкостью соотносят звуки с изображениями на картинках. А так же такие игры воспитывают желание прислушиваться, быть более внимательными и усидчивыми, развивают слуховое восприятие и внимание.
Огромный плюс в том, что работа проходит со всеми детьми, даже плохо говорящими, что очень важно в работе с детьми раннего возраста. Такие ребятишки слушают звук и показывают соответствующую картинку, тем самым мы понимаем, что ребёнок правильно овладевает фонематическими процессами, и на дальнейших этапах формирования фонематического восприятия слов дети не будут испытывать трудностей.