Елена Корчагина
Конспект родительского собрания «Экологическое воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания „Экологическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
- Объяснить родителям необходимость экологического воспитания в дошкольном детстве;
- Создание позитива в отношениях детский сад – ребенок-семья;
- Дать методические рекомендации по организации эколого-развивающей среды в домашних условиях.
Ход собрания :
Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.
Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:
-формировать элементарные экологические знания и представления;
-развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;
-воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;
-содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.
Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.
Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.
На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
Воспитатель : Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии.
Вопросы к деловой игре: «Компетентность родителей в сфере экологии»
1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)
4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)
5. Где у кузнечика уши? (на ногах)
6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)
7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)
8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)
9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)
10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)
13. Самое крупное млекопитающее? ( синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)
14. Кто самый сильный на земле? ( муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)
15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?»
18. Кто кукует у кукушки? (самец)
19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)
20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)
24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)
25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)
26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)
Воспитатель : Уважаемые родители, вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.
В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.
Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.
Воспитатель : Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада. И так, я приглашаю Вас в «научную лабораторию», где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”
Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак, первый опыт:
«Лимон надувает воздушный шар».
Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Опыт с яйцом и водой.
Материалы:
1. Две одинаковые банки с водой.
2. Два яйца.
3. Поваренная соль, ложка.
Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет. В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать. Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо. Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.
У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами. На столах подносы с камешками.
Опыт «Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед вами задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). (Если родители затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.)
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Опыт «Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель : Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома. А сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.
1. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.
- Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.
- Давай, - с интересом ответила Аня.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.
Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала:
- Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…
Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?
2. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме: «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице».
Вопрос: Правильно ли поступила девочка?
3. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.
- Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал:
- А я и не знал об этом!
Вопрос: Что рассказала Вове старушка?
Воспитатель : Дорогие и уважаемые, родители! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх и опытах, обсудили ситуации, которые так важны. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.
Спасибо за внимание!