татьяна жултаева
Конспект проведения организованной учебной деятельности с использованием социоигровой технологии
Возрастная категория: старшая группа детского сада
Тема:Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Образовательные области: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с литературоведческим термином «басня», дать краткие сведения о баснописце И. А. Крылове. Способствовать проявлению лидерских качеств.
Публикация «Конспект проведения организованной учебной деятельности с использованием социоигровой технологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Развивающие: учить внимательно вслушиваться в литературный текст, развивать коммуникативно-познавательный интерес к содержанию басни. Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.
Воспитательные: воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки, и пытаться их исправлять.
Словарная работа: зима катит в глаза, помертвело чисто поле.
Билингвальный компонент: Муравей – мырска? Стрекоза - шегіртке.
Методы и приемы: вопросы; беседа; создание игровых ситуаций: микрогруппы, смена мизансцен, смена лидера, смена ритма и темпа, физминутка; интеграция.
Оборудование и материал: песочные часы, иллюстрации к басне, портрет и памятник И. А. Крылова, шишка, карандаши, бумага.
Предварительная работа: беседа, просмотр иллюстраций о насекомых, заучивание стихотворений.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: анализируют содержание басни, отвечают на вопросы.
Понимают: нравственны качества как трудолюбие и праздность.
Применяют: накопленный опыт, знания, умения в различных заданиях по ознакомлению с басней.
Проведение организованной учебной деятельности
Круг радости:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями на русском и казахском языке.
- Дети, какое у вас настроение? (хорошее). А вы можете догадаться, какое настроение у наших гостей? (можем). А как? (посмотреть на их лицо). По каким признакам? (по улыбке). Попробуйте теперь все сделать так, чтобы мы поняли, что у вас хорошее настроение (дети и гости улыбаются друг другу). Вот такое настроение пусть будет у вас весь день.
- Ребята, я сейчас вам задам очень сложный вопрос. У каждого человека много хороших качеств. Вы можете их назвать? (дети называют)
- Но есть и плохие. Интересно, какие это качества? (дети называют)
- Как человеку вовремя увидеть свои плохие качества и постараться их исправить? Вы знаете? А вот я в затруднении (пауза).Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.
- А чтобы быстрее найти решение, давайте объединимся в пары. Станем разведчиками?
- Надо разделиться на пары, но раз мы разведчики нам надо себя не обнаружив найти пару только встретившись глазами. Возьмитесь за руки с тем, с кем первым встретился глазами.
Проводится игра «Ручеек».
- Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота (ручеек).
- Пройти в эти ворота смогут те, кто ответит, что будет потом с этой шишкой (показываю сосновую шишку).
- Рассаживайтесь, парочки, удобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно.
Дети парами рассаживаются: на стульчики, на ковер, воспитатель на стуле перед детьми.
- Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу их распутать. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня. Знает ли кто из вас, что такое басня?
Дается время подумать, дети высказывают свои предположения, затем педагог подводит итог.
- Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. В детстве он жил в городе Твери и сейчас в этом городе стоит памятник Крылову.
Показывает портрет Крылова и фотографию памятника.
- А теперь отдохнем. Провожу упражнение «Делай, как я!»
-Встаньте дети, встаньте в круг!
Повторяй за мной мой друг!»
Показываю разнообразные движения, дети повторяют это движение друг за другом, как бы передавая движения по кругу (круговые движения руками, наклоны туловища, прыжки на месте).
- Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова. Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться? Договорились. И так, слушаем….
Чтение басни «Стрекоза и Муравей», но название басни не дается.
- Анализ содержания басни.
В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Подумайте, о каком человеке можно было бы сказать, что он, как Муравей из басни (о трудолюбивом человеке, о труженике). А кого можно назвать Стрекозой? (легкомысленного, ленивого, беззаботного человека).
- Дети, сейчас вы будете парами обсуждать содержание басни.
- Все ли вам было понятно? Какие слова вам не понятны? Советоваться будете в своей паре. И даже посоветуйтесь о том, кто из вашей пары будет говорить первым. Для этого пошлите ко мне от пары одного человека для задания:
Ваше время для обсуждения мы ограничим (3 мин) песочными часами.
Дети работают парами.
- Время обсуждения вышло. Я передаю шишку первой паре, она и начинает.
Вот мне совсем непонятно, что значит:
1. «Зима катит в глаза»? Она что на колесах?
- Быстро наступает, неожиданно, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер.
2.- А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?
- «Опустело поле, так как убран урожай, замерзла земля, нет насекомых, птиц, темно и сыро, холодно, уныло, тоскливо».
3.- А почему «Нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме.
- Птицы улетели в теплые края, потому что для них нет корма.
- Некоторые животные залегают в спячку.
- Насекомые прячутся под кору дерева.
- Некоторые насекомые, животные делают себе запасы на зиму.
- А что же Стрекоза?
- А Стрекоза все лето пела, играла, веселилась. Не сделала себе запасов.
