Татьяна Бабетова
Конспект развивающего музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Город настроения».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие эмоциональной отзывчивости детей во всех видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
• Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей в основных видах музыкальной деятельности.
Публикация «Конспект развивающего музыкального занятия в подготовительной к школе группе „Город настроения“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
• Совершенствование навыков основных движений; навыка ориентировки в пространстве и умения слышать контрастный музыкальный материал.
• Развитие артикуляции и чувства ритма.
• Воспитание интереса и любви к музыке.
Познавательное развитие:
• Развитие любознательности и познавательной мотивации.
• Развитие воображения и творческой активности.
• Формирование первичных представлений о возможностях своего голоса, ритмической организации музыки.
Речевое развитие.
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Обогащение активного словаря.
Социально-коммуникативное развитие:
• Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе всех видов музыкальной деятельности.
• Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
• Приобретение опыта в выполнении упражнений, направленных на развитие координации, равновесия, основных движений (ходьба, бег).
• Овладение подвижными играми с правилами.
Виды детской деятельности:
восприятие музыки, исполнительская деятельность, музыкально-творческая деятельность, музыкально-познавательная деятельность, коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Материалы и оборудование:
ритмические палочки, новогодние шапочки для детей; изображение «Заколдованный город»; изображение «Счастливый город»; карточки с изображением различных эмоций; аудиозапись музыки для организации восприятия музыки; дидактическая игра «Угадай и сыграй»; аудиозаписи музыки для музыкально-ритмических упражнений и танцевально-творческой деятельности.
Используемый репертуар:
приветствие «Здравствуйте, дети»; «Физкульт-ура!», муз. Ю. Чичкова; «Большие-маленькие ноги», муз. В. Агафонникова; артикуляционная гимнастика; развивающие игры с голосом; музыкально-дидактическая игра «Угадай и сыграй»; музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма «Комната наша – прекрасный инструмент!»; распевка «Карабас Барабас и куклы»; песня «Мамочка моя», муз. З. Роот ; песня «Новогодний хоровод», муз. Т. Хижинской; песня «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве; инструментальная пьеса «Страшилище», муз. В. Витлина; русская народная мелодия «Коробейники»; «Роботы и звёздочки». «Контрасты».
Структура непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационная часть. Приветствие; мотивация детей на включение в познавательную и игровую деятельность; музыкально-ритмические движения.
2. Основная часть. Развитие чувства ритма; артикуляционная гимнастика; развивающие игры с голосом; распевка, пение песен, слушание музыки.
3. Заключительная часть. Творческая пляска. Подведение итогов.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационная часть.
Цель — мотивировать детей на включение в познавательную и игровую деятельность при помощи проблемной ситуации.
«Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я расскажу вам про город Настроения. Живут в этом городе жители, похожие на нас. Они так же, как и мы, умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, шутить, обижаться…
Но однажды поселился в этом городе злой волшебник. С самого раннего утра пошёл в городе дождь…
Да не простой. Смыл он все краски, смыл все настроения на лицах людей. Стал город тёмным, мрачным, а лица людей – серыми и однообразными. Перестал звучать смех и плач. Жизнь стала неинтересной. И просят жители этого города: «Верните нам наши настроения, помогите нам!» Как же нам помочь, что можно сделать, чтобы настроения вернулись к жителям города?
(Ответы детей).
Правильно вы всё говорите дети, музыка поможет вернуть жителям города их настроения, чувства, переживания, потому что лучше всех передавать настроения может музыка.
Сейчас мы отправляемся в путь за настроениями, будьте внимательны!
2. Основная часть. (Содержательный, деятельностный этап).
Цель — развитие эмоциональной отзывчивости и музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности.
Музыкально-ритмические упражнения. «Физкульт-ура!», муз. Ю. Чичкова; «Большие-маленькие ноги», муз. В. Агафонникова;
Программное содержание:
учить ритмично двигаться в соответствии с различной динамикой;
отмечать в движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой музыкального произведения;
слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты.
М. р. Ребята, а какое же настроение нам дарят наши упражнения?
Ответы детей (радостное, бодрое).
Посмотрите, дети, я выбираю карточку с выражением, которое больше всего подходит к настроению музыки.
Прикрепляю знак-символ с этим настроением на изображение «серого города».
Сначала мы обратимся за помощью к песням. Но перед пением, что нам нужно сделать?
Ответы детей. Проводится артикуляционная гимнастика, развивающие игры с голосом, распевка «Карабас-Барабас и куклы».
М. р. Что выражает музыка Карабаса? Какие чувства нам дарит Карабас?
Ответы детей. (Злость, жестокость, грубость).
А что выражает музыка кукол?
Ответы детей. (Жалость, печаль, грусть).
Прикрепляю знак-символ с этими настроениями на изображение «серого города».
Посмотрите, сколько эмоций мы нашли. Мы с вами на верном пути. А теперь обратимся за настроениями к песням.
Дети садятся на стульчики.
Проверяется правильная посадка. (Мы с вами будем петь. Значит, как мы должны сесть) Стихотворение.
А теперь музыкальная загадка для вас.
Звучит отрывок песенки «Мамочка моя» З. Роот. Дети должны её узнать. Молодцы. Мы ищем разные настроения в музыке. Какое настроение в этой песенке?
Ответы детей.
Сейчас мы сделаем вот что: мы будем петь эту песенку, а Елену Владимировну попросим внимательно слушать – получилось ли у нас передать песенкой нашу любовь и нежность к мамам. После песенки сначала спросить детей: «Как вы думаете, у нас всё получилось?» Потом спросить воспитателя.
Если не получилось – спеть ещё раз. Найти настроение «Нежность, ласка, доброта» и прикрепить рядом с «городом».
«Мамочка моя» З. Роот. Программное содержание: учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; учить исполнять песню напевно, естественным звуком, выразительно. Исполнение песни подгруппами детей (мальчики, девочки).
М. р. А мы с вами продолжаем искать разные настроения, переживания, чувства в музыке, ведь нам нужно помочь жителям заколдованного города. Отгадайте загадку про праздник, который я очень люблю.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт,
Значит, праздник?.
(Новый год)
Я смотрю, что все вы, так же как и я, любите Новый год! А Нового года без подарков и без хороводов вокруг ёлочки не бывает. Хочу я вас пригласить в новогодний хоровод, но, честно скажу, Елена Владимировна, я не верю, что Ваши дети смогут спокойно, тихо, а, главное, красиво, встать в хоровод.
Она отвечает. Спорим с ней. Наконец, я отворачиваюсь, считаю до пяти.
Дети образуют круг. Немного напеваю «Новогодний хоровод» Т. Хижинской, чтобы они вспомнили песню. Какая по характеру песня? (Весёлая). Какие у нас лица будут? Как вы будете идти? Как вы будете петь? Ведь мы не зря ищем разные настроения, не забывайте об этом.
Вы идёте по хороводу, я пою, а вы внимательно слушаете музыку - она подскажет, где нужно остановиться. Будьте внимательны. После остановки показываю детям движения припева. Несколько раз повторяем, стоя на месте. Затем повторяем от начала до конца этот «кусок».
Нетрадиционный игровой вариант разучивания песни. Педагог поёт без инструментального сопровождения.
К нам спешит маленький гномик… А чем он занимался, мы узнаем из песенки. Выбираю гномика. (Фуфты-фуфты-фуфты-фу, сейчас я гномика найду).
Нетрадиционный игровой показ песни. Педагог поёт без инструментального сопровождения.
М. р. Ребята, мы с вами слушали и пели две песенки. Одна песенка про новогодний хоровод, другая про гномика, который латал свой колпачок. А что же между ними общего? (Подсказка: мы ищем разные настроения).
Ответ: обе песенки весёлые.
Я выбираю то выражение, которое больше всего подходит к настроению музыки.
Напоминаю о цели. Предлагаю детям сесть или даже лечь на ковёр и послушать инструментальную музыку. Что вы представили? У вас какие чувства вызывает музыка? А хотите узнать, как композитор назвал свою пьесу? Страшилище. Подходит название?
Вот и ещё одно чувство. Как мы его назовём?
Определить характер, динамику, регистр.
Дети, мне что-то стало неуютно возле такого настроения и я предлагаю вам всем обратить внимание на наш зал. Как здесь хорошо! Я назову наш зал комнатой и попробую сыграть на всём, что здесь находится. Ваша задача: повторять точно за мной. Приготовьте ладошки, навострите свои «ушки на макушке».
Работа над развитием чувства ритма:
Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма «Комната наша – прекрасный инструмент!»;
Я вижу, что палочки уже нас заждались, им так нетерпится что-нибудь сыграть. Берите палочки и рассыптесь по залу так, чтобы всем было видно экран. Почему? Потому что на экране будут появляться подсказки. Надо показать.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай и сыграй». Музицирование с ритмическими палочками.
М. р. Ребята, а какое же настроение дарит нам эта музыка?
Ответы детей. (Весёлое, радостное). Выбираем карточку, на которой «Радость, веселье». Прикрепляю знак-символ с этим настроением на изображение «серого города».
Заключительная часть.
Цель: анализ детьми собственной и коллективной деятельности на занятии.
М. р. Посмотрите, как много нам подарила разных настроений музыка. Здесь и грусть, и радость, и страх, и печаль, и веселье. Можно сказать, что мы вернули жителям города чувства и настроения. Город… изменился. (Меняю изображение города на другое). Посмотрите, какими разными красками он заиграл!
Ответы детей.
Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
А что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Как интересно! А чтобы наше хорошее настроение никуда не пропало, я хочу подарить вам игру. Будьте внимательны. Сейчас вы услышите музыку, которая всё время меняется. Сначала она звучит ритмично, даже резко, потом – плавно, нежно. Пусть мальчики превратятся в роботов, а девочки – в звёздочек. У каждых героев «своя» музыка. Если музыка резкая, «колючая», то движения у роботов какими должны быть?
Ответы детей.
У звёздочек музыка плавная, нежная. Какие у них будут движения?
Ответы детей.
Проводится творческая танцевально-музыкальная композиция. Воспитатель фотографирует детей.
М. р. прощается с детьми низким, скрипучим голосом, как «робот», затем нежно и певуче, как спела бы «звёздочка».