МААМ-картинки

Конспект проведения организованной учебной деятельности с использованием социоигровой технологии

татьяна жултаева
Конспект проведения организованной учебной деятельности с использованием социоигровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастная категория: старшая группа детского сада

Тема:Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Образовательные области: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с литературоведческим термином «басня», дать краткие сведения о баснописце И. А. Крылове. Способствовать проявлению лидерских качеств.

Публикация «Конспект проведения организованной учебной деятельности с использованием социоигровой технологии» размещена в разделах

Развивающие: учить внимательно вслушиваться в литературный текст, развивать коммуникативно-познавательный интерес к содержанию басни. Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

Воспитательные: воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки, и пытаться их исправлять.

Словарная работа: зима катит в глаза, помертвело чисто поле.

Билингвальный компонент: Муравей – мырска? Стрекоза - шегіртке.

Методы и приемы: вопросы; беседа; создание игровых ситуаций: микрогруппы, смена мизансцен, смена лидера, смена ритма и темпа, физминутка; интеграция.

Оборудование и материал: песочные часы, иллюстрации к басне, портрет и памятник И. А. Крылова, шишка, карандаши, бумага.

Предварительная работа: беседа, просмотр иллюстраций о насекомых, заучивание стихотворений.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: анализируют содержание басни, отвечают на вопросы.

Понимают: нравственны качества как трудолюбие и праздность.

Применяют: накопленный опыт, знания, умения в различных заданиях по ознакомлению с басней.

Проведение организованной учебной деятельности

Круг радости:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями на русском и казахском языке.

- Дети, какое у вас настроение? (хорошее). А вы можете догадаться, какое настроение у наших гостей? (можем). А как? (посмотреть на их лицо). По каким признакам? (по улыбке). Попробуйте теперь все сделать так, чтобы мы поняли, что у вас хорошее настроение (дети и гости улыбаются друг другу). Вот такое настроение пусть будет у вас весь день.

- Ребята, я сейчас вам задам очень сложный вопрос. У каждого человека много хороших качеств. Вы можете их назвать? (дети называют)

- Но есть и плохие. Интересно, какие это качества? (дети называют)

- Как человеку вовремя увидеть свои плохие качества и постараться их исправить? Вы знаете? А вот я в затруднении (пауза).Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.

- А чтобы быстрее найти решение, давайте объединимся в пары. Станем разведчиками?

- Надо разделиться на пары, но раз мы разведчики нам надо себя не обнаружив найти пару только встретившись глазами. Возьмитесь за руки с тем, с кем первым встретился глазами.

Проводится игра «Ручеек».

- Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота (ручеек).

- Пройти в эти ворота смогут те, кто ответит, что будет потом с этой шишкой (показываю сосновую шишку).

- Рассаживайтесь, парочки, удобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно.

Дети парами рассаживаются: на стульчики, на ковер, воспитатель на стуле перед детьми.

- Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу их распутать. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня. Знает ли кто из вас, что такое басня?

Дается время подумать, дети высказывают свои предположения, затем педагог подводит итог.

- Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. В детстве он жил в городе Твери и сейчас в этом городе стоит памятник Крылову.

Показывает портрет Крылова и фотографию памятника.

- А теперь отдохнем. Провожу упражнение «Делай, как я!»

-Встаньте дети, встаньте в круг!

Повторяй за мной мой друг!»

Показываю разнообразные движения, дети повторяют это движение друг за другом, как бы передавая движения по кругу (круговые движения руками, наклоны туловища, прыжки на месте).

- Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова. Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться? Договорились. И так, слушаем….

Чтение басни «Стрекоза и Муравей», но название басни не дается.

- Анализ содержания басни.

В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни (о трудолюбивом человеке, о труженике). А кого можно назвать Стрекозой? (легкомысленного, ленивого, беззаботного человека).

- Дети, сейчас вы будете парами обсуждать содержание басни.

