Гаврилина Наталья Александровна
Конспект проведения НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения непосредственной – образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей логопедической группе №21 МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка» комбинированного вида» г. Шиханы на тему:
«Вода - волшебница»
Подготовила: воспитатель
Гаврилина Н. А.
Дата проведения : ноябрь 2023г.
Цель:
Публикация «Конспект проведения НОД по познавательному развитию в старшей логопедической группе „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать знания детей о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни.
2. Уточнить представления о том, что вода очень нужна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
4. Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.
Развивающие :
1. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.
Предварительная работа:
Беседы: «Вода, ее значение в жизни растений, человека, природы», «О бережном отношении к водным ресурсам», «Где живет вода?», «Кому она необходима и зачем?», «Кто живет в воде?»;
Чтение сказок, рассказов о воде;
Просмотр мультфильмов «Родничок» и «Русалочка»;
Дидактические игры: «Купание куклы Кати», «Где спряталась рыбка?», «Соберем капельки», «Вода – не вода»;
Сюжетно-ролевые игры: «Купание малышей», «Приготовим обед для гостей», «Постираем белье для кукол»;
Подвижные игры: «Море и камни», «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу»;
Чтение стихотворений и отгадывание загадок по теме;
Наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька).
Материалы и оборудование: ноутбук, аудиозапись «Песня воды», «Утро» Э. Грига; (пластиковые стаканчики, вода, кусковой сахар, трубочки для коктейля, ложечки, лимонный сок, молоко, бутылочка с водой для проведения опытов, фартуки) по количеству детей, иллюстрация Капитошки и знака, запрещающего лить без надобности воду; медальки – капельки по количеству детей.
Индивидуальная работа: с Андреем – активизировать на занятии, с Димой и Настей - выучить стихотворение о Воде.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)
Воспитатель: - Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
Воспитатель: - Возьмемся за руки, друзья! Друг другу улыбнемся. Мы пожелаем всем добра! И скажем:
Дети и воспитатель: - «Здравствуй, солнце!». (Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.)
- Садитесь на стульчики.
1. Вводная часть
Проблемная ситуация:
Воспитатель: - Ребята, мне сегодня принесли посылку и сказали, что она очень ценная. Давайте поскорее ее откроем и посмотрим, кто ее прислал и что в ней лежит такое ценное. (Воспитатель открывает посылку, достает письмо).
- Ребята, тут для вас письмо. (Читает) Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И река, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода) (ответы детей) (Воспитатель достает из посылки банку с водой и зачитывает письмо)
- Ребята, давайте еще раз заглянем в коробку, может там еще что-то есть? (Достает игрушку Капитошка)
- Здравствуйте, ребята. Я – веселая капелька воды по имени Капитошка. Я очень люблю путешествовать и уже облетела всю планету. Вы знаете, как называется наша планета? (ответы детей) Повсюду воду называют волшебной, «Вода-Волшебница». Вы, я знаю, ребята умные. Помогите мне ответить на вопрос: «Почему воду называют Волшебницей»? (Воспитатель достает из посылки иллюстрацию с Капитошей)
2. Основная часть
Воспитатель: - Ребята, поможем Капитошке? (ответы детей)
- Предлагаю вам отправиться в путешествие в Царство Воды. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Раз, два, повернитесь, в Царстве воды окажитесь». (звучит запись «Песня Вода», дети закрывают глаза и кружатся). Открывайте глаза, мы на месте.
- Скажите, ребята, а где же обитает вода в природе? (ответы детей)
- Капитошка предлагает поиграть вам в игру «Назови какая?»
Воспитатель: -Мы будем называть какая вода в названном водоеме и передавать Капитошку по кругу. Например, вода в речке называется речная, а как называется вода в море? – (морская, а в океане? (океанская, в болоте? (болотная, в реке? (речная, в роднике? (родниковая, а в озере? (озерная).
- Трудно найти на Земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду : в земле, в воздухе, в растениях, в каждом животном и в организме человека она тоже присутствует.
- А сейчас нам расскажет стихотворение о воде Дима.
- «Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда».
Воспитатель: - Ребята, а для чего нужна вода человеку, как мы ее используем? (Для приготовления пищи, для питья, стирки, уборки, полива растений, для ухода за животными, для личной гигиены)
- Воду надо беречь: не лить ее без необходимости, закрывать кран, не засорять водоемы!
- Я изготовила знак, который обозначает, что воду нельзя включать без надобности, нельзя оставлять кран включенным, чтобы вода лилась просто так! Давайте после нашего занятия повесим его в нашу комнату для умывания, и будем помнить об этом. (Воспитатель достает и показывает детям знак)
- Вот видите, ребята, какая ценная вода! Без воды все живое на Земле погибло бы. Вода – это жизнь. Она нужна всем живым существам – людям, растениям, животным.
- Есения выучила стихотворение и сейчас нам расскажет:
- «Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!»
