Федотова Любовь Викторовна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте на тему «Магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу и по дороге нашла странный предмет. Я положила его себе в сумку, чтобы показать вам. Хотите его увидеть?
Ответы детей
(Воспитатель достаёт магнит, на него прилипли: скрепки, ключи, брошка, ножницы и т. д.)
Воспитатель: Вот жадный какой, всё хватает! Он, что прилипанием страдает? Ребята, вы знаете, что за предмет я нашла? Что произошло, почему всё прилипает к нему?
Ответы детей
Воспитатель: Вы сказали, что это- магнит. Ребята, а что такое магнит?
Ответ детей
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте на тему „Магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Да, правильно! Магнит хранит в себе очень много секретов и обладает интересными свойствами. Как вы думаете, какое его самое главное свойство?
Ответы детей
(Он притягивает к себе металл и металлические предметы)
Воспитатель: Согласна, а ещё какие свойства есть у магнита?
Ответы детей (могут быть разные)
Воспитатель: Ребята, а хотите больше узнать о магните и его свойствах? А как мы можем это узнать?
Ответы детей
(прочитать в сети интернет, посмотреть в энциклопедии, спросить у родителей)
Воспитатель: Давайте мы с вами заглянем лабораторию. Проведём эксперименты с магнитом и узнаем, какие же секреты он в себе таит. Согласны? Ребята, как вы думаете, кто будет руководить всей нашей работой? Можно это буду делать я?
Ответы детей
Воспитатель: Спасибо, но в нашей лаборатории существуют правила, кто помнит какие?
Ответы детей
(Одеть фартуки, не шуметь, не выкрикивать, осторожно пользоваться острыми и стеклянными предметами и т. д)
ОПЫТ № 1: «Все ли предметы притягивает магнит?»
(На столе вперемежку лежат предметы, сделанные из разных материалов: пластмассы, дерева, резины, стекла, железа, надо определить, какие притягивает магнит)
Воспитатель: К каким предметам притягивается магнит?
Ответы детей (Магнит притягивается только к железным предметам.)
ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Предлагаю вам, прикоснуться своим магнитом к магниту соседа. А теперь переверните магниты другой стороной и поднесите снова. Посмотрите, что произойдёт?
Ответы детей
(Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга).
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Ребята, как вы думаете, где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
Ответы детей
(У нашей планеты Земля)
Воспитатель просит одну девочку показать на глобусе «южный» полюс и отметить его красным кружочком. Мальчика определяет «северный» полюс – отмечает его синим кружком.
Воспитатель: Скажите, ребята, какую форму имеет наша планета Земля? А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Ответы детей
(Земля имеет форму шара. Она притягивает всё к себе.)
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами.
(Воспитатель отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).
Воспитатель: У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Ответы детей:
(Когда соединяются «северный» и «южный» полюс, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.)
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Давайте с вами отдохнём и немного поиграем?
Физ. минутка «Магнитные человечки».
(Каждый ребёнок берёт бумажный круг, с одной стороны он красный, с другой синий. Дети встают в пары.)
Воспитатель: Пока звучит музыка, вы танцуете. Когда музыка останавливается, и я говорю: «Магнитики притягиваются» - вы в парах показываете круги разных полюсов (красного и синего, а когда я скажу: «Магнитики отталкиваются!» - вы держите кружочки одинаковых полюсов (цветов) на небольшом расстоянии друг от друга. Молодцы! Продолжаем наши эксперименты?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы через преграду, например, через стекло, дерево, бумагу, пластмассу или воду? Давайте проверим это с помощью скрепки?
ОПЫТ №3 «Магнит преграды не боится!»
(Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.)
Воспитатель: Скажите, как можно быстро собрать металлические предметы из крупы?
Дети высказывают свои предположения.
ОПЫТ №4 «Перебираем крупу»
(Перед детьми на тарелочках гречка, внутри спрятаны скрепки. С помощью магнита необходимо их собрать)
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю провести следующий эксперимент и проверить, как поведёт себя магнит в воде!
ОПЫТ № 5 «Не намочи руки»
(Дети опускают скрепки в стаканы с водой и по внешней стороне стакана снизу-вверх ведут магнитом. Скрепка «тянется» за магнитом.
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло в воде не исчезает.
Воспитатель: Вы справились, здорово! Теперь, я предлагаю вам покинуть лабораторию и вернуться в нашу группу.
Снимают фартуки)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как и для чего люди используют магнит?
Ответы детей
Воспитатель: (показ соответствующих картинок) с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, скрепки и кнопки. Так же делают из природного камня магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. Магнит используют в медицине при обследовании и лечении человека. В игрушках, конструкторах, мольбертах.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали? Что узнали нового?
Ответы детей
Мы посетили лабораторию и с помощью опытов подтвердили свойства магнита :
1. Магнит притягивает железо.
2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.
2. Магнит действует сквозь бумагу, пластмасс, дерево, ткань.
3. Магнит действует сквозь стекло и воду.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали все свойства магнита. Какой опыт вам понравился больше всего? Кому было трудно? Теперь вы сможете рассказать о них дома своим близким. Скажите, а как мы с вами можем использовать магнит, который я сегодня нашла?
Предложения детей
Воспитатель: Здорово вы придумали, так и поступим.