- Все ли вам было понятно? Какие слова вам не понятны? Советоваться будете в своей паре. И даже посоветуйтесь о том, кто из вашей пары будет говорить первым. Для этого пошлите ко мне от пары одного человека для задания:

Ваше время для обсуждения мы ограничим (3 мин) песочными часами.

Дети работают парами.

- Время обсуждения вышло. Я передаю шишку первой паре, она и начинает.

Вот мне совсем непонятно, что значит:

1. «Зима катит в глаза»? Она что на колесах?

- Быстро наступает, неожиданно, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер.

2.- А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

- «Опустело поле, так как убран урожай, замерзла земля, нет насекомых, птиц, темно и сыро, холодно, уныло, тоскливо».

3.- А почему «Нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме.

- Птицы улетели в теплые края, потому что для них нет корма.

- Некоторые животные залегают в спячку.

- Насекомые прячутся под кору дерева.

- Некоторые насекомые, животные делают себе запасы на зиму.

- А что же Стрекоза?

- А Стрекоза все лето пела, играла, веселилась. Не сделала себе запасов.

4.- Как Стрекоза добиралась до муравья?

- «Злой тоской удручена, к Муравью ползет она».

5. «Ты как стрекоза!» О каком человеке так говорят?

- Кто много развлекается, веселится, а мало работает.

6 - Как жила она летом?

Летала много, веселилась, пела песни.

Показывают, как она летала летом, песни пела.

7. Как она ползет к Муравью, покажите

Дети показывают как Стрекоза ползет к Муравью зимой.

Задание для всех пар.

- А как же понять - «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

- Какая противная зима.

-Почему зима пришла так быстро? Я еще не успела наиграться.

- Все кругом противные, не пускают меня к себе.

- Все злые.

- Плохо, что я ничего на приготовила к зиме.

- Очень не хорошо, что я осталась без жилья.

- Я не запасла себе еду на зиму!

- Что же делать Стрекозе?

- Пусть каждая пара подумает: есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

Песочные часы нам опять помогут. Время на обсуждение 1 минута.

- Отвечает пара, у которой шишка.

- Она может быстренько себе что-нибудь построить из щепочек каких-нибудь.

- Пускай идет к бабушке, она-то ее примет и накормит.

- Пускай просится у перелетных птиц взять ее с собой в теплые страны.

- Она же артистка, пускай работать устроится у зверюшек в театре.

- Пусть спрячется под кору дерева.

- Пусть попросит еще раз муравья пустить ее пожить до весны.

- А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?

- Он трудолюбивый.

- Он всегда строит дом.

- Он запасливый, конечно он приготовил много припасов на зиму.

- Он добрый.

- Нет! Он злой, он не пустил к себе стрекозу.

- Почему он все-таки не помог Стрекозе, не пожалел ее?

- Потому что она вся грязная была.

- Потому что она не умеет работать и не хочет, а муравей любит, чтобы все работали.

- Он безжалостный какой-то.

- Нет, он справедливый!

- Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав.

- Решение обсудите. И я подумаю.

Дети делятся на две группы. Обсуждают.

- 1 группы: мы думаем, что муравей поступил правильно, потому что он ведь без стрекозы строил себе дом; стрекоза бездельница

- 2 группы: Мы думаем, что муравей не прав, он мог помочь бедной Стрекозе, надо быть милосердным, он мог научить ее работать и строить себе дом, она бы пела ему всю зиму,и ему было бы весело.

Принимаю решение одной стороны, потом перехожу к другой.

- Вы в разных группах и группы ваши думают по-разному.

- Сейчас, когда мы поговорили о характере Стрекозе и о Муравье, от каждой группы направьте посыльного ко мне, но помните правило: НЕ выбирать себя, пусть тебя выберут другие.

Дети выбирают посыльного, которому шепотом на ушко дается задание. Посыльный должен запомнить и довести задание до всей группы.

Задание 1 группе: Как можно линией изобразить характер героев басни.

Задание 2 группе: Каким цветом можно изобразить характер героев басни.

Время на обсуждение 1 минута.