3. Практическая часть (Опытно-исследовательская)
Воспитатель: -Молодцы! Вода и в самом деле Волшебница! Итак, нам с вами необходимо узнать тайну воды: какими волшебными свойствами она обладает? Для этого мы с вами, как настоящие ученые, сейчас проведем опыты по изучению свойств воды. Я хочу вас пригласить вас в нашу мини-лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Чтобы наша работа была успешной, в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила: не разговаривать, не шуметь, ничего не пробовать и не трогать без разрешения воспитателя, внимательно его слушать, следовать указаниям и делать выводы. Занимайте свои рабочие места и одевайте фартуки и шапочки. (Дети одевают фартук и шапочку, и садятся за столы)
Воспитатель: - Но прежде, чем приступить к опытам, давайте разомнем наши пальчики и сделаем гимнастику!
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву. (Соединить Ладони в форме «лодочка»,
Две ладошки – друзья – (Делать волнообразные движения рук.)
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву. (Поднять выпрямленные ладони
вверх.)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. (Имитация движений волн и
рыбок.)
Воспитатель: - Итак, приступаем к работе!
Опыт №1. «Вода - жидкость»
- Давайте проверим : возьмем два стаканчика – один с водой, другой- пустой, и переместим воду из одного в другой. (Дети выполняют опыт) Почему вода переливается? (Потому что она жидкая)
Вывод: Вода – это жидкость.
(Воспитатель вещает картинку на доску с выводом)
Опыт № 2. «Вода бесцветная»
- Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В оба стакана опустим ложки. Где видна ложка? (ответы детей) (Дети выполняют опыт) В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет, потому что вода - прозрачная, не имеет цвета, а молоко-имеет белый цвет.
Вывод: Вода – не имеет цвета.
(Воспитатель вещает картинку на доску с выводом)
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».
- Ребята, возьмите трубочку, опустите ее в стакан с водой и попробуйте воду. Расскажите, какая вода на вкус? (ответы детей) Правильно, она безвкусная. Возьмите кусочек сахара и положите в стакан с водой, размешайте ложечкой. А теперь попробуйте воду. (Дети выполняют опыт)
- Какие изменения произошли с водой? (ответы детей) (Стала сладкая)
Вывод: Вода – не имеет вкуса.
(Воспитатель вещает картинку на доску с выводом)
Воспитатель: - Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы на отдых. Давайте сделаем физминутку, встаем около столов и выполняем движения.
Физкультминутка «Речка».
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: - Ребята, садись на стулья, продолжим наши опыты.
Опыт № 4. «Вода не имеет запаха»
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем она пахнет? (ответы детей)
(У воды нет запаха).
- Что произойдет, если мы туда добавим лимонный сок? (Дети выполняют опыт)
- Понюхайте стакан с соком. (У воды появился запах)
Вывод: Вода – не имеет запаха.
(Воспитатель вещает картинку на доску с выводом)
Опыт №5 «Вода – растворитель»
Воспитатель: - Ребята, а я тоже Волшебница. Не верите? Смотрите внимательно: я возьму бутылочку с водой, встряхну ее и скажу волшебные слова: «Раз, два, три, вода из простой стань цветной!» (Воспитатель встряхивает бутылочку с водой, она превращается из бесцветной в зеленую) Какой стала вода? (ответы детей)
- А теперь и вы превратитесь в волшебников! Возьмите бутылки с чистой водой и вместе скажем волшебные слова и хорошо встряхнем бутылочки. «Раз, два, три, вода из простой стань цветной!». (Дети выполняют опыт) Какой стала вода в ваших бутылочках? (ответы детей) (Цветной).
Воспитатель: - Я открою вам тайну: это сделала Волшебница Вода. (Показываю детям крышку с бутылочки, на дне которой находится краска). Вода – это растворитель. Когда мы с вами трясли бутылочку, вода растворила краску и превратила ее из бесцветной в цветную.
Вывод: Вода – растворитель.
(Воспитатель вещает картинку на доску с выводом)
3. Заключительная часть (подведение итогов)
Воспитатель: - Итак, наша работа по изучению воды окончена. Ребята, вам понравилось проводить опыты в нашей мини-лаборатории? (ответы детей)
- Какие волшебные свойства воды вы узнали? (ответы детей)
- Вода – жидкость, не имеет вкуса, запаха, цвета и вода растворяет некоторые вещества. Вода – настоящая Волшебница: она умеет превращаться, менять свое состояние. А вы, ребята, просто Волшебники!
Рефлексия:
- Что вам понравилось на нашем занятии?
- Что вы нового узнали еще о воде?
- Что вызывало у вас затруднения? (ответы детей)
Воспитатель: - Капитошке очень понравилось, как вы занимались: как много знаете вы о Воде Волшебнице, правильно отвечали на вопросы, сами проводили опыты. И на память Капитошка дарит вам волшебные капельки-медали. (Вручение детям медалей).
- Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями! «До свидания, до скорой встречи!» (Дети прощаются с гостями).