4.- Как Стрекоза добиралась до муравья?
- «Злой тоской удручена, к Муравью ползет она».
5. «Ты как стрекоза!» О каком человеке так говорят?
- Кто много развлекается, веселится, а мало работает.
6 - Как жила она летом?
Летала много, веселилась, пела песни.
Показывают, как она летала летом, песни пела.
7. Как она ползет к Муравью, покажите
Дети показывают как Стрекоза ползет к Муравью зимой.
Задание для всех пар.
- А как же понять - «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.
- Какая противная зима.
-Почему зима пришла так быстро? Я еще не успела наиграться.
- Все кругом противные, не пускают меня к себе.
- Все злые.
- Плохо, что я ничего на приготовила к зиме.
- Очень не хорошо, что я осталась без жилья.
- Я не запасла себе еду на зиму!
- Что же делать Стрекозе?
- Пусть каждая пара подумает: есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.
Песочные часы нам опять помогут. Время на обсуждение 1 минута.
- Отвечает пара, у которой шишка.
- Она может быстренько себе что-нибудь построить из щепочек каких-нибудь.
- Пускай идет к бабушке, она-то ее примет и накормит.
- Пускай просится у перелетных птиц взять ее с собой в теплые страны.
- Она же артистка, пускай работать устроится у зверюшек в театре.
- Пусть спрячется под кору дерева.
- Пусть попросит еще раз муравья пустить ее пожить до весны.
- А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?
- Он трудолюбивый.
- Он всегда строит дом.
- Он запасливый, конечно он приготовил много припасов на зиму.
- Он добрый.
- Нет! Он злой, он не пустил к себе стрекозу.
- Почему он все-таки не помог Стрекозе, не пожалел ее?
- Потому что она вся грязная была.
- Потому что она не умеет работать и не хочет, а муравей любит, чтобы все работали.
- Он безжалостный какой-то.
- Нет, он справедливый!
- Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав.
- Решение обсудите. И я подумаю.
Дети делятся на две группы. Обсуждают.
- 1 группы: мы думаем, что муравей поступил правильно, потому что он ведь без стрекозы строил себе дом; стрекоза бездельница
- 2 группы: Мы думаем, что муравей не прав, он мог помочь бедной Стрекозе, надо быть милосердным, он мог научить ее работать и строить себе дом, она бы пела ему всю зиму,и ему было бы весело.
Принимаю решение одной стороны, потом перехожу к другой.
- Вы в разных группах и группы ваши думают по-разному.
- Сейчас, когда мы поговорили о характере Стрекозе и о Муравье, от каждой группы направьте посыльного ко мне, но помните правило: НЕ выбирать себя, пусть тебя выберут другие.
Дети выбирают посыльного, которому шепотом на ушко дается задание. Посыльный должен запомнить и довести задание до всей группы.
Задание 1 группе: Как можно линией изобразить характер героев басни.
Задание 2 группе: Каким цветом можно изобразить характер героев басни.
Время на обсуждение 1 минута.
Дети берут приготовленные бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе: даже на полу, на стуле, пусть ищут сами, обсуждают и рисуют линию: прямую, спиральную, ломаную, волнистую, замкнутую и любым цветом.
- Время истекло. Выберите, кто будет отвечать. На ответ 05 мин.
Показывают рисунки другой группе и поясняют свои действия.
- Линии и цвета у вас получились разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.
- Как бы вы назвали эту басню?
- Муравей и Стрекоза.
Стрекоза на казахском языке - шегіртке, а муравей - мырска.
- А кто, по-вашему, здесь главный герой?
- Стрекоза. -
- Почему?
- Потому что решается судьба стрекозы, через стрекозу высмеиваются недостатки человека (безделье).
- А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей»
Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются?
- Да, только стрекозы.
- А может и Муравья? А у Муравья можно найти плохие черты?
- Нет.
- Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни?
- Нет, не плохо. Мы тоже лету рады, любим плавать в речке, кататься на роликах, любоваться природой.
- А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать?
- Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился.
- Зато он будет сытый зимой.
- Он не радовался летом, и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости.
- Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы.
- Зато у него много варенья.
-Изобразите, как он работал летом. (Дети изображают)
Мне почему-то и Муравья жалко!
- Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу, кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже, каждый по-своему оценивали героев. И они это отобразили на своих иллюстрациях. Посмотрите.
Показывает иллюстрации разных художников
- Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей», где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка?
- Три поросенка.
- В чем же отличие сказки от басни?
- Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.
- Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?
- Трудолюбию, и жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.
- Как вам сегодня было на занятии? Спать хотелось? Гулять? Убежать? Интересно было?
Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе. И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре, и в группе. Сегодня на нашей книжной полке найдется место новой гостье – басне. Крылов ведь написал много басен. Мы их с вами тоже почитаем. А так как басня учит трудолюбию, мы с вами посмотрим еще и мультфильм, который нам принесла Анечка. Спасибо Вам за увлекательную работу.