Дети берут приготовленные бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе: даже на полу, на стуле, пусть ищут сами, обсуждают и рисуют линию: прямую, спиральную, ломаную, волнистую, замкнутую и любым цветом.

- Время истекло. Выберите, кто будет отвечать. На ответ 05 мин.

Показывают рисунки другой группе и поясняют свои действия.

- Линии и цвета у вас получились разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.

- Как бы вы назвали эту басню?

- Муравей и Стрекоза.

Стрекоза на казахском языке - шегіртке, а муравей - мырска.

- А кто, по-вашему, здесь главный герой?

- Стрекоза. -

- Почему?

- Потому что решается судьба стрекозы, через стрекозу высмеиваются недостатки человека (безделье).

- А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей»

Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются?

- Да, только стрекозы.

- А может и Муравья? А у Муравья можно найти плохие черты?

- Нет.

- Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни?

- Нет, не плохо. Мы тоже лету рады, любим плавать в речке, кататься на роликах, любоваться природой.

- А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать?

- Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился.

- Зато он будет сытый зимой.

- Он не радовался летом, и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости.

- Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы.

- Зато у него много варенья.

-Изобразите, как он работал летом. (Дети изображают)

Мне почему-то и Муравья жалко!

- Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу, кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже, каждый по-своему оценивали героев. И они это отобразили на своих иллюстрациях. Посмотрите.

Показывает иллюстрации разных художников

- Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей», где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка?

- Три поросенка.

- В чем же отличие сказки от басни?

- Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

- Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

- Трудолюбию, и жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

- Как вам сегодня было на занятии? Спать хотелось? Гулять? Убежать? Интересно было?

Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе. И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре, и в группе. Сегодня на нашей книжной полке найдется место новой гостье – басне. Крылов ведь написал много басен. Мы их с вами тоже почитаем. А так как басня учит трудолюбию, мы с вами посмотрим еще и мультфильм, который нам принесла Анечка. Спасибо Вам за увлекательную работу.

Публикации по теме:

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Конспект организованной учебной деятельности на тему: «Эмоции. Дидактическая игра «Угадай настроение» для старшей группы. Конспект организованной учебной деятельности на тему: «Эмоции. Дидактическая игра «Угадай настроение» для старшей группы. Составитель:.

Конспект организованной учебной деятельности по развитию речи детей 3–4 лет «На улице зима» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Социум» Тема: «На улице зима» (рассказывание по картине «Зимние забавы»).

«Лошадка в гостях у ребят». Конспект организованной учебной деятельности по развитию речи для детей 2–3 лет Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Социум» Раздел: Развитие речи, Сенсорика, Ознакомление с окружающим миром.

«Дружба». Технологическая карта интегрированной организованной учебной деятельности Топ (группа): средняя «В» Трбиеші (воспитатель): Кенешева НО Білім беру блімі (образовательная область): «Социум»,.

Технологическая карта организованной учебной деятельности Оу ызметін йымдастыру технологиялы карта Технологическая карта организованной учебной деятельности.

Технологическая карта организованной учебной деятельности (Математика. Конструирование) Топ (группа):Средняя «В» Трбиеші (воспитатель): Кенешева НО Білім беру блімі (образовательная область): «Познание».

Технологическая карта организованной учебной деятельности Топ (группа):Средняя «В» Трбиеші (воспитатель): Кенешева НО Білім беру блімі (образовательная область): «Познание».

Технологическая карта организованной учебной деятельности в средней группе Образовательная область: Коммуникация Раздел: Драмма Тема: игры на развитие дыхания Цель: учить детей управлять своим дыханием. Продолжать.

Технологическая карта организованной учебной деятельности с биллингвистическим компонентом Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы «В» Образовательная область: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект проведения организованной учебной деятельности с использованием социоигровой технологии
Опубликовано: 24 марта 2017 в 15:14
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект проведения организованной учебной деятельности с использованием социоигровой технологии» (включая файлы) размещена пользователем татьяна жултаева (УИ 537515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД