Татьяна Суркова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: комплексное.
Цель: Развивать эмоциональную сферу дошкольников с использованием различных видов искусств.
Задачи: Помочь детям осознать взаимосвязь видов искусств: музыки, поэзии, живописи.
Вызвать эмоциональный отклик на прослушанную музыку.
Соотносить настроение музыки с явлениями природы.
Развивать двигательную активность детей, направленную на развитие эмоций через импровизацию.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну Настроения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Оборудование: экран, проектор, мультимедийная презентация, цветы для танца, музыкальные инструменты.
Ход занятия.
Дети входят в музыкальный зал.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Я вновь приглашаю вас в прекрасный мир музыки. Поздороваемся друг с другом и гостями.
«Музыка, здравствуй» М. Лазарев.
Муз. рук. Ребята, мне пришло сегодня необычное письмо от жителей города Настроения. Прочитаем его.
«Жили в городе одном Где улыбки и веселье?
Радость, грусть, веселье. Вмиг исчезло настроенье!
И чудесный город тот Стало серо и уныло,
Звался Настроенье. И безлико и не мило!
Налетел вдруг ураган Ах, не ладятся дела,
Сильный дождь и ветер. Больше нет везенья!
Чувства все перемешал- помогите, дети! Помогите же вернуть наше
Настроенье!»
-Поможем им, ребята?
-Чем мы сможем им помочь? (музыкой, стихами, танцами).
Муз. рук. Нашими помощниками станут- музыка, поэзия, живопись. Музыка поможет- звуками, мелодией, поэзия- красивыми стихами, а живопись- разнообразным сочетанием красок. Они пробуждают у людей различные чувства, настроения, эмоции.
Давайте постараемся увидеть настроение на этой картине. (дети рассматривают картину «Дети,бегущие от грозы» К. Маковского).
- Что изображено?
-Какие краски использует художник? Почему?
-Как вы думаете, что чувствуют дети?
Муз. рук. Небо затянуто тучами и вот, вот скоро хлынет дождь, который будет длиться долго. Ветер нагибает траву и пронизывает тонкую одежонку детей. Девочка со страхом вглядывается в небо, наверное она увидела сверкающую молнию, а значит сейчас громыхнет гром. Музыка Антонио Вивальди поможет нам еще глубже прочувствовать настроение картины.
А. Вивальди «Лето. Гроза».
-Какое чувство испытали вы, слушая музыку?
-Почему? (музыка была напряженная, взволнованная, слышно как порывы ветра гнут деревья, все несется, летит, кружится).
Музыка Антонио Вивальди помогла нам прочувствовать, то настроение, которое испытали дети на картине.
Настроение живет и в музыке, и в красках, и в поэзии. Попробуем услышать и понять, как музыка связана с поэзией, и как многообразно она может пробудить различные чувства и настроения.
В этом нам поможет стихотворение, которое расскажет…
Ребенок рассказывает.
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: Я вижу, погода тепла и ясна!
Скажите, ведь правда, что это весна?
-Вы представили этот чудо-цветок?
-Ребята, как вы думаете, что испытал подснежник? (удивление)
-Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили к этому стихотворению?
Мы с вами слушали «Подснежник» П. И. Чайковского- мелодия вначале пронизана трогательными мотивами, похожими на тихий головокружительный вальс. К середине музыка становится более эмоциональной, слышно журчание ручья, звон капели. Сколько восторга, нежности, как поет вместе с прекрасной музыкой наша душа!
Я хочу предложить вам еще раз послушать «Подснежник». Пусть девочки на мгновение превратятся в удивительные цветы и закружатся в этом чудесном танце, а мальчики будут настоящим оркестром и украсят эту музыку звучанием музыкальных инструментов. Мальчики, выберите те инструменты, тембры которых подходят к этой музыке.
Танец- импровизация –исполняют девочки с цветами. Мальчики играют на треугольниках и колокольчиках.
«Подснежник» П. И. Чайковский.
(Муз. рук. рассказывает во время танца: выглянуло весеннее солнышко, растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Тревожно и радостно протянул навстречу солнышку трепетные лепестки первый весенний цветочек. Вот он выглянул из-под тающего снега и качает головкой на легком, весеннем ветерке. Он такой хрупкий и нежный. А другой цветок смотрит на снег и удивляется: «А не рано ли я проснулся? Нет, не рано, пора, пора- запели птицы. И закружились они в нежном вальсе).
Муз. рук. Прекрасный танец придумали девочки, и мальчики- музыканты тоже постарались.
Звуками музыки, танцевальными движениями можно выразить разное настроение: грустное и веселое, спокойное и взволнованное.
- В чьем исполнении звучали произведения Вивальди, Чайковского? (симфонический оркестр)
А на сцене будто праздник, серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных- трудно рассмотреть.
Все блестит в сиянье света, не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем это (симфонический оркестр).
-Какие инструменты входят в симфонический оркестр?
Каждый инструмент имеет свой тембр, свою окраску.
-Он ворчит, а не поет. Это дедушка (фагот).
-Как мед, тягучий голос сочно льется, как будто гулким эхом отдается (валторна).
-Может тремоло играть, грома звук изображать (литавры)
-Ручейком хрустальным льется (флейтою) она зовется.
Муз. рук. А сейчас вас ждет сюрприз.
Когда трепещут эти звуки,
И дразнит ноющий смычок.
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
А на лице моем улыбка, и слезы капают из глаз
Спасибо, чаровница (скрипка, за неземной твой,
Чудный глас.
(В зал входит скрипач)
Муз. рук. Сама царица инструментов пожаловала к нам. Скрипка, как и голос умеет передавать любые человеческие чувства.
Волшебница скрипка люблю голос твой
Он плачет, смеется, ты пой скрипка, пой,
Как мир молода ты, как мир ты стара,
Тебя буду слушать с утра до утра.
Звучит музыкальное произведение в исполнении скрипки.
-Вам понравилась музыка?
-Что вы представили, вспомнили, слушая это исполнение?
-Какое настроение вызвала она у вас?
Муз. рук. Будто к сердцу прикоснулось что-то печальное, теплое. И с музыкой скрипки запела и загрустила наша душа. Но ведь скрипка может не только грустить, но и веселиться. Попросим скрипку исполнить с нами песню «Веселый старичок».
Песня «Веселый старичок» муз. Портного, сл. Хармса.
-Настроение изменилось у вас?
-Каким оно стало?
Муз. рук. В этом нам помогла скрипка.
(воспитатель обращает внимание на экран)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у жителей города Настроения вновь появились лица.
Муз. рук. Что бы вы хотели пожелать жителям этой чудесной страны?
-Подарим нашим друзьям веселый танец «Дружба»
Танец «Дружба»
Муз. рук. К концу подходит наше сегодняшнее путешествие в удивительном мире искусств, нам осталось оставить свои впечатления, чувства на этой картине. Выбирайте ту картинку, которая передает ваше настроение.
Дети коллективно собирают коллаж из вырезанных картинок под песню «Улыбка» В. Шаинского.
Муз. рук. Посмотрите наша картина превратилась в пеструю полянку, полную различных чувств и настроений.
А я вам пожелаю больше хорошего, радостного настроения. Пусть оно вас сопровождает повсюду.
-До свидание, ребята! До новых встреч!