юлия кутова
Конспект традиционного родительского собрания на тему «Общение с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
2. Познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений: “ребенок – взрослый”;
3. Создание благоприятной атмосферы общения;
Форма проведения – обучающий семинар.
Подготовительная работа к собранию : Приглашение родителей на собрание;
Подготовка презентации.
Публикация «Конспект традиционного родительского собрания на тему „Общение с ребенком“» размещена в разделах
План собрания :
1. Рассказ об о типах родительского воспитания.
2. Рассказ о важности общения.
3. Советы родителям по общению с ребенком.
Вводная часть.
Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы с вами поговорим на тему “Как общаться с ребенком? ”. На первый взгляд вопрос простой, вроде бы что здесь может быть непонятного? Общение это так просто! Но у большинства родителей возникают проблемы при общении с детьми, возникает вопрос как общаться с ребенком?
Сегодня мы постараемся разобраться в основных проблемах общения.
Основная часть.
СЛАЙД №1. Выделяются следующие стили родительского воспитания :
Авторитарный, либеральный, отвергающий, индефферентный, гиперсоциальный, эгоцентричный, авторитетный.
1. Авторитарный стиль воспитания
Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается.
Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.
2. Либеральный стиль воспитания
Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.
Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны.
3. Отвергающий стиль воспитания
Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.
Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.
4. Индифферентный стиль воспитания
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей.
Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.
5. Гиперсоциальный стиль воспитания
Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребенка.
Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания.
Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.
6. Эгоцентрический стиль воспитания
Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.
В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.
7. Авторитетный стиль воспитания
Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.
Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
СЛАЙД №2. Выделяется три типа неправильного воспитания.
1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».
СЛАЙД №3. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
СЛАЙД №4. Способность к общению включает в себя :
• Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
• Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
• Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. Никто из родителей не хочет воспитать плохого человека. Однако, одного желания мало. Хорошее воспитание требует времени, больше общения с детьми. Лучший способ, обеспечивающий пристальное внимание, – это выкраивать время, чтобы быть с ребенком наедине, поговорить с ним по душам. Именно это и отличает настоящих родителей от обычных, заботливых от безразличных.
При всем старании, родителям не прожить за ребенка его собственной судьбы. “Идеального” родителя не существует. Каждый имеет право на ошибку. То, что родитель ошибается, искренне выражает чувства, ищет конструктивное решение проблем, способы что-то изменить в себе, делает его в глазах ребенка близким и человечным, пробуждает уважение и гордость, рождает чувство безопасности, надежности и доверия в душе ребенка.
Заключительная часть.
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами говорили о том, какие типы воспитания существуют, какой стиль воспитания не стоит использовать при общении с ребенком, как необходимо ребенку общение для его дальнейшего развития и становления как личности. От вас зависит, каким вырастет ребенок, что он принесет в этот мир, от вас зависит его дальнейшая жизнь. Я раздам вам карточки, где написаны несколько простых советов как общаться с ребенком.
Советы родителям по общению с ребенком
• Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.
• Не кричите на детей и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.
• Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
• Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
• Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
• Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые разные темы.
• Если у Вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
• Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.
• Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами
Советы по изменению психологического микроклимата в семье:
• уделяйте ребенку достаточно внимания;
• проводите досуг всей семьей;
• не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Литература:
1. Макарова О. В. Пащук А. Г. “Воспитание =семья + школа” г. Москва 2002 г.
2. doshvozrast.ru/. /konsultacrod22.htm
3. www.it-med.ru/library/r/rol_2.htm