Лучший педагог года

Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Ирина Карпенко
Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной социокультурной ситуации свидетельствует о том, что изучаемая нами проблема является как социальной, так и индивидуальной.

В младшем дошкольном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мужчины и женщины. От своевременности и полноты процесса гендерного развития младших дошкольников зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок, эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений.

Публикация «Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах

На практике делаются попытки найти ответы на эти вопросы: создаются различные воспитательные организации, дифференцированные по половому признаку.

Содержание образования в этих случаях, однако, имеет экспериментальный или фрагментарный характер, отсутствует целенаправленная педагогическая деятельность по гендерному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, что вызывает затруднения в управлении данным процессом.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что:

В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований по проблеме гендерного воспитания дошкольников. Педагоги, психологи (Кон И. С., Клецина И. С., Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х., Андропова А. П. и др.) считают, что гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности: ведущий вид общения, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками.

Современные исследования (Куликова Т. А., Имелинский К., Смагина Л. И.) свидетельствуют о том, что гендерная социализации является процессом идентификации, социальным подкреплением, осознанием половой социальной роли и социальными ожиданиями, т. е теми компонентами, которые не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Для детей дошкольного возраста необходимо организовать процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье, который поможет им научиться строить благоприятные межличностные отношения.

Исследования Кона И. С., Щепкиной И. В., Макаренко А. С., Исеева Д. Н., Кагана В. Е., Кочубея Б. И., Спока Б., и других позволяют сделать вывод о том, что немаловажную роль в гендерном воспитании младших дошкольников играют родители и педагоги. Их воспитание влияет на развитие личности ребенка.

Психолого-педагогические работы Еремеева В. Д., Хризман Т. П., Лобанова Е. А. указывают на влияние развивающей среды в гендерном воспитании дошкольников, как одной из его составляющих. Благодаря развивающей среде развивается не только личность ребёнка, но и происходит его гендерная социализация.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что современные исследования пока ещё недостаточно изучили проблему гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста у условиях ДОУ.

Таким образом, чтобы гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста было успешным, необходимо изучить особенности гендерного воспитания младших дошкольников

Особенности гендерного развития и воспитания младших дошкольников

Цель: изучить особенности гендерного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи :

1. Изучить особенности психологических различий мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

2. Выявить знания младших дошкольников о своем и противоположном поле.

3. Определить влияние родителей и педагогов на гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач было проведено 4 этапа диагностики.

1 этап был направлен на изучение особенностей психологических различий мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

Наблюдение за детьми. Цель – выявить особенности полоролевого поведения детей. Наблюдение включало в себя определенные критерии: маскулинные проявления (агрессивность, самостоятельность, двигательная активность, сообразительность, уверенность в себе, настойчивость); фемининные проявления (уступчивость, пассивность, зависимость, несамостоятельность); андрогинные проявления (эмоциональная чувствительность, привязанность к родителям, игровая деятельность с детьми своего и противоположного пола).

2 этап позволил выявить знания младших дошкольников о своем и противоположном поле.

Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки на свободные темы) включил в себя следующие компоненты: аккуратность выполнения, цветовая гамма, выбор изображаемого предмета, законченность деталей и т. д.

Беседа с детьми содержала 10 вопросов, касающихся знаний детей о различиях мальчиков и девочек, о игрушках, которыми они играют и об одежде, которую они носят.

3 этап направлен на изучение особенности влияния развивающей среды на гендерное развитие младших дошкольников.

Наблюдение за детьми. Цель – выявить межличностные отношения между мальчиками и девочками, мальчиками и мальчиками, девочками и девочками в различных видах деятельности (игровая, трудовая, изобразительная и пр.).

Анкета для родителей. Цель - выявить особенности полоролевого воспитания детей в семье.

Анкета включала в себя 10 вопросов, которые касались особенностей воспитания и отношения родителей к полоролевому развитию детей. Ответы были как открытого, так и закрытого характера.

Беседа с воспитателем. Цель – выявить как решаются задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в процессе гендерной социализации. Беседа включала в себя 10 вопросов, касающихся построения педагогического процесса и обогащения развивающей среды в группе детского сада.

Задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) :

• умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

• формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

• усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;

развитие умений заботиться о чистоте, внешнем виде.

На основе анализа результатов проведённого исследования были изучены особенности гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Анализ результатов диагностики

На 1 этапе было выявлено, что дети соответствуют возрастным показателям полоролевого развития. Во взаимодействии со сверстниками девочки более агрессивны, чем мальчики. Но мальчики самостоятельнее, сообразительнее девочек, более активные в движениях, увереннее в себе. У мальчиков и девочек в одинаковой степени проявляется уступчивость, что связано с малолетним возрастом и полной зависимостью от взрослых (родителей и педагогов). Девочки опережают мальчиков в процессе идентификации с определенным полом родителя. Это является нормой. Также, можно предположить, что девочки, проявляющие маскулинные качества и мальчики с фемининными проявлениями, еще не окончательно идентифицировали себя с родителями своего пола. Андрогинные проявления у детей обоего пола одинаковы, за исключением небольшой разницы в игровой деятельности с противоположным полом: мальчики больше, чем девочки предпочитают играть со сверстниками своего пола.

На втором этапе проводился анализ продуктов детской деятельности – рисунков на свободную тему.

Девочки и мальчики старались изобразить предметы аккуратно. Цветовая гамма рисунков: дети выбирали в основном красный, синий, желтый и зеленый цвета.

Далее проводилась беседа с детьми, которая помогла выявить знания и отношение младших дошкольников к сверстникам противоположного пола. Все дети четко и точно знают, как их зовут и к какому полу они относятся: мальчик или девочка.

Из беседы - знания детей о сходстве и различиях мальчиков и девочек в силу маленького возраста очень скудны. Мальчики в большей степени ориентированны на свой пол, девочки на противоположный.

На третьем этапе проводилось наблюдение за детьми в различных детских деятельностях, которое помогло выявить межличностные отношения между мальчиками и девочками, мальчиками и мальчиками, девочками и девочками.

Около 100% детей обоего пола выстраивают взаимодействия со сверстниками своего пола в процессе детской деятельности, из них почти 50% стремятся контактировать с детьми противоположного пола, что соответствует возрастной норме.

Следующим методом исследования гендерного воспитания младших дошкольников была анкета для родителей, которая позволила определить особенности полоролевого воспитания детей в семье.

Родителям было предложено рассказать о своих детях. Родители ориентированы на своих детей соответственно их полу. В воспитании они употребляют методы характерные гендерному развитию детей.

Беседа с воспитателем выявила задачи гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, которые решаются в педагогическом процессе. Из беседы видно, что воспитатель в ходе педагогического процесса вырабатывает у детей умение дифференцировать себя от противоположного пола и принятие своего физического облика.

Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать следующие выводы

1. Дети младшего дошкольного возраста соответствуют возрастным показателям полоролевого развития. У мальчиков и девочек в одинаковой степени проявляется уступчивость, что связано с малолетним возрастом и полной зависимостью от взрослых (родителей и педагогов). Девочки опережают мальчиков в процессе идентификации с определенным полом родителя. Также, можно предположить, что девочки, проявляющие маскулинные качества и мальчики с фемининными проявлениями, еще не окончательно идентифицировали себя с родителями своего пола.

2. Знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек в недостаточны для данного возраста.

3. Все младшие дошкольники взаимодействуют со сверстниками своего пола в процессе детской деятельности, половина из них стремится контактировать с противоположным полом, что соответствует возрастной норме.

4. Родители влияют на гендерное развитие своих детей за счет использования воспитательных методов, соответствующих возрастным и полоролевым особенностям развития детей.

5. Влияние воспитателя играет не маловажную роль в гендерном воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста, т. к. в ходе педагогического процесса у детей вырабатывается умение дифференцировать себя от противоположного пола и принятие своего физического облика. Также формируются представления о мужчине, как отце, защитнике, солдате и представления о женщине, как матери. Оценка детей воспитателем соответствует их половой принадлежности.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание в условиях детского сада Гендерное воспитание в условиях детского сада «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Творческая лаборатория. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Проблема гендерного подхода в воспитании детей начала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Опубликовано: 5 мая 2015 в 22:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Карпенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД