Маргарита Аброськина
Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми».
Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Цель: - Познакомить родителей с навыками самостоятельности и самообслуживания;
Публикация «Конспект родительского собрания на тему „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки между детьми, родителями, воспитателем;
- укрепить взаимодействие детского сада с семьей через общение.
Предварительная работа:
• Группа оформлена фотографиями детей, которые заняты различными видами деятельности, - рисуют, собираются на прогулку, поливают цветы и т. д. Подготовить и оформить литературную выставку по теме встречи, куда можно включить как литературные произведения для детей (Л. Воронкова «Маша растеряша»; К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая», «Топотушки»; З. Александрова «Что взяла, клади на место»; И. Муравейка «Я сама»; народные песенки, потешки:«Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла», «Темноту привела», так и литературу для родителей о развитии у детей навыков самотоятельности.
• Дети встречают и провожают родителей группу, где педагог обращает их внимание на выставку книг, предлагает памятки «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самостоятельности и самообслуживания». Под руководством воспитателя в это время дети сервируют стол к чаепитию. А затем предлагают родителям пойти помыть руки. Звучит магнитофонная запись:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Дети провожают родителей к столу. Все вместе пьют чай.
• В о с п и т а т е л ь. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»
• Д е т и (читают стихотворение).
Давай будем одеваться…
Я сама! Я сама!
Пойдем, будем умываться…
Я сама! Я сама!
Ну идем, хоть причешу я…
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я…
Я сама! Я сама!
(«Я сама» И. Муравейка)
• В о с п и т а т е л ь. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
• Проводится дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?»
• Выступление психолога.
«О самоутверждении детей в группе, о негативных проявлениях (упрямство, капризы)».
• В о с п и т а т е л ь (читает стихотворение).
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире…
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться.
По приказу – умываться,
По приказу – одеваться,
Рано заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться.
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему.
Де-
мо-
би-
лизация!
(«Взрослым» М. Шварц)
А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?
• Родители делятся опытом.
Обсуждение.
• Родителям предлагается обсудить, могут ли дети младшего дошкольного возраста выполнять перечисленные ниже действия.
• Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
• Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки ботинок.
• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
• Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.
• Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
• Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.
Ответы родителей.
• В о с п и т а т е л ь. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности : приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте мы сейчас в этом немного потренируемся.
• Игра между родителями.
Родители делятся на команды. Представитель одной команды выполняет роль ребенка, не владеющего навыками самообслуживания (одеванием, умыванием, представитель другой – взрослого, стремящегося научить малыша правильной последовательности действий. Затем команды меняются ролями.
• Воспитатель.
При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребенок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуации для анализа
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается!»
Вопрос:
• Какие действия нужно предпринять взрослым?
Ответы родителей.
• В о с п и т а т е л ь. А теперь наши дети хотят сами продемонстрировать свою самостоятельность.
Д е т и (читают стихотворение).
Это Оленьке известно:
Что взяла – клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботинки в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботинки в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
(«Что взяла, клади на место» З. Александрова)
• Игра
Распределение предметов по группам (игрушки, посуда, одежда). Дети демонстрируют взрослым навыки.
• Вывод.
Мамы и папы были активными, задавали много вопросов, доброжелательная атмосфера побудила на откровения.
Дети, чувствуя поддержку родителей, были собранными, охотно показывали свои умения, рисунки, поделки, любимые игрушки.