Наташа Рыбалко
Конспект родительского собрания «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Ход собрания
Воспитатель : Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания " Гендерное воспитание детей дошкольного возраста ".
Публикация «Конспект родительского собрания „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитание – дело трудное,
и улучшение его условий – одна
из священных обязанностей
каждого человека,
ибо нет ничего более важного
как образование самого себя
и своих близких.
Сократ
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).
Современная система дошкольного образования, комплексные программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста построены без акцента на гендер, где присутствует только ребёнок определённого возраста с общими нормами развития, как для девочек, так и для мальчиков. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на формирование психики, эмоциональное равновесие и самочувствие человека.
Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Традиционно в отечественной культуре понятие определяется
«Мужественность» как:
- надежность
- верность слову и делу
- великодушие
- ответственность
- решительность
- склонность к риску
- тенденция к опеке слабого
- дисциплинированность
- стойкость в невзгодах
«Женственность» как:
- способность к пониманию других
- интуиция
- высокая эмоциональность
- способность к сопереживанию
- отзывчивость
- нежность
- социальная гибкость
- терпимость
- осторожность
- осмотрительность
Задачи детского сада:
- Формировать начало мужественности и женственности у дошкольников.
- Использовать в воспитательно – образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход.
- Подводить детей к осознанию себя как мальчиков или девочек в группе сверстников.
- Пересмотреть формы изложения образовательного материала в воспитательном процессе с учётом специфических особенностей мальчиков и девочек.
- Способствовать расширению знаний родителей по гендерному воспитанию детей в семье.
- Выявить основные критерии оценки результативности предлагаемой системы.
Формировать у детей :
- навыки доброжелательного отношения друг к другу;
- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.
- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
- умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола
Задание - "В гостях у сказки".
Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов, подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят назвать сказки, которые они выбрали для чтения своим детям и почему.
Девочкам и мальчикам нужно читать разные сказки.
В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:
"мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
"женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
"смешанные" : есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предпосылкой гармоничного союза.
Сказки для мальчиков
"Три поросенка»
"Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Сказки для девочек
Наиболее популярными женскими сказками являются:
«Красная шапочка»
«Маша и медведь»
«Крошечка – Хаврошечка»
«Золушка»
«Морозко«» и др.
Все "женские" сказки помогают девочке:
- постичь смысл женственности и тайны
- вариации взаимоотношений с мужчиной
- способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь.
Задачи родителей :
- рассказать о конструктивных средствах достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.
Пример:
Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца.
Девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола.
Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку - наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.
Задание - «Одеться на день рождение».
Дети делятся на две команды: команда мальчиков и команда девочек. И каждой команде предоставляется куклы: мальчикам кукла девочки, а девочкам кукла мальчика, и одежда. Детям нужно подобрать одежду соответствующую кукле мальчика и девочки. Задача этого задания выявить осознает ли ребёнку какая кукла является представителем того или иного пола.
Показ видео ролика о подражание родителей детьми.
В воспитании и развитии детей должна использоваться игра, как ведущий вид детской деятельности.
Для того чтобы игровые методы работали, необходимо помнить, что в их основу должна быть положена не всякая игра, а сюжетно-ролевая:
с 2-х до 4х лет - в игре преобладают игровые действия (покормить, покатать, уложить спать и т. д.) с реальными предметами-заместителями;
с 4-х до 5 лет - в игре появляется роль, ролевое поведение;
с 5 до 7 лет - игровая деятельность строится на сюжетосложении.
Задание - "В магазине игрушек".
Не печенье, не ватрушки,
Не сметану, не кефир-
Покупаем мы игрушки
В магазине "Детский мир".
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи. А вот шары-
Мамы, папы выбирайте
Вашим милым шалунишкам
Все что нужно для игры.
Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама - для сыночка. После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.
«Так вырастает дитя –
оно непременно станет
прекрасным и добрым,
если не найдётся тот,
кто этому помешает.»
Герман Брох
Памятка родителям о гендерном воспитание детей.