Анастасия Андреева
Консультация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок – это зеркало семьи; как капля воды отражается в солнце,
Так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В. А. Сухомлинский
Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс гендерного воспитания и просвещения детей как актуальную проблему современного общества.
Публикация «Консультация „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в ДОО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Наблюдая за детьми старших групп, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость гендерного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Военных», «Рыцарей» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. Воспитатели должны создать условия для того, чтобы мальчики принимали на себя мужские роли, а девочки - женские.
Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Внедрение гендерных технологий происходит:
- по средством народных игр,которые являются неотъемлемой частью национального богатства и способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаи, труд мужчин и женщин)
- сказок (они учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым);
- пословицы и по говорок и (учат выделить свод правил поведения)
- театральные игры (проигрывание русских народных сказок)
-дидактические игры («Сундучок хозяюшки», «Одень куклу», «Кто что делает», «Кем я буду и каким?»)
Для успешного воспитания разнополых детей, осуществления гендерного подхода так же необходимо:
-предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта;
-выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;
-обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;
-создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ;
-учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.
Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками. Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей.
Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить, что нужно есть чтобы:
1.«Глазки блестели»;
2.«Кожа и ногти были красивыми»;
3.«Что бы выглядеть как принцесса»;
4.«Щечки были румяными» и т. д.
Замечено, что мальчики едят быстро, торопятся, поэтому можно поступить по принципу противопоставления:
1.«Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку»,
2.«Девочки держите осанку – вы же дамы!»,
3.«Чей стол чище…» и т. д.
Но если, же воспитатель замечает, что эти сравнения увеличивают количество негативных межличностных реакций, их применение в детском коллективе недопустимо!
Гендерный подход при организации сна:
Это не только «гендерная маркировка» постельных принадлежностей и одежды, а так же окраска стен и т. д. Можно украсить постели девочек бантами, принцессами, а постели мальчиков машинами и т. д.
Необходимо помнить, что мальчики больше потеют, поэтому для них необходима облегченная одежда для сна. Им нужно больше времени для засыпания (15-20 минут). Зато девочкам требуется больше времени для приведения себя в порядок, поэтому их нужно поднимать чуть раньше, заплести косички, сделать бантики – красота требует жертв!
При организации педагогического процесса:
Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием);
Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями.
Для детей младшего дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола, весь набор одежды для кукол (не только платья, но и обувь, носки, перчатки, головные уборы). Для детей среднего возраста пополнить уголок ряженья, чтобы дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных и реальных героев. Для детей старшего возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов, конструкторы; девочкам – весь спектр оборудования для сюжетно – ролевых игр).
При обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности необходимо использовать дифференцированный подход. Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. При организации и проведении занятий педагогами должна учитываться психологическая особенность мальчиков и девочек: при анализе занятий оценивались их знания, а не поведение.
«Гендерное развитие в условиях детского сада» «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
При обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности необходимо использовать дифференцированный подход. Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
При организации и проведении занятий педагогами должна
учитываться психологическая особенность мальчиков и девочек:
при анализе занятий оценивались их знания, а не поведение.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ :
Типовые и шаблонные задания (девочки)
Задания ориентированные на поисковую деятельность (мальчики)
Движения спокойные, пластичные, выразительные (девочки)
Более подвижны, их движения просты, угловаты, рискованны (мальчики)
В игре важнее поддержание хороших отношений. (девочки)
В играх мальчиков присутствует конфликтное и соревновательное начало, для них важна победа (мальчики)
Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя (девочки)
Игры опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель (мальчики)
Чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают (девочки)
Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны (мальчики)
У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы (девочки)
Трудновоспитуемые — их чаще ругают
Лучше развита беглость речи,
До 8 лет острота слуха у мальчиков выше
Лучше развита мелкая моторика рук.
Лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска
Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к жизненным ситуациям
Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации